+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 02.12.2024 разводится мост А.Невского с 2:20 до 5:10 в целях технического обслуживания.

 

Все понятно!

Юбилей Троицкого моста


125-летний юбилей отмечает 29 мая (16 мая по старому стилю) 2028 года Троицкий мост через Неву. Постоянный мост на месте наплавной переправы открылся в 1903 году.

История моста

Наплавной (плашкоутный) мост между Суворовской и Троицкой площадями был сооружен в 1827 году. Первоначально ему собирались дать имя Суворовский, но остановились на названии Троицкий, по Троицкому собору на Петроградской стороне.

Береговые устои моста возводились по проекту инженер-майора В.П. Лебедева. Для их строительства были использованы гранитные блоки, ранее снятые с каналов, окружавших Михайловский замок.

Мост был самым длинным из наплавных переправ Северной столицы — более 500 метров. От других плашкоутных мостов Троицкий отличался своим богатым металлическим декором, изготовленным на Металлическом заводе Ч. Берда по проекту В.П. Лебедева, П.П. Базена и А.П. Зуева. Фонарные столбы были выполнены в виде пучков пик, увенчанных двуглавыми орлами. Пирамидальные обелиски украшены овальными щитами с перекрещенными мечами. Декоративные металлические элементы моста покрасили черным лаком, а литые чугунные детали покрыли сусальным золотом.

Троицкий наплавной мост в 1820-е годы. Источник: https://www.spbmuzei.ru/mostyi_istoriya2.htm

В 1876 году мост укрепили и проложили по нему линию конной железной дороги.

Конка на Троицком наплавном мосту, 1880-е годы

Потребность в постоянной переправе созрела к концу 1870-х годов. Домовладельцы, в основном, жившие на Петроградской стороне, неоднократно обращались к властям Петербурга с просьбой построить постоянный мост через Неву. Переправа нужна была не только для удобства сообщения,  но и на случай экстренной эвакуации во время наводнений.

Первые проекты постоянного Троицкого моста относятся к 1883 году, но окончательное решение было принято в 1891 году и приурочено к 25-летию брачного союза императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 9 октября 1891 года Санкт-Петербургская Городская дума постановила: «Построить через р. Большую Неву, на месте нынешнего плавучего деревянного моста постоянный из камня и железа мост с наименованием его Александро-Мариинским». Однако сам Александр III распорядился сохранить историческое наименование моста — Троицкий.

В апреле 1892 года был объявлен международный конкурс, на который за полгода поступило 16 проектов. 5 заявок подали российские инженеры, 6 — французские фирмы, также поступило два голландских проекта и по одному из Болгарии, Венгрии и Испании.

Первую премию получила фирма Александра Эйфеля, известная знаменитой башней в Париже. Французские инженеры предложили соорудить арочный мост под девизом «Минор» (та же фирма представила и второй проект — «Мажор», раскосной мост висячей системы). Второе место занял российский проект арочного моста «Кремль», его разработали инженеры К. Лембке и Е.К. Кнорре. Третье место завоевал болгарский проект инженера Момчилова — мост балочной системы под девизом «Acier» («Сталь»).

Пока конкурсная комиссия размышляла, какому проекту отдать предпочтение, она получила заявку от французской фирмы «Батиньоль». Консольно-арочная система, предложенная французскими инженерами, позволяла уменьшить размеры опор, что делало мост легким и изящным. Кроме того, французская технология оказалась самой экономичной, благодаря особой конструкции трехшарнирных арок с консолями.

Формально фирма не участвовала в конкурсе, однако в 1896 году был объявлен второй конкурс, по итогам которого из трех представленных заявок был выбран проект «Батиньоль». В 1897 году проект утвержден Николаем II. Согласно контракту на сумму 5 200 тыс. руб. фирма получила подряд на строительство. Специальным пунктом оговаривалось, что мост должен быть построен из российских материалов русскими рабочими.

Мост был заложен 12 августа 1897 года в рамках «Французской недели» в Петербурге. На торжественной церемонии присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. Император, члены царской семьи и французский президент положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете.

«Французcкая неделя» в С.Петербурге. Закладка Троицкого моста, 12 августа 1897 года

Чтобы освободить место для постоянного моста, наплавной передвинули ниже по течению и поставили в створе Мраморного переулка. До открытия Троицкого моста он служил временной переправой.

Временный мост (на заднем плане — почти достроенный постоянный). Фото Карла Буллы, источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)#/media/File:Troitskiy_bridge_build.jpg

Строительство постоянного Троицкого моста через Неву

Строительство постоянного Троицкого моста через Неву

Строительство постоянного Троицкого моста через Неву

26 мая 1898 года был опущен первый кессон под промежуточную опору № 4. Сборка металлических ферм производилась в мастерских фирмы «Батиньоль», расположенных в Волынкиной деревне, на берегу реки Екатерингофки. Перила и весь металлический декор отлили на фабрике Сан-Галли в Санкт-Петербурге.

Транспортировка ферм на место строительства

Разводной пролет моста представлял собой двукрылую симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле Невы. Пролетное строение — двухконсольную уравновешенную металлическую ферму, вращающуюся в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, расположенной на цилиндрической опоре.

Фото К. Буллы до 1918 года, на фото видны ось и дополнительная опора поворотной системы. Источник: https://moiarussia.ru/wp-content/uploads/2015/11/0_acb49_4087d512_XXXL.jpg

Архитектурный проект Троицкого моста разработали французские архитекторы Винсент Шаброль и Рене Патульяр. Они создали декор, еще более богатый, чем был на наплавной переправе. При въезде на мост со стороны Марсова поля установили гранитные обелиски, украшенные бронзовыми рострами кораблей и увенчанные двуглавыми орлами. На постоянных пролетах — чугунные перила художественного литья (на разводном пролете — более легкая металлическая решетка).

