+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 29.03.2024 в целях проверки готовности к навигации разводятся мосты по Неве и Большой Неве: Володарский с 02:00 до 05:45; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; Троицкий с 01:20 до 04:50; Благовещенский с 01:25 до 05:00.

 

 

Все понятно!

Юбилей Володарского моста


90-летний юбилей отмечает 6 ноября 2026 года Володарский мост — первый большой разводной мост, построенный в Ленинграде после революции 1917 года. Он стал частью дуговой автотранспортной магистрали,  связавшей между собой все южные районы города.

История

Генеральный план Ленинграда 1930-х годов предполагал активное развитие города на юг; рассматривался даже перенос административного центра Ленинграда из исторического центра на проспект Сталина (ныне Московский проспект). С этими планами связан проект центральной дуговой автомагистрали, проложенной от правого берега Невы через все южные районы – к Финскому заливу.

Проект генерального плана развития Ленинграда, разработанный в 1935 году под руководством Л. Ильина и В. Витмана. Источник: http://ussr.totalarch.com/

Новый мост решено было соорудить в створе Ивановской улицы на левом берегу Невы и дороги на станцию Нева (ныне Народная улица) — на правом. Проект разработали специалисты «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») под руководством профессора Григория Петровича Передерия. Архитектор проекта — К.М. Дмитриев, консультанты — В.И. Крыжановский и А.С. Никольский.

В проекте Володарского моста Г.П. Передерий с коллегами применили ряд инновационных для того времени технических решений, благодаря которым мост стал одним из уникальных инженерных сооружений в СССР первой половины ХХ века.

Перед проектировщиками стояла задача максимально сэкономить металл, поэтому Володарский мост стал первой железобетонной переправой через Неву. Он имел пять пролетов, в том числе два постоянных речных пролета, два береговых и разводной пролет посередине.

Для постоянных речных пролетных строений была разработана оригинальная конструкция – гибкие железобетонные арки с жесткими затяжками. Впервые в мировой практике мостостроения в качестве арматуры были применены стальные трубки, заполненные бетоном. Каждое пролетное строение состояло из двух арок, не имевших поперечных связей между собой. Устойчивость арок обеспечивалась их шириной и жесткими полурамами из подвесок и поперечных балок. Легкие пологие арки со стрелой подъема 13,5 метра делали конструкцию необычно воздушной.

Длина каждого постоянного пролета составила 101 метр, а между ними располагался двукрылый металлический разводной пролет раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения и электромеханическим приводом. Длина разводного пролета — 43,6 метров. Вместо клепаных металлоконструкций были впервые применены сварные, что позволило снизить массу крыльев почти в три раза. Вес каждого крыла разводного пролета составил 385 тонн плюс противовесы по 400 тонн.

Под береговыми пролетами, по набережным, проходили автомагистрали. Подобное планировочное решение также было применено впервые.

Речные опоры моста — бетонные на кессонном основании, облицованы гранитом. Внутри опор проектировщики разместили механизмы разводного пролета, а павильоны управления — на опорах сверху. На береговых устоях моста возвели гранитные обелиски и соорудили гранитные лестничные спуски к Неве.

Строительство моста началось в 1932 году под руководством Г.П. Передерия, В.И. Крыжановского и главного инженера «Ленмосттреста» Ш.А. Джабуа. В том же году была изготовлена модель постоянного пролётного строения в 1/5 натуральной величины. Испытания арки проходили в Таврическом саду.

Опытная арка Володарского моста

Опытная арка Володарского моста

При строительстве переправы были также применены уникальные инженерные решения. Железобетонные арки постоянных пролетов весом до 4000 тонн доставлялись к месту сборки на понтонах. Работы проводились под руководством  академика А.Н. Крылова, а выполняла их Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), специализирующаяся на подъеме затонувших судов и располагавшая сверхмощными лебёдками. Операция с железобетонными арочными фермами столь значительной массы не имела аналогов в мировой строительной практике мостостроения.

Ход строительства

Ход строительства

Ход строительства

Ход строительства

Ход строительства

Ход строительства

Ход строительства

Ход строительства

6 ноября 1936 года в канун 19-летней годовщины  Октябрьской революции, Володарский мост был торжественно открыт. Название он получил в честь революционного деятеля В. Володарского, который был убит в 1918 году недалеко от будущего моста. Чуть выше по течению от моста, на левом берегу Невы, можно увидеть памятник революционеру.

Володарский мост по проекту Г.П. Передерия, 1960-е годы. Источник: http://p2.citywalls.ru/photo_178-183018.jpg?mt=1389893955

Реконструкции и ремонты

Мост отремонтировали в 1970 годах, заменив устаревшие элементы конструкции.

10 сентября 1985 года во время проводки плавучего дока произошла авария, повредившая разводной пролет. После ремонта участились сбои в работе разводного пролета, и было принято решение о полной реконструкции Володарского моста.

О реконструкции переправы читайте на странице, посвященной юбилею нового Володарского моста, в разделе «Юбилеи мостов»

Разводка старого Володарского моста

Характеристики моста

Володарский мост перекинут через реку Неву в створе Ивановской и Народной улиц в Невском районе Санкт-Петербурга.

Сегодня это пятипролетное металлическое сооружение длиной 416,7 метров и шириной 36,8  метров. Оно состоит из двух речных, двух береговых пролетов и разводного пролета в центре.

Разводной пролет — однокрылый раскрывающейся системы, его длина в свету — 41,5 метр. Разводка осуществляется с помощью гидравлического привода. Разводной механизм расположен в правобережной речной опоре, а пульт управления разводкой — в левобережной.

Художественная подсветка моста состоит из 290 светодиодных прожекторов. Она была открыта  27 декабря 2017 года, а до того Володарский мост оставался последним мостом через Неву, не имевшим такой подсветки.

На левобережном въезде на мост расположена трамвайная эстакада. Володарский  – единственный в Петербурге мост с подобным сооружением.

Информация для туристов

Старые железобетонные арки Володарского моста, демонтированные при реконструкции 1986–1993 годов, долгое время лежали в поселке Новосаратовка Всеволожского района. В 2017 году их приобрел на торгах у города житель поселка Андрей Горбань. По словам нового владельца, он планирует построить здесь яхт-клуб.

Авторы: Татьяна Хмельник, Александр Потравнов, источник: https://regionavtica.ru/articles/volodarskij_doljen_byt_razrushen.html

Володарский мост в проекте «Мосты Петербурга»