+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 12.11.2018 на 13.11.2018 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Троицкого моста


115 лет назад, 29 мая (16 мая по старому стилю) 1903 года, открылся постоянный Троицкий мост через Неву. Он соединил Адмиралтейский и Петроградский острова.

История моста

Наплавной (плашкоутный) мост между Суворовской и Троицкой площадями был сооружен в 1827 году. Первоначально ему собирались дать имя Суворовский, но остановились на названии Троицкий, по Троицкому собору на Петроградской стороне.

Береговые устои моста возводились по проекту инженер-майора В.П. Лебедева. Для их строительства были использованы гранитные блоки, ранее снятые с каналов, окружавших Михайловский замок.

Мост был самым длинным из наплавных переправ Северной столицы — более 500 метров. От других плашкоутных мостов Троицкий отличался своим богатым металлическим декором, изготовленным на Металлическом заводе Ч. Берда по проекту В.П. Лебедева, П.П. Базена и А.П. Зуева. Фонарные столбы были выполнены в виде пучков пик, увенчанных двуглавыми орлами. Пирамидальные обелиски украшены овальными щитами с перекрещенными мечами. Декоративные металлические элементы моста покрасили черным лаком, а литые чугунные детали покрыли сусальным золотом.

Троицкий наплавной мост в 1820е годы

В 1876 году мост укрепили и проложили по нему линию конной железной дороги.

Конка на Троицком наплавном мосту, 1880-е годы

Потребность в постоянной переправе созрела к концу 1870-х годов. Домовладельцы, в основном, жившие на Петроградской стороне, неоднократно обращались к властям Петербурга с просьбой построить постоянный мост через Неву. Переправа нужна была не только для удобства сообщения,  но и на случай экстренной эвакуации во время наводнений.

Первые проекты постоянного Троицкого моста относятся к 1883 году, но окончательное решение было принято в 1891 году и приурочено к 25-летию брачного союза императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 9 октября 1891 года Санкт-Петербургская Городская дума постановила: «Построить через р. Большую Неву, на месте нынешнего плавучего деревянного моста постоянный из камня и железа мост с наименованием его Александро-Мариинским». Однако сам Александр III распорядился сохранить историческое наименование моста — Троицкий.

В апреле 1892 года был объявлен международный конкурс, на который за полгода поступило 16 проектов. 5 заявок подали российские инженеры, 6 — французские фирмы, также поступило два голландских проекта и по одному из Болгарии, Венгрии и Испании.

Первую премию получила фирма Александра Эйфеля, известная знаменитой башней в Париже. Французские инженеры предложили соорудить арочный мост под девизом «Минор» (та же фирма представила и второй проект — «Мажор», раскосной мост висячей системы). Второе место занял российский проект арочного моста «Кремль», его разработали инженеры К. Лембке и Е.К. Кнорре. Третье место завоевал болгарский проект инженера Момчилова — мост балочной системы под девизом «Acier» («Сталь»).

Пока конкурсная комиссия размышляла, какому проекту отдать предпочтение, она получила заявку от французской фирмы «Батиньоль». Консольно-арочная система, предложенная французскими инженерами, позволяла уменьшить размеры опор, что делало мост легким и изящным. Кроме того, французская технология оказалась самой экономичной, благодаря особой конструкции трехшарнирных арок с консолями.

Формально фирма не участвовала в конкурсе, однако в 1896 году был объявлен второй конкурс, по итогам которого из трех представленных заявок был выбран проект «Батиньоль». В 1897 году проект утвержден Николаем II. Согласно контракту на сумму 5 200 тыс. руб. фирма получила подряд на строительство. Специальным пунктом оговаривалось, что мост должен быть построен из российских материалов русскими рабочими.

Мост был заложен 12 августа 1897 года в рамках «Французской недели» в Петербурге. На торжественной церемонии присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. Император, члены царской семьи и французский президент положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете.

«Французcкая неделя» в С.Петербурге. Закладка Троицкого моста, 12 августа 1897 года

Чтобы освободить место для постоянного моста, наплавной передвинули ниже по течению и поставили в створе Мраморного переулка. До открытия Троицкого моста он служил временной переправой.

Временный мост (на заднем плане — почти достроенный постоянный)

Строительство постоянного Троицкого моста через Неву

Строительство постоянного Троицкого моста через Неву

Строительство постоянного Троицкого моста через Неву

26 мая 1898 года был опущен первый кессон под промежуточную опору № 4. Сборка металлических ферм производилась в мастерских фирмы «Батиньоль», расположенных в Волынкиной деревне, на берегу реки Екатерингофки. Перила и весь металлический декор отлили на фабрике Сан-Галли в Санкт-Петербурге.

Транспортировка ферм на место строительства

Разводной пролет моста представлял собой двукрылую симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле Невы. Пролетное строение — двухконсольную уравновешенную металлическую ферму, вращающуюся в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, расположенной на цилиндрической опоре.

Фото К. Буллы до 1918 года, на фото видны ось и дополнительная опора поворотной системы

Архитектурный проект Троицкого моста разработали французские архитекторы Винсент Шаброль и Рене Патульяр. Они создали декор, еще более богатый, чем был на наплавной переправе. При въезде на мост со стороны Марсова поля установили гранитные обелиски, украшенные бронзовыми рострами кораблей и увенчанные двуглавыми орлами. На постоянных пролетах — чугунные перила художественного литья (на разводном пролете — более легкая металлическая решетка).

