+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 26.04.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

 

Все понятно!

Юбилей Гренадерского моста


Гренадерский мост, перекинутый через реку Большую Невку у истока реки Карповки, отмечает двойной юбилей: 120 лет — первой постоянная переправе и 50 лет —  современному мосту, соединившему Петроградскую и Выборгскую стороны.

История

Первый наплавной (плашкоутный) мост через Большую Невку с разводным пролётом для пропуска мачтовых судов был наведен в этом месте еще в 1758 году.

Наплавная переправа на плане Петербурга 1776 года

В начале XIX века плашкоутный мост передвинули вверх по течению — туда, где сегодня расположен  Сампсониевский мост. У истока реки Карповки  ограничились паромной переправой через Большую Невку.

Паромная переправа на плане Петербурга 1828 года

В 1904–1905 годах по проекту инженера И.С. Зиберта здесь соорудили первую постоянную переправу. Это был 12-пролетный деревянный мост балочно-подкосной системы на свайных основаниях с двукрылым разводным пролетом посередине. Разводка производилась вручную, при помощи лебедок. 

Мост перекинули через Большую Невку от казарм лейб-гвардии Гренадерского полка к Малому Сампсониевскому проспекту. По Гренадерским казармам мост получил и свое название — Гренадерский.

Гренадерский мост на плане Петербурга 1913 года. Старый мост  располагался выше истока реки Карповки

Первый постоянный Гренадерский мост

Реконструкции и ремонты

В 1951 году была произведена реконструкция Гренадерского моста по проекту института «Лендормостпроект», инженер В.В. Блажевич. Количество пролётов увеличили с 12 до 18, деревянные опоры отремонтировали, а опоры разводного пролёта заменили металлическими. Разводной пролёт стал металлическим однокрылым, его расположили у левого берега Большой Невки и оснастили электромеханическим приводом. Деревянное перильное ограждение заменили металлической сварной решеткой простого рисунка.

Реконструкция 1951 года

Реконструкция 1951 года

Реконструкция 1951 года

В таком виде мост просуществовал до 1971 года.

Старый Гренадерский мост, конец 1950-х годов

К концу 1960-х годов старый мост перестал справляться с возросшими транспортными нагрузками, и было принято решение о строительстве новой переправы. Проект разработали специалисты института «Ленгипроинжпроект» — инженеры В.В. Демченко, Ю.Л. Юрков, Б.Б. Левин и архитектор Л.А. Носков.

Новый мост — трехпролётный металлический с однокрылым разводным пролётом посередине. Построили его на новом месте, в 90 метрах ниже по течению Большой Невки, ниже истока реки Карповки.  Работы вело СУ-1 треста «Ленмостострой» с 1971 по 1975 год, движение в это время осуществлялось по старому Гренадерскому мосту.

Строительство нового Гренадерского моста, движение пока сохраняется по старому мосту

Ход строительства

Ход строительства

В проекте нового моста были применены инновационные технические решения. Так, постоянные пролётные строения сооружены из упруго защемлённых металлических балок с криволинейным очертанием нижнего пояса. Защемление осуществлено с помощью анкеровки концевых консолей балок в опору моста. Такая конструкция разводного моста была в Ленинграде применена впервые.

Одновременно с сооружением нового моста пришлось перестраивать и подъезды к нему. На левом берегу был реконструирован Аптекарский мост через реку Карповку, который стал шире в семь раз и образовал предмостную площадь на Петроградской стороне.

На правом берегу проложили новую Гренадерскую улицу, которая прошла по территории бывшего Крапивного сада и соединила Гренадерский мост с Лесным проспектом. На Выборгской набережной была построена двухуровневая транспортная развязка в виде однопролётного тоннеля и проезда вдоль набережной.

Движение по новому Гренадерскому мосту открылось в 1974 году, а год спустя переправа была официально введена в эксплуатацию.

В 1974 году открыто движение через новый мост

Разборка старого Гренадерского моста, 1974 год

Работы по текущему ремонту производились несколько раз, с 1992 по 2013 год. В декабре 2002 года на Гренадерском мосту была создана художественная подсветка. В отличие от других невских мостов, здесь использованы натриевые светильники, закрепленные на опорах и излучающие ровный желтый свет.

Характеристики моста

Гренадерский разводной мост перекинут через реку Большую Невку в створе набережной реки Карповки на Петроградской стороне и Гренадерской улицы на Выборгской стороне. Это трехпролетное металлическое сооружение длиной 218,8 метров и шириной 27  метров с разводным пролетом посередине реки. По своему архитектурному облику он напоминает Тучков мост через Малую Неву.

Устои и опоры Гренадерского моста — массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение  — металлическая сварная решетка без тумб с выпуклыми стержнями.

Разводной пролет — однокрылый раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения. Мост разводится с помощью гидравлического привода. Особенность Гренадерского моста — в том, что он разводится в три этапа на трех скоростях с небольшими остановками. Разводка осуществляется по предварительным заявкам, поданным за двое суток.

Информация для туристов

На левом берегу Большой Невки расположены Петровские казармы, они же казармы Лейб-гвардии Гренадерского полка, давшие название Гренадерскому мосту. Это выдающийся архитектурный ансамбль начала XIX века. Комплекс зданий в стиле ампир был построен в 1803–1807 годах по проекту архитектора Луиджи Руска.

До нашего времени дошло семь зданий: солдатский корпус  на наб. Карповки, 2, офицерский корпус на Петроградской наб., 44, полковой госпиталь, полковая школа, манеж, кузница и помещение хозяйственной роты. Все они сохранили элементы своей первоначальной архитектуры.

Вид на новый Гренадерский мост и казармы лейб-гвардии Гренадерского полка (здание справа)

Гренадерский мост в проекте «Мосты Петербурга»