+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Матвеева моста


240-летний юбилей отмечает Матвеев мост, перекинутый через Крюков канал в месте его пересечения с рекой Мойкой. Построенный в 1785 году, мост сменил много названий, но сохранил свой исторический архитектурный облик.

История

Крюков канал был прорыт в 1719–1720 годах под руководством старшего подрядчика строительных работ Семена Крюкова, в честь которого и получил свое название. До 1780-х годов канал проходил от набережной Невы до реки Мойки.

В 1782–1787 годах Крюков канал протянули на юг до реки Фонтанки, а берега одели в гранит. В те же годы через канал перекинули шесть типовых мостов. Они были деревянными трехпролетными балочными на каменных опорах с гранитной облицовкой, средний пролет — разводной подъемного типа.

Мост, открывшийся в 1785 году там, где Крюков канал пересекает реку Мойку, был сооружен по такому типовому проекту (имя автора проекта до нас не дошло). Переправу украсили 4 овальных фонаря на изящных чугунных торшерах.

Мост на картине К. Ф. Кнаппе «Мойка у Тюремного замка», 1798 год. ГМИ СПб

В первые годы после открытия мост называли Конюшенным — по Набережной Конюшенной улице (такое наименование носила в XVIII левобережная набережная Мойки), затем — Канавским, Канальным и Канавным, по Крюкову каналу. В середине XIX века за мостом закрепилось название Тюремный — по городской тюрьме, расположенной рядом, в здании Литовского тюремного замка (здание до наших дней не сохранилось).

Канальный мост на плане Санкт-Петербурга 1828 года

В 1919 году мост получил новое имя в память о рабочем-большевике С.М. Матвееве, убитом в 1918 году на Гражданской войне. В 2007 году мост Матвеева переименовали в духе петербургской топонимики — в Матвеев мост.

Реконструкции и ремонты

В середине XIX века мост перестроили в дереве, среднее разводное пролетное строение стало постоянным балочным. В 1906 году деревянные прогоны заменили металлическими двутавровыми балками, по которым уложили двойной деревянный настил. Установили металлические перила простого рисунка.

За годы эксплуатации мост неоднократно подвергался ремонтам,  в ходе одного из них были утрачены торшеры с фонарями.

Мост Матвеева в 1920-е годы

В послевоенные годы состояние переправы была признано аварийным, и в 1950–1951 годах мост капитально отремонтировали по проекту специалистов института  «Ленгипроинжпроект» — архитектора Т.В. Берсеньевой и инженеров П.А. Андреевского и  А.Д. Гутцайта. На смену двутавровым балкам пришла сварная металлическая конструкция. В ходе ремонта были переложены устои и опоры моста, а в 1960 году вместо деревянного мостового полотна установили железобетонную плиту с асфальтобетонным покрытием проезжей части и тротуаров.

В 1954 году на мосту были воссозданы исторические чугунные торшеры с овальными фонарями (позднее фонари были заменены новыми, круглой формы). В последний раз торшеры отреставрировали в 1996–1997 годах.

Восстановленные торшеры и фонари Матвеева моста, 1954 год

Современный фонарь Матвеева моста

Характеристики моста

Матвеев мост перекинут через Крюков канал в створе набережной реки Мойки, соединяя Коломенский и Казанский острова. Это трехпролетное сооружение длиной 26,8 метров и шириной 10,5. Мост косой в плане, угол косины 81°.

Пролетное строение металлическое балочно-неразрезной системы с криволинейным очертанием нижнего пояса. Опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Устои бетонные на свайном основании, также облицованы гранитом.

Перильное ограждение — решетка из металлических прутьев, укрепленных между  металлическими тумбами. На речных опорах моста, на гранитных постаментах, установлены четыре фигурных торшера художественного литья с круглыми фонарями.

Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России регионального значения.

Информация для туристов

На правом берегу Мойки, ниже Матвеева моста, расположен остров Новая Голландия с уникальным архитектурным комплексом XVIII века, созданным для нужд Адмиралтейства. До 2004 года остров занимали службы Балтийского флота, затем постройки были переданы городу и стартовал проект реконструкции Новой Голландии.

Летом 2016 года на территории острова открылся современный городской парк, призванный стать платформой для развития молодых талантов. Сегодня здесь проводятся различные культурные мероприятия и реализуются арт-проекты. К 2025 году Новая Голландия станет самым масштабным в Санкт-Петербурге креативным пространством.

Матвеев мост в проекте «Мосты Петербурга»