+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2017 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2018 года.

 

Все понятно!

Юбилей Моста Ломоносова


230-летний юбилей со дня открытия в этом году отмечает один из самых ярких памятников петербургского мостостроения — мост Ломоносова (Чернышёв). Он перекинут через реку Фонтанку в створе улицы Ломоносова и одноименной площади.

История

 

Переправа была построена в 1785–1787 годах по типовому проекту каменных «башенных» мостов через Фонтанку. Проект разработал французский инженер и архитектор Жан-Родольф Перроне при участии русских архитекторов Ю.М. Фельтена и В.И. Баженова.

Жан-Родольф Перроне (1708–1794), https://ru.wikipedia.org/

Типовой мост был трехпролетным на каменных устоях. Опоры и арочные пролетные строения облицованы гранитом. На опорах снизу сооружены гранитные ледорезы треугольной формы, а сверху — четыре гранитные башни, где размещались разводные механизмы. Центральный разводной пролет был деревянным, двукрылым. Мост разводился вручную с помощью цепей.

В 80-х годах XVIII века по этому проекту были сооружены 7 типовых мостов через реку Фонтанку: Симеоновский (ныне Белинского), Аничков, Чернышёв (ныне Ломоносова), Семеновский, Обуховский, Измайловский, Старо-Калинкин. Из них только два моста — Ломоносова и Старо-Калинкин — сохранились в своем первоначальном виде до наших дней. (При этом Старо-Калинкин мост в конце XIX и в начале XX века подвергался существенным перестройкам, его декор был восстановлен только в 1960-х годах).

В первые годы после постройки нынешний мост Ломоносова носил имя Екатерининский, в честь императрицы Екатерины II. Однако вскоре его переименовали в Чернышёв - по названию одноименного переулка, по оси которого он проходил. Здесь располагалась усадьба генерал-аншефа Григория Петровича Чернышёва, участника Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.

Чернышёв мост, 2-я половина XIX века: https://pastvu.com/p/131469

Реконструкции и ремонты

В 1859 году разводной пролет Чернышёва моста заменили постоянным, но тоже деревянным, и башни превратились в декоративный элемент. Тогда же тротуары отделили от проезжей части.

Проезжая часть переправы была узкой и к концу XIX века перестала справляться с возросшими транспортными потоками. Поэтому на рубеже веков было предпринято несколько попыток перестроить Чернышёв мост. Так, в 1907 году Городская управа одобрила проект, разработанный инженером Г.Г. Кривошеиным и архитектором В. П. Апышковым, предлагавший перенести башни Чернышёва моста на береговые устои или полностью их демонтировать как бесполезные. События первой русской революции 1905–1907 годов помешали осуществить этот замысел. Вопрос о перестройке Чернышева моста был вновь поднят в начале 1910-х годов, но Академия художеств и Общество архитекторов решительно выступили за сохранение облика переправы.

В 1912–1913 годах была проведена реконструкция по проекту инженера А.П. Пшеницкого. Усилили опоры и свод моста, деревянные конструкции центрального пролета заменили металлическими балочными, обновили гранитную облицовку.

Фото Карла Буллы, зима 1915 года: http://oldsp.ru/old/photo/view/3673

В середине 1915 года на мосту были установлены гранитные фонари-обелиски с морскими коньками-гиппокампами, выполненные по проекту архитектора И.А. Фомина. На каждом обелиске — по два фонаря овальной формы на металлических кронштейнах.

Фонарь

В 1948 году мосту дали новое имя в честь выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова. Одновременно имя Ломоносова получила предмостная площадь со сквером, а Чернышёв переулок стал улицей Ломоносова.

В 1950 году на мосту восстановили гранитные обелиски с фонарями, пострадавшие в годы блокады. В 1967 году архитектурные детали обелисков были позолочены. В 1989 году перестроены гранитный поребрик и водоотливной лоток.

В 2006 году была проведена реставрация обелисков, освежили позолоту фонарей, шарообразных наверший и гиппокампов.

Характеристики моста

Мост Ломоносова — единственная из переправ через Фонтанку, построенных по типовому проекту Ж-Р. Перроне, которой за 130 лет удалось сохранить свой архитектурный облик почти неизменным. Это каменное трехпролетное сооружение длиной 62,9 метра, шириной — 16,1 метр. Перила — чугунные на гранитных тумбах, рисунок повторяет узор набережных Фонтанки.

Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Информация для туристов

Кроме собственно моста Ломоносова, интерес представляет одноименная площадь со сквером. В 1816–1834 годах по проекту Карло Росси создавался единый архитектурный ансамбль Александринского театра. Проект предполагал организацию всего пространства от Невского проспекта до набережной Фонтанки, включая круглую площадь перед въездом на Чернышёв мост. И улицу, и площадь планировалось оформить фасадами зданий в классическом стиле. Замысел полностью реализован не был: завершенными оказались только обе стороны улицы, ныне носящей имя зодчего. Однако общая планировка площади сохранилась в том виде, как ее задумал Росси.

В 1948 году Чернышёву площадь переименовали в площадь Ломоносова. В народе ее немедленно окрестили «Площадью Ораниенбаума», но это прозвище не прижилось, в отличие от «Ватрушки» — так площадь называют до сих пор за ее круглую форму.

Панорама, https://sdelanounas.ru/

Ломоносова мост в проекте «Мосты Петербурга»