Вместо земляной дамбы, насыпанной при строительстве наплавного моста на правом берегу Невы, была сооружена по проекту инженера Г.Г. Кривошеина трехпролетная гранитная аркада длиной почти 90 метров.

К маю 1903 года новый Троицкий мост был построен. Церемонию открытия приурочили к 200-летию Петербурга. 16 мая (29 мая по новому стилю) Император Николай II нажал на символическую электрическую кнопку, приводящую в действие разводной механизм (кнопка не была подключена к механизму, мост развели одновременно с ее нажатием).

Фото Карла Буллы. ЦГАКФФД СПб

Затем мост навели, и по нему торжественно проследовали члены августейшей фамилии.

16 мая 1903 года. Первый проезд по Троицкому мосту императрицы Марии Федоровны и Великого князя Михаила Александровича («ОГОНЁК» №19 Суббота 24 мая (6 июня) 1903 г.)

16 мая 1903 года. Открытие Троицкого моста («ОГОНЁК» №19 Суббота 24 мая (6 июня) 1903 г.)

16 мая 1903 года. Открытие Троицкого моста («ОГОНЁК» №19 Суббота 24 мая (6 июня) 1903 г.)

В 1908 году по Троицкому мосту пустили трамвай. С открытием новой переправы начался новый этап жизни Петроградской стороны. Район стал модным, всего за десять лет здесь было построено множество каменных домов, большинство — в стиле «петербургский модерн».

Мост претерпел несколько переименований.  В 1918 году его назвали в стиле революционной романтики — мостом Равенства, в декабре 1934 года он стал Кировским, в память об убитом государственном деятеле С.М. Кирове. 4 октября 1991 переправе возвратили историческое наименование — Троицкий мост.

1918 год, мост Равенства празднично оформлен к 1-й годовщине Октябрьской революции

Реконструкции и ремонты

Мост ремонтировали несколько раз, в том числе, в годы войны — в 1942 году в его пролет попала немецкая авиабомба.

Главные реконструкции переправы были выполнены в 1965–1967 годах и в 2001–2003 годах. Подробнее о них вы можете прочесть на юбилейной странице, посвященной открытию Кировского моста после реконструкции, и на основной странице в разделе «Мосты Петербурга».

Характеристики моста

Троицкий мост — десятипролетный с однокрылым разводным пролетом раскрывающегося типа у левого берега. Длина моста — 582 метра, ширина — 23,5 метров. Отверстие разводного пролета в свету — 43 метра.  Разводка моста производится с помощью гидравлической системы.

Разводной механизм Троицкого моста

Освещают переправу 72 светильника, размещенные на сорока канделябрах, больших и малых.

Фонари Троицкого моста. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Trinity_Bridge_-_span_of_a_bridge.JPG

Информация для туристов

Обелиски на въезде на Троицкий мост со стороны Суворовской площади украшают бронзовые мемориальные доски с памятными датами и именами всех участников проекта.

Мемориальная доска на обелиске с низовой стороны моста гласит:

«Троицкий мост заложен 12 августа 1897 г. в память 25-летия бракосочетания Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны, в третье лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в присутствии Императорских Величеств, Президента Французской республики Феликса Фора, Членов Императорской семьи, Представителей Иностранных Государств, Представителей Правительственных Учреждений и Городского Общественного Управления в бытность Министром Внутренних дел И. А. Горемыкина, Градоначальником Н. В. Клейгельса, Городским Головою В. А. Ратькова-Рожнова, Председателями подготовительных комиссий: П. П. Дурново и Ф. И. Жербина».

Историческое фото доски

Надпись на мемориальной доске на обелиске с верховой стороны:

«Троицкий мост окончен в 1903 г. в девятое лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в бытность Министра Внутренних дел В. К. Плеве, Градоначальником Н. В. Клейгельса, Городским головою П. И. Лелянова, товарищем его С. А. Тарасова и членами Управы М. А. Аничкова, А. Н. Бутова, М. Ф. Еремеева, И. Т. Крюкова, И. П. Медведева, В. С. Петрова и В. А. Тройницкого.

Постройка моста и составление проектов производились под руководством Исполнительной комиссии: председателя А. И. Глуховского и членов А. А. Архангельского, А. П. Веретенникова, П. Н. Казина, И. В. Клименко, Ф. Б. Нагеля, А. И. Кокшарова, А. Г. Редько, М. Ф. Андерсина и П. А. Лихачева, представителя от Министерства Внутренних дел Л. И. Новакова и представителей от Министерства Путей Сообщения Л. Ф. Николаи, Ф. Г. Зброжека, Н. Б. Богуславского, А. Б. Бернгарда и Г. Н. Соловьева при участии Комиссии от Императорской Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике из членов Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, М. П. Боткина, Г. И. Котова и М. А. Чижова. Металлическая часть моста с каменными опорами длиною 225 сажен построена французским строительным Обществом „Батиньоль“ по проекту, им же составленному, при председателе Общества Ю. Гуэне и администраторах Е. Фуке и Л. Гальяре. Каменная часть моста длиною 38 сажен построена А. Симоновым и Е. Кнорре по проекту Г. Г. Кривошеина».

Историческое фото доски

Троицкий мост в проекте «Мосты Петербурга»