+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 18.04.2024 на 19.04.2024 разводятся: Троицкий мост по Неве с 01:20 до 01:40, Дворцовый мост по Большой Неве  с 01:10 до 01:40, Кантемировский мост по Большой Невке  с 1:30 до 4:30.

Все понятно!

Юбилей Казанского моста


В 2026 году отмечает 260-летний юбилей Казанский мост, перекинутый через канал Грибоедова по оси Невского проспекта. В 1766 году здесь на месте деревянной переправы был сооружен каменный мост. Сегодня он — третий по ширине в Санкт-Петербурге.

История

История Казанского моста восходит к временам Петра I. В начале XVIII века здесь протекала Глухая речка, другое ее название — Кривуша, которая вытекала из болот южнее истока реки Мойки и впадала в реку Фонтанку. Первый деревянный мост через Глухую речку по оси Невской першпективы (ныне Невский проспект) был построен в 1716 году.

Во второй половине XVIII века берега канала оделись в гранит по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова, и канал был наименован в честь царствующий в то время императрицы Екатерины II.

В 1766 году мост перестроили по проекту инженера В.И. Назимова. Строительными работами руководил И. М. Голенищев-Кутузов. На месте деревянной переправы  соорудили однопролетный каменный арочный мост с кирпичным сводом, фасадные арки были облицованы гранитом с «бриллиантовым» рустом. Перила — чугунные решетки с рисунком, повторяющим ограду набережной Екатерининского канала.  К воде канала вели гранитные лестничные спуски.

Чертеж Казанского моста

Переправа имела крутой «горбатый» подъем и в целом напоминала Каменный мост через Екатерининский канал, построенный в те же годы по проекту В.И. Назимова и сохранившийся почти в неизменном виде до наших дней.

Казанский мост на картине Д. Ф. Ламони «Невский проспект у Екатерининского канала», 1780-е годы. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Деревянный мост еще в 1737 году получил имя Рождественский по расположенной рядом церкви Рождества Богородицы. Со второй половины XVIII века Рождественскую церковь стали называть Казанской — по чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. Такое же наименование закрепилось и за новым каменным мостом.

Реконструкции и ремонты

В 1801 году началось строительство Казанского собора и связанная с ним перепланировка прилегающей площади. В 1805–1806 годах Казанский мост перестроили по проекту архитектора Луиджи Руска. Мост был расширен до современных размеров, уклон пролетного строения стал более пологим, ликвидированы «бриллиантовые» русты гранитных фасадов. Чугунные решетки перил заменили гранитными парапетами.

Мост органично вписался в окружающую панораму, сделавшись частью Казанской площади и Невского проспекта.

Казанский мост на картине Ф.Я. Алексеева 1811 года. Государственный Русский музей

Несколько позднее мост утратил и лестничные спуски к воде. Время перестройки не установлено, однако эти спуски отмечены на плане города 1828 года и видны на фотографии середины XIX века.

Казанский мост на плане Петербурга 1828 года

Казанский мост на фото 1850-х годов, виден лестничный спуск к воде

В 1880 году по Невскому проспекту и Казанскому мосту проложили рельсы конно-железной дороги (конки), тогда же на мосту появились тротуары из гранитных плит.

Конка на Казанской площади

В 1912 году обследование Казанского моста выявило повреждения кирпичного свода в местах, не имевших изоляции. Ремонт пролетного строения был выполнен только в 1934 году — его усилили железобетоном.

Последний по времени капитальный ремонт Казанского моста производился в 1999-2003 годах по проекту института «Ленметрогипротранс»; рабочую документацию выполнили специалисты ЗАО «Стройпроект». Проект предусматривал усиление кирпичного свода моста, укрепление бутовой кладки устоев, устройство гидроизоляции. Из-за необычайной ширины переправы при ее ремонте использованы конструкции и технологии, обычно применяемые в строительстве подземных сооружений, в т.ч. метрополитена.

Движение автотранспорта и пешеходов по Казанскому мосту на время ремонта не закрывалось.

Характеристики моста

Казанский мост перекинут через канал Грибоедова в створе Невского проспекта, соединяя Казанский и Спасский острова. Длина переправы — 17,35 метров, длина по задним граням устоев – 15,8 метров, ширина — 95 метров, ширина пролетного строения  с карнизами – 98,2 метра, ширина моста с открылками – 99 метра. Это третий по ширине мост в Петербурге после Синего и Аптекарского  мостов.

Пролетное строение представляет собой однопролетный кирпичный свод с арками, облицованными гранитом. Устои бутовой кладки также облицованы гранитом. Перильное ограждение представляет собой гранитный парапет. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком с верховой стороны островком безопасности, с низовой стороны ограждения у тротуара нет.

Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России федерального значения.

Информация для туристов

Рядом с Казанским мостом расположен один из главных православных храмов Санкт-Петербурга и выдающийся памятник русской архитектуры — Казанский собор, построенный в 1811 году по проекту архитектора А.Н. Воронихина.

История собора начинается в 1801 году, когда  император Павел I приказал возвести в Северной столице храм, копирующий Собор Святого Петра в Риме. Необычный для русской архитектуры однокупольный собор с наружной колоннадой строился в течение 10 лет. После Отечественной войны 1812 года собор стал памятником русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М.И. Кутузов.

Казанский мост в проекте «Мосты Петербурга»