+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

30 ноября 2018 года завершилась навигация в Санкт-Петербурге. Разводки мостов по графику на Неве и Малой Неве не будут проводиться с 30 ноября по 10 апреля, а на рукавах Невы – с 15 ноября по 20 апреля. Информацию о разводке мостов за пределами навигационного периода вы найдете на нашем сайте и в мобильном приложении «Мосты Петербурга». Новый сезон навигации откроется 10 апреля 2019 года.

Все понятно!

Юбилей Кокушкиного моста


75-летний юбилей отмечает современный Кокушкин мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе Столярного переулка. В 1946 году здесь, на месте старого деревянного моста, открылась металлическая переправа.

История

История Кокушкина моста берет свое начало в XVIII веке, когда по руслу речки Глухой (другое название — Кривуша) был проложен канал, названный Екатерининским. Река вытекала из болот южнее истока реки Мойки, в районе нынешней площади Искусств, и впадала в реку Фонтанку.

Первая переправа на месте нынешнего Кокушкина моста была отмечена на планах Санкт-Петербурга еще в середине XVIII века.

Мост  на плане города 1753 года

Во второй половине XVIII века, в годы царствования Екатерины II, Глухую речку перестроили в канал по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова. Берега были одеты в гранит, а канал назвали Екатерининским. Тогда же в створе Столярной улицы (ныне Столярный переулок) соорудили однопролетный деревянный балочный мост на каменных устоях, облицованных гранитом.

В 1779 году мост  назвали Кокушкиным по фамилии купца Василия Кокушкина, дом которого располагался по левому берегу Екатерининского канала. На некоторых планах города он обозначен «Какушкин мост».

«Какушкин» мост на плане Санкт-Петербурга 1828 года

Реконструкции и ремонты

Кокушкин мост несколько раз ремонтировали в дереве. Так, в 1872 году переправу перестроили, при этом ее конструкция и архитектурный облик сохранились прежними. В таком виде мост простоял до 1946 года.

Кокушкин мост в 1930-х годах

В первом послевоенном году на месте деревянного Кокушкина моста соорудили новый, металлический, по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» — инженера Б.Б. Левина и архитектора Л.А. Носкова.

Ход реконструкции Кокушкина моста

Характеристики моста

Кокушкин мост расположен в створе Столярного и Кокушкина переулков, соединяя Казанский и Спасский острова.  Это однопролетный металлический мост длиной 21,3 метра и шириной 13,7 метров. Пролетное строение состоит из 8 клёпаных двутавровых балок со сплошной стенкой, по верху которых уложена железобетонная плита проезжей части. Фасады пролетного строения декорированы литыми чугунными  барельефами.

Устои моста — из монолитного железобетона на свайном основании, выдвинуты в русло канала и облицованы гранитом. Покрытие проезжей части — диабазовая брусчатка, на тротуарах — асфальтобетон. Перильное ограждение — чугунное художественного литья.

 

Информация для туристов

Кокушкин мост можно назвать одним из самых «литературных» мостов Санкт-Петербурга — он многократно фигурирует в произведениях и биографиях русских классиков.

Самое известное упоминание моста — в эпиграмме А.С. Пушкина 1829 года на иллюстрацию А.В. Нотбека к отрывку из романа «Евгений Онегин»:

«Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись … о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мсье Онегиным стоит.

Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой».

Иллюстрация в «Невском альманахе» за 1829 год. Поэт на ней изображен не у Кокушкина моста, а на Дворцовой набережной у Летнего сада. Слева виден Петербургский наплавной мост — предшественник Троицкого моста.

В 1829–1831 годах у Кокушкина моста на углу Столярной улицы и набережной Екатерининского канала жил Н.В. Гоголь. Здесь он работал над циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это место упоминается в повести «Записки сумасшедшего».

Также с Кокушкина моста начинается действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Кокушкин мост в проекте «Мосты Петербурга»