Вместо земляной дамбы, насыпанной при строительстве наплавного моста на правом берегу Невы, была сооружена по проекту инженера Г.Г. Кривошеина трехпролетная гранитная аркада длиной почти 90 метров.

К маю 1903 года новый Троицкий мост был построен. Церемонию открытия приурочили к 200-летию Петербурга. 16 мая (29 мая по новому стилю) Император Николай II нажал на символическую электрическую кнопку, приводящую в действие разводной механизм (кнопка не была подключена к механизму, мост развели одновременно с ее нажатием).

Царь нажимает на символическую кнопку

Затем мост навели, и по нему торжественно проследовали члены августейшей фамилии.

16 мая 1903 года. Первый проезд по Троицкому мосту императрицы Марии Федоровны и Великого князя Михаила Александровича («ОГОНЁК» №19 Суббота 24 мая (6 июня) 1903 г.)

16 мая 1903 года. Открытие Троицкого моста («ОГОНЁК» №19 Суббота 24 мая (6 июня) 1903 г.)

16 мая 1903 года. Открытие Троицкого моста («ОГОНЁК» №19 Суббота 24 мая (6 июня) 1903 г.)

В 1908 году по Троицкому мосту пустили трамвай. С открытием новой переправы начался новый этап жизни Петроградской стороны. Район стал модным, всего за десять лет здесь было построено множество каменных домов, большинство — в стиле «петербургский модерн».

Мост претерпел несколько переименований.  В 1918 году его назвали в стиле революционной романтики — мостом Равенства, в декабре 1934 года он стал Кировским, в память об убитом государственном деятеле С.М. Кирове. 4 октября 1991 переправе возвратили историческое наименование — Троицкий мост.

1918 год, мост Равенства празднично оформлен к 1-й годовщине Октябрьской революции

Реконструкции и ремонты

Мост ремонтировали несколько раз, в том числе, в годы войны — в 1942 году в его пролет попала немецкая авиабомба.

Главные реконструкции переправы были выполнены в 1965–1967 годах и в 2001–2003 годах. Подробнее о них вы можете прочесть на юбилейной странице, посвященной открытию Кировского моста после реконструкции, и на основной странице в разделе «Мосты Петербурга».

Характеристики моста

Троицкий мост — десятипролетный с однокрылым разводным пролетом раскрывающегося типа у левого берега. Длина моста — 582 метра, ширина — 23,5 метров. Отверстие разводного пролета в свету — 43 метра.  Разводка моста производится с помощью гидравлической системы.

Разводной механизм Троицкого моста

Освещают переправу 72 светильника, размещенные на сорока канделябрах, больших и малых.

Фонари Троицкого моста

Информация для туристов

Обелиски на въезде на Троицкий мост со стороны Суворовской площади украшают бронзовые мемориальные доски с памятными датами и именами всех участников проекта.

Мемориальная доска на обелиске с низовой стороны моста гласит:

«Троицкий мост заложен 12 августа 1897 г. в память 25-летия бракосочетания Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны, в третье лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в присутствии Императорских Величеств, Президента Французской республики Феликса Фора, Членов Императорской семьи, Представителей Иностранных Государств, Представителей Правительственных Учреждений и Городского Общественного Управления в бытность Министром Внутренних дел И. А. Горемыкина, Градоначальником Н. В. Клейгельса, Городским Головою В. А. Ратькова-Рожнова, Председателями подготовительных комиссий: П. П. Дурново и Ф. И. Жербина».

Историческое фото доски

Надпись на мемориальной доске на обелиске с верховой стороны:

«Троицкий мост окончен в 1903 г. в девятое лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в бытность Министра Внутренних дел В. К. Плеве, Градоначальником Н. В. Клейгельса, Городским головою П. И. Лелянова, товарищем его С. А. Тарасова и членами Управы М. А. Аничкова, А. Н. Бутова, М. Ф. Еремеева, И. Т. Крюкова, И. П. Медведева, В. С. Петрова и В. А. Тройницкого.

Постройка моста и составление проектов производились под руководством Исполнительной комиссии: председателя А. И. Глуховского и членов А. А. Архангельского, А. П. Веретенникова, П. Н. Казина, И. В. Клименко, Ф. Б. Нагеля, А. И. Кокшарова, А. Г. Редько, М. Ф. Андерсина и П. А. Лихачева, представителя от Министерства Внутренних дел Л. И. Новакова и представителей от Министерства Путей Сообщения Л. Ф. Николаи, Ф. Г. Зброжека, Н. Б. Богуславского, А. Б. Бернгарда и Г. Н. Соловьева при участии Комиссии от Императорской Академии Художеств под председательством Р. А. Гедике из членов Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцева, М. П. Боткина, Г. И. Котова и М. А. Чижова. Металлическая часть моста с каменными опорами длиною 225 сажен построена французским строительным Обществом „Батиньоль“ по проекту, им же составленному, при председателе Общества Ю. Гуэне и администраторах Е. Фуке и Л. Гальяре. Каменная часть моста длиною 38 сажен построена А. Симоновым и Е. Кнорре по проекту Г. Г. Кривошеина».

Историческое фото доски

Троицкий мост в проекте «Мосты Петербурга»