+7 (812) 577-78-43
Юбилей Мало-Калинкина моста
В 2028 году отмечает 245-летний юбилей Мало-Калинкин мост, построенный в устье канала Грибоедова — там, где канал впадает в реку Фонтанку.
История
Екатерининский канал был проложен во второй половине XVIII века по руслу речки Глухой (другое название — Кривуша), которая вытекала из болот южнее истока реки Мойки и впадала в реку Фонтанку.
Свое название канал получил в честь Екатерины II, в годы правления которой он был расчищен, углублен и оделся в гранитные набережные. 7 мая 1764 года императрица подписала документы об «очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы». 3 июня 1766 года речка была официально переименована в Екатерининский канал.
Строительство набережных и мостов на канале велось в течение 25 лет под руководством инженеров И.М. Голенищева-Кутузова, Ф.В. Баура и К. Ф. Модераха.
В 1783 году по проекту инженера И.Н. Борисова в устье Екатерининского канала был сооружен Мало-Калинкин мост. Он трехпролетный на каменных опорах, облицованных гранитом, с деревянным разводным пролетным строением в центре.
Первоначально мост носил имена Калинкинский, затем Калинкин; современное название Мало-Калинкин известно с 1820-х годов.
В Петербурге насчитываются три Калинкина моста: Старо-Калинкин, Мало-Калинкин и Ново-Калинкин. Их название происходит от находившейся в этих местах Калинкиной деревни (ижорское название – Кальюла или Kallina).
Реконструкции и ремонты
В 1808 году мост капитально отремонтировали: каменные опоры частично переложили с забивкой дополнительных свай, пролетное строение расширили с 10 метров до 16,22 метров.
Следующая реконструкция была выполнена во второй половине XIX века: разводной пролет заменили постоянным балочным.
В 1908 году по Мало-Калинкину мосту проложили трамвайные рельсы, в связи с чем переправу снова расширили. Вместо деревянных балок установили клепаные металлические неразрезные конструкции с чугунными противовесами на концах балок — для предотвращения их прогиба при больших нагрузках на середину моста.
В 1952 году по проекту архитектора А.Л. Ротача были воссозданы утраченные гранитные обелиски с фонарями. В 1970 году восстановили позолоту металлических деталей декора.
В 1980 году проезжую часть отделили от тротуаров гранитным поребриком. В 1993 году отремонтировали перила с верховой стороны моста.
В 2007 году проведена последняя по времени реконструкция Мало-Калинкина моста, в ходе которой укрепили устои, отреставрировали гранитные обелиски и торшеры с фонарями, восстановили часть перильного ограждения, пострадавшего при ДТП, заменили трамвайные пути, отремонтировали инженерные коммуникации.
Характеристики моста
Мало-Калинкин мост — последний по расположению, двадцать первый мост через канал Грибоедова. Он расположен в створе Садовой улицы и соединяет Коломенский и Покровский острова.
Мост представляет собой трехпролетное сооружение длиной 26,6 метров и шириной 16,5 метров с металлическим пролетным строением на облицованных гранитом опорах из бутовой кладки. Мост освещают четыре фонаря на гранитных обелисках. Установленные на промежуточных опорах, они вынесены за край пролетного строения и отделены от тротуаров перилами моста. Перильное ограждение — кованое простого рисунка.
Информация для туристов
С Мало-Калинкиным мостом связана городская легенда: говорят, что в XIX веке здесь любили устраивать кулачные бои молодые жители соседних районов — Коломны и Покровки.
Из достопримечательностей, расположенных у моста, можно упомянуть доходный дом В.Г. Кудрявцевой по адресу: наб. Фонтанки, 199. Построенный в 1911–1912 годах по проекту архитектора В.В. Шауба в стиле неоклассицизм, это здание, благодаря своей необычной форме, получило известность как «дом-утюг».