+7 (812) 577-78-43
Юбилей Египетского моста
(25 августа) 6 сентября 2021 года отмечает 195-летний юбилей Египетский мост через реку Фонтанку. В 1826 году в этом месте был открыт цепной мост, который соединил Покровский и Безымянный острова.
История
Проекты сооружения цепных мостов появились в России на рубеже XVIII и XIX веков. Первым не только в Петербурге, но и в Европе цепным мостом стал пешеходный мост, перекинутый в 1823 году через канал в парке Екатерингоф (согласно некоторым источникам, архитектурное решение принадлежит Огюсту Монферрану). Мост до наших дней не сохранился.
Египетский мост стал вторым цепным мостом через реку Фонтанку после Пантелеймоновского. Выбор места был обусловлен слишком большим расстоянием между существовавшими на тот момент Калинкиным и Измайловским мостами. Требовалось улучшить транспортное сообщение между районами, разделенными Фонтанкой, соорудив переправу по оси Грязной улицы (ныне Лермонтовский проспект).
Проект нового однопролетного цепного моста через Фонтанку разработал инженер В.А. Христианович при консультации В. фон Треттера. Авторы проекта учли недостатки Пантелеймоновского моста и ввели ряд конструктивных новшеств. Так, чтобы уменьшить раскачивание конструкции, наверху порталов, где цепи переходят в наклонные растяжки, были устроены подвижные тележки, с этой же целью цепи были опущены до уровня проезжей части. Количество цепей сократили с пяти до трех, и они держали только проезжую часть, а тротуары были устроены на консолях. Устои моста выдвинули в русло реки.
Работы по сооружению переправы начались в августе 1825 года, велись днем и ночью и продолжались ровно год. 25 августа 1826 года (6 сентября н.с.) состоялось торжественное открытие моста, первоначально названного Большим Цепным.
В 1836 году мост переименовали в Египетский Цепной, а в 1867 году в Египетский — по своеобразному архитектурному решению.
Идея построить мост в египетском стиле возникла, вероятно, под влиянием модного иллюстрированного издания «Описание Египта, или Собрание находок, которые сделаны в Египте во время экспедиции французской армии» — книга вышла в 1809 году в Париже и была популярна в России.
Мост был пышно декорирован. Каждый портал состоял из трех круглых чугунных колонн высотой 6,5 метров и диаметром снизу 65 см, а сверху — 50 см. Порталы были украшены египетскими капителями и золочеными орнаментами в виде иероглифов.
Колонны и контрфорсы перекрывались балкой с развитым египетским карнизом, на котором были укреплены золоченые изображения бога Ра в виде крылатого солнца. Между порталами провисали три ряда парных цепей, от которых для поддержания настила проезжей части опускались 93 железных вертикальных стержня. В местах присоединения стержней к цепям — чугунные бляхи с украшениями из птичьих головок. Чугунные перила моста также были исполнены в «египетской манере».
По обе стороны порталов располагались сфинксы, изготовленные по моделям скульптора П.П. Соколова и отлитые на заводе Берда в Петербурге. Пьедесталы изготовили в Петрозаводске. На порталах и над головами сфинксов крепились шестигранные фонари.
Порталы, решетка, пьедесталы под сфинксами и цепи были выкрашены в коричневый цвет и имитированы под старую бронзу, а сфинксы покрыли желтой краской «под бронзу».
(Источник исторической справки: В.И. Кочедамов. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века // Архитектурное наследство. — Ленинград, 1959).
Реконструкции и ремонты
Египетский мост послужил 79 лет, в течение которых проводились неоднократные ремонты, но ни одной капитальной реконструкции. Переправу ремонтировали в 1876, 1887, 1894 и 1900 годах. В том числе в начале XX века все части, в том числе и ранее позолоченные, были перекрашены в темно-красный цвет, а чугунные решетки заменили железными более простого рисунка.
Длительная эксплуатация моста без капремонта привела к катастрофе. 20 января 1905 года, когда по мосту проходил эскадрон Конногвардейского полка, он обрушился. На мосту в это время находились, по различным свидетельствам, 56 кавалеристов, 11 саней с возницами и несколько пешеходов. Вместе с настилом, проломившим лед, они оказались в воде. Всех людей удалось спасти, но три лошади погибли.
Газета «Новое время» так писала о последствиях аварии: «Жалкую картину представляет теперь бывший Египетский мост... Только чугунные, выкрашенные в красную краску сфинксы молчаливо, загадочно смотрят на волнующуюся толпу...»
