+7 (812) 577-78-43
Юбилей Матвеева моста
240-летний юбилей отмечает Матвеев мост, перекинутый через Крюков канал в месте его пересечения с рекой Мойкой. Построенный в 1785 году, мост сменил много названий, но сохранил свой исторический архитектурный облик.
История
Крюков канал был прорыт в 1719–1720 годах под руководством старшего подрядчика строительных работ Семена Крюкова, в честь которого и получил свое название. До 1780-х годов канал проходил от набережной Невы до реки Мойки.
В 1782–1787 годах Крюков канал протянули на юг до реки Фонтанки, а берега одели в гранит. В те же годы через канал перекинули шесть типовых мостов. Они были деревянными трехпролетными балочными на каменных опорах с гранитной облицовкой, средний пролет — разводной подъемного типа.
Мост, открывшийся в 1785 году там, где Крюков канал пересекает реку Мойку, был сооружен по такому типовому проекту (имя автора проекта до нас не дошло). Переправу украсили 4 овальных фонаря на изящных чугунных торшерах.
В первые годы после открытия мост называли Конюшенным — по Набережной Конюшенной улице (такое наименование носила в XVIII левобережная набережная Мойки), затем — Канавским, Канальным и Канавным, по Крюкову каналу. В середине XIX века за мостом закрепилось название Тюремный — по городской тюрьме, расположенной рядом, в здании Литовского тюремного замка (здание до наших дней не сохранилось).
В 1919 году мост получил новое имя в память о рабочем-большевике С.М. Матвееве, убитом в 1918 году на Гражданской войне. В 2007 году мост Матвеева переименовали в духе петербургской топонимики — в Матвеев мост.
Реконструкции и ремонты
В середине XIX века мост перестроили в дереве, среднее разводное пролетное строение стало постоянным балочным. В 1906 году деревянные прогоны заменили металлическими двутавровыми балками, по которым уложили двойной деревянный настил. Установили металлические перила простого рисунка.
За годы эксплуатации мост неоднократно подвергался ремонтам, в ходе одного из них были утрачены торшеры с фонарями.
В послевоенные годы состояние переправы была признано аварийным, и в 1950–1951 годах мост капитально отремонтировали по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» — архитектора Т.В. Берсеньевой и инженеров П.А. Андреевского и А.Д. Гутцайта. На смену двутавровым балкам пришла сварная металлическая конструкция. В ходе ремонта были переложены устои и опоры моста, а в 1960 году вместо деревянного мостового полотна установили железобетонную плиту с асфальтобетонным покрытием проезжей части и тротуаров.
В 1954 году на мосту были воссозданы исторические чугунные торшеры с овальными фонарями (позднее фонари были заменены новыми, круглой формы). В последний раз торшеры отреставрировали в 1996–1997 годах.
Характеристики моста
Матвеев мост перекинут через Крюков канал в створе набережной реки Мойки, соединяя Коломенский и Казанский острова. Это трехпролетное сооружение длиной 26,8 метров и шириной 10,5. Мост косой в плане, угол косины 81°.
Пролетное строение металлическое балочно-неразрезной системы с криволинейным очертанием нижнего пояса. Опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Устои бетонные на свайном основании, также облицованы гранитом.
Перильное ограждение — решетка из металлических прутьев, укрепленных между металлическими тумбами. На речных опорах моста, на гранитных постаментах, установлены четыре фигурных торшера художественного литья с круглыми фонарями.
Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России регионального значения.
Информация для туристов
На правом берегу Мойки, ниже Матвеева моста, расположен остров Новая Голландия с уникальным архитектурным комплексом XVIII века, созданным для нужд Адмиралтейства. До 2004 года остров занимали службы Балтийского флота, затем постройки были переданы городу и стартовал проект реконструкции Новой Голландии.
Летом 2016 года на территории острова открылся современный городской парк, призванный стать платформой для развития молодых талантов. Сегодня здесь проводятся различные культурные мероприятия и реализуются арт-проекты. К 2025 году Новая Голландия станет самым масштабным в Санкт-Петербурге креативным пространством.