+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 23.09.2018 на 24.09.2018 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Силина моста


Двойной юбилей отмечает в 2018 году Силин мост, перекинутый через реку Карповку по оси Каменноостровского проспекта. 242 лет назад здесь соорудили первую постоянную деревянную переправу, а в 1936 году был введен в эксплуатацию современный железобетонный мост.

История

Река Карповка — один из рукавов Невы, вытекает из Большой Невки и впадает в Малую Невку. Название реки, согласно разным источникам, происходит от финского слова korpi (дикий лес) или korppi (ворон). Через Карповку перекинуто 7 мостов, от истока к устью: Аптекарский, Петропавловский, Силин, Геслеровский, Карповский, Барочный и Молодёжный.

В XVIII веке реку Карповку по оси нынешнего Каменноостровского проспекта пересекала дорога, ведущая с Петербургского (ныне Петроградский) острова на Аптекарский остров — и далее на Каменный остров. До 1760-х годов здесь существовала наплавная переправа, а в 1776 году ее перестроили в постоянный трехпролетный деревянный балочный мост длиной 35 метров и шириной 18 метров.

Силин мост на плане Санкт-Петербурга 1792 года

В 1798 году мост получил название Силин по фамилии владельца земельного участка.

Реконструкции и ремонты

Силин мост неоднократно ремонтировали в дереве. Так, в 1876 году его укрепили для прокладки конной железной дороги (конки). В 1907 году конку сменил трамвай.

Трамвай на Каменноостровском проспекте, 1908 год

В начале XX века рассматривался проект перестройки деревянного Силина моста в железобетонный, но он не был реализован.

Силин мост в 1910-е – 1920-е годы   

Силин мост в 1910-е – 1920-е годы

В 1936 году по проекту специалистов «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест») — инженера А.Д. Саперштейн и архитектора К.М. Дмитриева мост был перестроен в однопролетный железобетонный арочный.

Пионерский мост вскоре после открытия

Пионерский мост вскоре после открытия

Тогда же мост переименовали в Пионерский  — в честь пионерской организации. О названии переправы напоминают барельефы на чугунной решетке перил, автор которых — скульптор Леопольд Дитрих (1877–1954).

Перила Пионерского (Силина) моста

Историческое наименование Силину мосту вернули 4 октября 1991 года, одновременно с возвращением исторических имен Каменноостровскому проспекту и Троицкому мосту.

В 1950 году с Кировского проспекта (ныне Каменноостровский пр.) сняли трамвайные пути, и на Пионерском мосту обновили дорожное покрытие. Капитальный ремонт переправы был произведен в 1974 году. В 1986 году тротуары отделили от проезжей части гранитным парапетом.

Характеристики моста

Силин мост перекинут через реку Карповку в створе Каменноостровского проспекта, соединяя Петроградский и Аптекарский острова. Длина моста – 26,1 метров, ширина — 25,6 метров. Однопролетное железобетонное сооружение по конструкции представляет собой двухшарнирную арку, нижняя поверхность железобетонного свода имеет эллиптическое очертание.

Фасады пролетного строения облицованы розовым гранитом с рустовочным камнем в замке. Устои массивные железобетонные на свайном основании. Перильное ограждение чугунное художественного литья на чугунных тумбах. На устоях — гранитные парапеты, возле которых установлены гранитные скамьи.  У левого берега с верховой стороны моста – гранитный лестничный спуск к воде.

Информация для туристов

Выше по течению на правом берегу реки Карповки стоит двухэтажное здание, где с 1905 до 1945 годов располагался дом общества пособия нуждающимся литераторам им. В.Ф. Голубева. Общежитие писателей построено по проекту архитектора Евгения Вейнберга и получило имя мецената, который пожертвовал свои средства на строительство дома.

Здесь жили и работали многие известные русские литераторы, художники и деятели культуры первой половины XX века, в том числе великий русский художник Павел Филонов.

По этому дому получила название прилегающая к набережной реки Карповки улица Литераторов.

Силин мост в проекте «Мосты Петербурга»