+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь с 20.05.2018 на 21.05.2018  мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

 

 

 

 

Все понятно!

Юбилей Иоанновского моста


Ровесник Санкт-Петербурга, Иоанновский пешеходный мост, в 2018 году отмечает две юбилейных даты. 315 лет исполняется первому наплавному мосту Северной столицы и в 1738 году была открыта постоянная переправа, соединяющая Петроградскую сторону с Петропавловской крепостью через Кронверкский пролив.

История

В 1703 году при закладке Петропавловской крепости Петр I приказал навести деревянный наплавной мост через Кронверкский пролив. Переправа соединила Заячий остров, где возводилась крепость, с Городовым островом (впоследствии Петербургский и с 1914 года — Петроградский остров). Мост был разводным, двухпролетным и стоял на деревянных барках. Он получил название Петровский.

Наплавной мост на плане Санкт-Петербурга 1705 года

В 1706 году наплавной мост заменили свайно-подкосным. Он имел два разводных пролета с крепостным укреплением между ними. В годы войны со Швецией это была скорее временная переправа, которую, в случае приближения войск противника, можно было бы сжечь. По окончании войны было решено построить постоянный мост.

1732 г. Б.Х. Миних. План Санкт-Петербургской фортификации с кронверком.

В 1738 году по проекту военного инженера Б.Х. фон Миниха началось строительство Иоанновских ворот Петропавловской крепости. В створе ворот соорудили новую 16-пролетную переправу. Она состояла из двух каменных аркад у берегов и расположенного между ними деревянного моста свайной системы с одним разводным пролётом. Разводился мост вручную.

Постоянный Петровский мост на плане Санкт-Петербурга конца 1730-х годов

В 1787 году Петровский мост был переименован в Иоанновский, по одноименным воротам и равелину, которые, в свою очередь, названы в честь брата Петра I (с 1752 по 1787 год Иоанновским назывался другой мост, перекинутый через ров у Иоанновского равелина, в дальнейшем ров засыпали, а мост разобрали).

Реконструкции и ремонты

Иоанновский мост перестраивали много раз. В 1801–1802 годах деревянную часть заменили 8-пролетным сооружением шпренгельной системы с однокрылым разводным пролетом. На каменных аркадах установили гранитный парапет.

Арочные пролеты правого крыла, со стороны Петербургского острова, были засыпаны в 1827 году при благоустройстве въездов на Суворовский мост через Неву. Арки левого крыла, со стороны крепости, оказались засыпанными постепенно, вследствие наносов грунта с реки, а в XX веке их заложили бутовой плитой.

Перильные ограждения на каменной части переправы были металлическими, на деревянной части — деревянными.

Крестный ход на Иоанновском мосту, 1908 год (фото К. Буллы)

Иоанновский мост в конце 1920-х годов

Масштабной реконструкции мост подвергся в начале 1950-х годов. В 1950–1951 годах переправу перестроили по проекту инженера П.В. Блажевича. Разводной пролет был ликвидирован, семь пролетов перекрыты металлическими балками, опоры обшиты досками. Проезжую часть и тротуары покрыли дощатым настилом.

В 1953 году по проекту архитектора А.Л. Ротача старые перила в обеих частях моста были заменены чугунными решетками художественного литья. На мосту установили торшеры с фонарями в стиле начала XIX века. Часть перил и фонарей перенесли с Троицкой площади, где они, в свою очередь, оказались в начале XX века после демонтажа наплавного Троицкого моста.

Мост после реконструкции 1951–1953 годов

Мост после реконструкции 1951–1953 годов

В 2001–2003 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга, проведен новый капитальный ремонт. Были отремонтированы деревянные опоры, заменены металлическое пролетное строение и деревянный настил проезжей части и тротуаров, выполнена облицовка устоев и аркад. Внутренний полукруглый свод моста был усилен и покрыт химическим защитным составом, предохраняющим от негативного воздействия воды. Отреставрированы фонари, на которых восстановили фигуры двуглавых орлов. Обновлены перильные ограждения.

Осенью 2016 года стартовал последний по времени ремонт переправы, включающий восстановление бутовой кладки и облицовки аркад, замену поврежденных деревянных элементов русловых опор и окраску металлического пролетного строения, реставрацию чугунного декора (перила и торшеры). Также заменены деревоконструкции моста и булыжное мощение мостовой над аркадами. Заказчиком выступило СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства».

Ремонт Иоанновского моста, конец 2016 года

Характеристики моста

Иоанновский пешеходный мост перекинут через Кронверкский пролив в створе Иоанновских ворот Петропавловской крепости, неподалеку от Троицкой площади. Это семипролетное деревянное сооружение с металлическим пролетным строением длиной 74,66 метра и шириной 10,54 метров на деревянных русловых опорах с каменными аркадами.

Мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

На свайном кусте рядом с Иоанновским мостом установлена фигурка зайца, получившая неофициальное название «Зайчик, спасшийся от наводнения». Памятник был открыт 8 мая 2003 года в честь завершения ремонта переправы и 300-летия Петербурга. Авторы проекта — петербургский скульптор Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко. Скульптура высотой 58 см выполнена из сплава силумина, алюминия и дюраля и покрыта нитридом титана.

«Зайчик, спасшийся от наводнения»

Рядом с Иоанновским мостом на Кронверкской набережной расположен причал прогулочных судов, с которого можно отправиться на экскурсию по рекам и каналам Петербурга.

Иоанновский мост в проекте «Мосты Петербурга»