+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 21.11.2018 на 22.11.2018 мосты по Неве и Большой Неве разводятся.

Все понятно!

Юбилей Молвинского моста


Юбилейную дату отмечает в 2018 году Молвинский мост, перекинутый через реку Таракановку на границе Адмиралтейского и Кировского районов Санкт-Петербурга. В 1823 году здесь была сооружена трехпролетная переправа на кирпичных устоях и чугунных опорах.

История

Река Таракановка протекает вдоль южной границы парка Екатерингоф, она берет начало в Бумажном канале и впадает в реку Екатерингофку. Река получила свое имя в 1785 году по фамилии владельцев расположенного здесь завода. (До начала XX века Таракановка вытекала из Фонтанки у Старо-Калинкина моста, но к 1920-м годам участок от Фонтанки до Бумажного канала был засыпан).

Парк Екатерингоф был основан в 1711 году Петром I, который подарил своей жене Екатерине I земли к юго-западу от Санкт-Петербурга и построил для нее деревянный дворец. Загородную резиденцию императрицы соединил с городом тракт, позднее получивший название Екатерингофская улица или Екатерингофский проспект.

Парк Екатерингоф в Петровское время, с гравюры А. Зубова 1716 года

Первая деревянная переправа через реку Таракановку в створе Екатерингофской улицы на юге парка Екатерингоф появилась в середине XVIII века. Это был деревянный мост балочно-подкосной системы, построенный по проекту Хармана ван Болеса.

В 1823 году переправу перестроили по проекту французских инженеров П.П. Базена и Б.П.Э. Клапейрона. Через Таракановку перебросили трехпролетный арочный мост длиной около 64 метров и шириной около 10 метров. Мост был деревянным на кирпичных береговых устоях и русловых опорах в виде чугунных колонн. (Согласно ряду источников, в том числе книге В. Ходановича «Екатерингоф. От императорской резиденции до рабочей окраины», основанием русловых опор служили винтовые сваи, однако это маловероятно, т.к. впервые винтовые сваи применил британский инженер Александр Митчелл лишь в 1833 году).

Мост назвали Молвинским по располагавшейся здесь даче купца Я.Н. Мольво (Молво), владельца водочного и сахарного заводов. В начале XIX века также бытовало наименование Петровский мост — в честь Петра I, основателя парка Екатерингоф.

Река Таракановка, Екатерингофский проспект и Молвинский мост на плане Санкт-Петербурга, снятом генерал-майором Шубертом в 1828 году

Реконструкции и ремонты

К 1896 году Молвинский мост обветшал, и было принято решение о его реконструкции. В 1899 году на его месте соорудили новый — деревянный пятипролетный  мост длиной 54 метра.

В XX веке мост несколько раз ремонтировали в дереве, в том числе в 1906 году частично переложили булыжную мостовую и настил переправы, в 1928 году заменили верхний настил и обновили покраску.

Современный Молвинский мост был построен в 1983–1984 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект», авторы — инженеры Л.Н. Соболев, С.С. Надточий и Б.Э. Дворкин.

Характеристика моста

Молвинский мост перекинут через реку Таракановку по оси Лифляндской улицы и улицы Калинина, соединяя Екатерингофский остров с материковой частью Санкт-Петербурга. По мосту проходит граница Адмиралтейского и Кировского районов города.

Переправа представляет собой однопролетное железобетонное сооружение балочно-разрезной системы. Длина моста по перильному ограждению — 25 метров, ширина — 27 метров. Он предназначен для автомобильного, пешеходного и трамвайного движения. Длина по задним граням устоев – 10,2 метра.

Пролетное строение состоит из сборных железобетонных плит переменной высоты. С фасадов балки пролетных строений закрыты декоративными арками, облицованными гранитом. Устои моста массивные из монолитного железобетона, на высоком свайном ростверке.

Мост косой в плане, угол между продольными осями переправы и реки Таракановки составляет 76'3.

На мосту установлено металлическое перильное ограждение простого рисунка. Проезжая часть отделена от тротуара железобетонным поребриком.

Информация для туристов

У входа в парк Екатерингоф недалеко от Молвинского моста стоит колонна из красного гранита высотой около 6 метров, установленная в 1824 году, предположительно, Огюстом Монферраном. На постаменте «Молвинского столпа» нет никаких надписей, поэтому колонна окружена легендами.

По одной из версий, это уменьшенная, «тренировочная» модель Александровской колонны, установленная О. Монферраном для проверки расчетов. По другой версии, это надгробие любимой лошади Петра I Лизетты. Существует также предание, что это — памятник фавориту Екатерины I Монсу, которого Петр I казнил за взятки. И наконец, имя колонны связывают  с купцом Молво, который будто бы использовал ее в качестве рекламного столба для своей продукции (сахара и водки).

Наиболее вероятна, однако, самая простая гипотеза, согласно которой Молвинская колонна — это гранитный столб, отмечающий границу города.

Молвинский мост в проекте «Мосты Петербурга»