+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 24.09.2021 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику. Также сообщаем, что в связи с производством работ  Кантемировский мост будет закрыт для движения  транспорта и пешеходов с 1:30 до 4:30.

Все понятно!

Юбилей Дворцового моста


105-летний юбилей отмечает Дворцовый мост, перекинутый через реку Большую Неву между Дворцовой площадью и стрелкой Васильевского острова. Он был открыт 23 декабря 1916 года (5 января 1917 года по новому стилю).

История моста

Первая переправа здесь появилась в 1727 году. Наплавной Исаакиевский мост был расположен ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.

Исаакиевский наплавной мост. Литография С. Г. Хаммера по рисунку В. Треттера, 1820-е гг.

В 1850 году был открыт первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. По просьбам горожан наплавной мост перенесли к Зимнему Дворцу, где до тех пор действовал лодочный перевоз. Плашкоутный Дворцовый мост работал круглый год.

Наплавной Дворцовый мост, цветная фотолитография XIX века (1890—1900)

В 1863 году в Петербурге открылась конная железная дорога. По мосту были проложены рельсы. Конка, а затем трамвай ходили по Дворцовому мосту до 1997 года.

Конка на Дворцовом мосту

К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянной переправы. В 1901 году объявлен конкурс на лучший проект моста, но из предложенных 27 проектов ни один не был принят. В числе участников конкурса была французская фирма «Батиньоль», которая проектировала Троицкий мост. Ее проект также был отклонен, и комиссия объявила новый конкурс.

Победителем был признан проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. На чертеже исполненного Мельцером фасада моста 15 января 1911 года царь Николай II написал: «Одобряю».

Дворцовый мост должен стать «художественной связью между красотой Томоновской набережной с Биржей, ростральными колоннами, Академией Наук Кваренги и местом, занятым Адмиралтейством и Зимним Дворцом», — говорилось в описании проекта, утвержденного городской Думой 23 июня 1910 года.

Эскизный проект Мельцера

Архитектурное решение Р-Ф. Мельцера было помпезным. Фасады моста должны были завершиться карнизами, на которых размещались «картуши, выполненные из толстого железа, ручной ковки и чеканные». Для освещения на мосту устанавливались 8 малых фонарей и 4 грандиозных башни-фонаря на опорах разводного пролета. Внутри этих башен, высота которых превышала высоту Зимнего дворца, размещались одноместные лифты для электромонтеров и балконы для доступа к ним. Снаружи башни обильно украшались скульптурой, орнаментами, картушами, коронами. На каждом постаменте башен-фонарей намечалось установить по две статуи, высеченные из монолитного гранита. Перила были сложного рисунка «с коваными и чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа».

Однако высотный регламент внес свои коррективы. 23 января 1913 года на заседании «Экспертной комиссии по постройке Дворцового моста» представитель Техническо-строительного комитета архитектор А.Э.Жибер выступил против установки на мосту больших фонарей, сказав, что фонари «в действительности поднимутся в пространстве выше Зимнего дворца».

29 декабря 1915 года высочайшее одобрение получило упрощенное архитектурное решение Дворцового моста.

Первоначальный и окончательный проект башен-фонарей разводного пролета Дворцового моста

В 1911 году Городская Дума заключила договор с Обществом Коломенского завода на сумму 4.400.000 рублей. Контракт предусматривал, что строительство будет вестись только с использованием отечественных материалов, силами русских рабочих и инженеров.

Сооружение постоянного Дворцового моста было начато в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.

Мост был построен к концу 1916 года. В середине декабря была проведена проверка конструкций на надежность: 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов (9600 кг) в каждом одновременно въехали на мост и заняли все пролеты. Мост выдержал.

Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года (по старому стилю). Эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста.

Торжество по поводу открытия оказалось скромным — шла война. Не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова, который предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.

К тому же переправа была сдана вовсе без архитектурной отделки. На разводном пролете был уложен деревянный настил, перила – деревянные, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях были установлены фанерные.

С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский, затем ему было возвращено историческое название.