Для расследования причин разрушения моста была создана специальная комиссия Городской думы. Как выяснилось, причиной аварии явилась раковина в металле одной из цепей.
Остатки конструкций Египетского моста были разобраны, остались только береговые устои и скульптуры сфинксов. Вместо разрушенного моста чуть выше по течению в створе Усачева переулка (ныне пер. Макаренко) был построен временный мост — деревянный семипролётный трапецеидально-подкосной системы. Его открытие состоялось 16 апреля 1905 года.
Временную переправу несколько раз ремонтировали в дереве, она простояла до 1956 года.
Проекты строительства нового постоянного Египетского моста появились вскоре после разрушения старого. В 1907 году рассматривались три варианта проекта: первый предусматривал однопролетный арочный мост с ездой понизу, второй — трехпролетный балочный, а третий — однопролетный арочный с ездой поверху.
В 1913 году инженер А.П. Пшеницкий и архитектор М.С. Лялевич составили проект арочной переправы, подобной новому Пантелеймоновскому мосту. Комиссия одобрила проект, однако его осуществлению помешала начавшаяся Первая мировая война.
Проект существующего Египетского моста разрабатывался в двух проектных институтах: конструктивную часть выполнили специалисты института «Ленгипроинжпроект» под руководством инженера В.В. Демченко, архитектурное решение — специалисты «Ленпроекта» П.А. Арешев и В.С. Васильковский. Архитекторы сохранили в облике моста мотивы древнеегипетского искусства, вернулись на мост и легендарные сфинксы.
Когда мост был достроен, провели его испытания под нагрузкой, в качестве которой использовались четыре машины на гусеничном ходу массой по 43 тонн каждая. Переправа испытание выдержала, и 30 декабря 1955 года новый Египетский мост был введен в эксплуатацию. В 1956 году разобрали деревянную временную переправу.
В 1979 году на мосту установили железобетонное парапетное ограждение проезжей части, в 1988 году его заменили гранитным.
24 февраля 1989 года на мосту вновь случилась авария, хоть и не столь значительная: в одного из сфинксов врезался автомобиль, и от сильного удара скульптура упала в Фонтанку. Позднее сфинкса подняли из воды и восстановили.
В 2002–2004 годах была выполнена реставрация четырех фонарей на обелисках. В 2004 году отреставрировали одного из сфинксов вместе с гранитным постаментом. Остальные три скульптуры обновили в 2006 году, работы были приурочены к 303-й годовщине основания Петербурга, торжественное открытие скульптуры состоялось 27 мая 2006 года.
В 2005 году силами ООО «ПСП «Рест-Арт» произведена окраска пролетного строения и перильного ограждения. В 2006 ЗАО «Кантемировский мост» восстановило позолотный слой на элементах декора фасадов и обелисков.
С сентября по декабрь 2022 года сфинксы Египетского моста находились на реставрации. До этого специалисты Музея городской скульптуры провели их обследование и обнаружили многочисленные очаги коррозии металла, утрату позолоты деталей декоративных элементов, повреждения красочного покрытия. 10 сентября скульптуры демонтировали и увезли в реставрационную мастерскую музея. Обновленные Сфинксы вернулись на свои постаменты 19 декабря 2022 года.
Характеристики моста
Египетский мост перекинут через реку Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта. Это однопролетное металлическое сооружение длиной 53,3 метра (длина по задним граням устоев) и шириной 27,6 метров.
Трасса моста пересекает реку наискосок, его продольная ось относительно набережной Фонтанки отклоняется от перпендикуляра на 20°.
Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. У сопряжения открылков с набережными на гранитных пьедесталах установлены скульптуры сфинксов, украшавшие цепной Египетский мост.
У въездов на гранитных постаментах установлены обелиски, служащие торшерами для шестигранных фонарей. Обелиски выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой. В декоре использованы позолоченные розетки — символы бога солнца Ра. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.
Информация для туристов
Интересно, что, когда в 1825 году на заводе Берда отливали фигуры сфинксов, были также изготовлены две пробные копии. В начале XX века их приобрел купец Галактионов, занимавшийся торговлей металлом, и установил у своего дома.
В 1960-х годах по инициативе П.П. Степнова, главного инженера «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»), сфинксов отреставрировали и в 1971 году установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста.