+7 (812) 577-78-43
Юбилей Сампсониевского моста
Сампсониевский мост, перекинутый через Большую Невку поблизости от ее истока и соединивший Выборгскую и Петроградскую стороны, отмечает 175-летний юбилей. В 1847 году здесь был открыт первый постоянный деревянный мост.
История
Первоначально здесь была наплавная (плашкоутная) переправа, перенесенная сюда, к истоку Большой Невки, на рубеже XVIII и XIX веков. Ранее переправа располагалась ниже по течению, на месте современного Гренадерского моста. Наплавной мост был назван Выборгским.
В 1847 году на месте плашкоутного был сооружен постоянный мост длиной 242 метра и шириной 12,7 метров. Он стал одной из первых постоянных переправ через Неву и ее рукава. Это был деревянный 13-пролетный разводной мост сложной ригельно-подкосной системы. Разводной пролет располагался у правого берега Большой Невки.
Мост получил наименование Сампсониевский — по одноименному собору, который был построен на Выборгской стороне в память о Полтавской битве, произошедшей в 1709 году в Святого Сампсония Странноприимца — 27 июня.
С 1923 по 1991 годы мост назывался мостом Свободы.
Реконструкции и ремонты
Сампсониевский мост капитально отремонтировали в 1862 году, а в 1871 году его перестроили с использованием старых свай и с сохранением прежней конструкции.
В 1889 году разводной пролет перенесли на середину моста, а число пролетов увеличили. Теперь это был деревянный 17-пролетный мост подкосной системы, длиной 235 метров, шириной — 18,2 метров. Перильные ограждения установили деревянные, а тумбы на опорах — чугунные, прямоугольного сечения с фонарями.
В 1907–1909 годах по мосту решили пустить трамвай, и переправу необходимо было капитально перестроить. В 1906 году профессор Инженерной академии Г.Г. Кривошеин представил в Городскую управу два варианта конструкции: металлическую и железобетонную. Комиссия выбрала металлический мост с разводным пролетом посредине.
В 1908 году старый деревянный мост разобрали и соорудили временную объездную переправу. Продольная ось моста располагалась на 65 метров ниже по течению Большой Невки. Новую постоянную переправу построить в то время не удалось.
В 1937 году временный мост Свободы был перестроен под руководством инженера А.С. Граблевского. Деревянные пролетные строения заменили металлическими балками, ручной механизм разводного пролета — электромеханическим.
В 1955 году мост пришел в аварийное состояние и был закрыт для движения транспорта и пешеходов. По проекту инженеров В.В. Демченко и Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и В.А. Грушке на старой трассе Сампсониевского моста началось строительство новой семипролетной металлической переправы с разводным пролетом посредине.
Работы велись в 1955–1958 годах под руководством инженера П.В. Андреевского.
30 октября 1957 года проведены испытания пролетных строений: на новый мост Свободы въехали танки.
В 1958 году мост был открыт для движения.
Новый капитальный ремонт моста, которому к тому времени было возвращено историческое название, проходил с июня 2000 года по июнь 2001 года. В ходе реконструкции заменено дорожное полотно, трамвайные пути уложили на новой железобетонной подушке, без шпал, что позволило увеличить скорость и уменьшить шум, производимый при движении вагонов. На мосту заменили гидроизоляцию и светильники, восстановили перила, установили художественную подсветку, обновили окраску металлоконструкций пролетных строений.
Характеристики моста
Сампсониевский мост соединяет Петроградский остров с Выборгской стороной в створе улицы Куйбышева и Финляндского проспекта. Длина переправы — 214,8 метра, ширина — 27 метров.
Мост семипролетный с двукрылым разводным пролетом посередине. Пять пролетов, в том числе разводной, перекрыты металлическими пролетными строениями, а два береговых пролета — железобетонными двухшарнирными сводами.
Разводной пролет двукрылый металлический цельносварной откатно-раскрывающейся системы с жестко закрепленными противовесами. Разводится с помощью электропривода. При этом на мосту до сих пор сохранилась уникальная возможность ручной разводки посредством механизма с цепной системой.
Береговые опоры Сампсониевского моста со спусками к воде и железобетонные арочные пролетные строения облицованы розовым гранитом. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья из прямых стержней, оригинально соединенных в верхней части пояса своеобразным «узлом», с чугунными тумбами.
Для освещения установлены высокие канделябры в виде чугунных профилированных стоек, которые увенчаны круглыми обоймами со светильниками по кругу.
Мост предназначен для автомобильного, пешеходного и трамвайного движения.
Информация для туристов
Рядом с Сампсониевским мостом, у Петроградской набережной, стоит уникальный корабль-музей — крейсер «Аврора». Корабль был построен в Санкт-Петербурге на Новом Адмиралтействе и торжественно спущен на воду в 1900 году. 25 октября 1917 года с «Авроры» был произведен холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца. Однако в то время корабль находился не там, где мы привыкли его видеть, а выше по течению Невы, у Николаевского (сейчас — Благовещенского) моста.
17 ноября 1948 года «Аврора» заняла место вечной стоянки у Петроградской набережной, а в 1956 стала филиалом Центрального военно-морского музея. Сегодняшняя экспозиция корабля-музея рассказывает об истории отечественного флота и о месте знаменитого крейсера в исторических событиях XX века.