Дворцовый (Республиканский) мост в первые годы его существования

Реконструкции и ремонты

Перила, фонари, павильоны управления Дворцового моста — все это было создано уже в годы советской власти. Так, чугунная решетка со звездами и знаменами появилась только в 1939 году. Авторы решетки — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

Фрагмент перильного ограждения

В 1939 году деревянную торцовую мостовую заменили асфальтобетонным покрытием. Деревянный дощатый настил остался только на разводном пролетном строении. Трамвайные рельсы высотой 135 мм заменили на новые, более мощные, высотой 180 мм типа «Феникс».

В годы Великой отечественной войны на мосту проводились только неотложные ремонтные работы: устраняли повреждения от артобстрелов и бомбардировок. В январе 1943 года вблизи от левобережной опоры разводного пролета разорвалась авиабомба, которая вызвала большие разрушения.

В 1957 году были установлены гранитные парапеты на устоях и промежуточных опорах. В 1978 году в ходе капитального ремонта были достроены опоры разводного пролета, деревянный настил заменен на ортотропную плиту.

Вплоть до 78 года некоторые элементы конструкций Дворцового моста оставались деревянными

В 1997 году проведен новый ремонт: с моста сняты трамвайные рельсы, и тогда же мост получил ночную подсветку. В честь этого события 14 ноября 1997 года состоялся праздник «Дворцовый мост зажигает огни». Подсветку включили под пушечный залп Петропавловской крепости, состоялся фейерверк и бальные танцы на мосту в старинных костюмах.

Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции 2012–2013 года был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в действие электродвигателем.

В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Капитальный ремонт начался 21 октября 2012 года. На время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. 19 октября 2013 года Дворцовый мост был торжественно открыт после реконструкции.

Интересно, что на Дворцовом мосту сохранились металлоконструкции, установленные еще в 1916 году. От новых конструкций их можно отличить по массивным заклёпкам и основательному внешнему виду.

На неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки еще с царских времен

Характеристики моста

Дворцовый мост перекинут через Большую Неву по Дворцового проезда и Биржевой площади. Соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова.

Длина пятипролетного Дворцового моста — 267,5 м, ширина — 31,6 м. Разводной пролет двукрылый шириной 56,5 метров, один из крупнейших в мире. Масса металлических пролетных конструкций — 4868 тонн, противовесов — 2800 тонн.

Мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за рубежом. Он разводится с помощью современной гидравлической системы. При разводке противовесы опускаются в котлованы на глубину до 2 метров ниже ординара. Весь цикл разводки занимает 5 минут, за такое же время мост наводят.

Разводной механизм

Разводной механизм

Дворцовый мост разводится и сводится около 300 раз в год — как правило, дважды в сутки. За ночь под крыльями разведенного моста проходит до 25 судов. На разводке работает бригада из шести человек. Пульт управления разводкой находится в одной из опор моста со стороны Васильевского острова.

Переправу освещают 28 фонарей, закрепленные на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая из них весит 280 килограммов.

Через Дворцовый мост в среднем проходит более четырех тысяч автомобилей в сутки

Информация для туристов

Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста — один из всемирно известных символов Санкт-Петербурга.

В дни некоторых летних кинофестивалей мост превращается в огромный кинотеатр под открытым небом. Крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа играет роль экрана площадью более 400 квадратных метров.

В ночь с 18 на 19 февраля 2015 года, в честь наступления Нового года по восточному календарю, на Дворцовом мосту впервые включили красную подсветку. На конструкциях моста размещены около 700 светильников, они окрасили в насыщенный красный цвет перила, пролеты и нижние инженерные конструкции моста. Акция стала ежегодной.

С 22 июля по 25 сентября 2016 года у Дворцового моста проходило уникальное звуковое шоу «Поющие мосты», организованное городским Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ при поддержке СПб ГБУ «Мостотрест». Разведение мостов дополнилось звуками великой классической музыки. И это шоу также стало новой ежегодной петербургской традицией.

Дворцовый мост в проекте «Мосты Петербурга»