+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 22.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Демидова моста


285-летний юбилей отмечает Демидов мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе переулка Гривцова. 20 августа 1739  года на карте Петербурга появилась первая деревянная переправа, построенная в этом месте, – Малый Саарский мост.

История

Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был проложен по руслу речки Глухой (другое название — Кривуша). Река вытекала из болот южнее истока реки Мойки, в районе нынешней площади Искусств, и впадала в реку Фонтанку.

Еще в первой четверти XVIII века по оси нынешнего переулка Гривцова проходила дорога на Саарскую мызу или Сарское Село (впоследствии Царское Село и город Пушкин).  20 августа 1739 года по представлению Комиссии о Санкт-Петербургском строении дороге присвоили название Малая Саарская (другое название — Малая Сарская) улица.

Тогда же деревянную балочную переправу через Глухую речку назвали Малый Саарский (или Сарский) мост. По нему пролегал путь в императорскую загородную резиденцию. Мост также  известен тем, что неподалеку располагалась одна из старейших петербургских пересыльных тюрем, и по мосту вели арестантов по этапу для отбывания наказаний в Сибирь и другие отдаленные районы страны.

Малая Сарская улица и мост на плане Петербурга 1753 года

Реконструкции и ремонты

Во второй половине XVIII века, в годы царствования Екатерины II, Глухую речку перестроили в канал по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова. Берега были одеты в гранит, а канал назвали Екатерининским. В 1776 году перестроили и Малый Саарский мост, он остался деревянным.

Современный однопролетный металлический мост был сооружен здесь в 1834–1835 годы по проекту инженеров Е.А. Адама и П.П. Базена. Он представляет собой чугунную конструкцию, напоминающую мосты, построенные через реку Мойку в первой четверти XIX года по типовым чертежам инженера В.И. Гесте. Металлическое арочное пролетное строение выполнено из 91 чугунной секции-тюбинга клиновидной формы, которые скреплены между собой болтами.

Типовой чертеж чугунных арочных мостов через реку Мойку, В.И. Гесте, 1807 год

Длина моста составила 33 метра, ширина — 16 метров. Переправу украсили ажурной чугунной решеткой и четырьмя фонарями на чугунных столбах. Металлические конструкции и декор моста изготовили на Александровском казенном чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге. По одной из версий автором ограды стал А.И. Штакеншнейдер (рисунок перил напоминает решётку, созданную архитектором для балкона здания Мариинского института).

Перила Демидова моста

Строительство велось под наблюдением Е.А. Адама. Мост открылся для движения в 1835 году.

По предложению министра финансов Российской империи Е.Ф. Канкрина переправе присвоили наименование Банковский мост по расположенному рядом зданию Заемного банка (сейчас в этом здании — один из учебных корпусов Университета точной механики и оптики).

Однако это название не прижилось, так как выше по течению Екатерининского канала уже существовал Банковский мост, построенный в 1826 году.  Мост стали называть Демидовым по одноименному переулку (ныне пер. Гривцова) — участок принадлежал известному горнозаводчику А.Г. Демидову.

В 1893–1894 годах Городская дума рассматривала вопрос о переименовании переправы в мост Пржевальского, в честь знаменитого путешественника. Но в 1895 году за мостом окончательно закрепилось название Демидов.

Мост пострадал в годы войны и блокады, и в 1954–1955 годах были проведены ремонтно-восстановительные работы. По проекту архитектора А.Л. Ротача отреставрированы торшеры, фонари и решетки перильного ограждения. В 1969 году детали декора Демидова моста покрыли позолотой. 

Перила Демидова моста обновили

В 1988 году тротуары отделили от проезжей части гранитным парапетом.

В 1999 году была проведена реконструкция переправы по проекту инженера В.В. Зайцева. В ходе работ выполнен ремонт устоев, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунной частью моста, заменена гидроизоляция и фасадные листы пролетных строений, отреставрированы перила, торшеры и фонари.

Реконструкция выполнялась силами треста «Ленмостострой». При начале работ предполагалось провести полную разборку и бетонирование устоев моста. Однако когда пролеты были приподняты на временных подмостях и разобрана верхняя часть устоев, обнаружилось, что они собраны из массивных каменных блоков, и разобрать такую кладку очень сложно.

Строителями было применено новое техническое решение – инъектирование бутовой кладки устоев. Для этого через всю толщу кладки высверлили скважины, ввели туда стальную арматуру и забетонировали под давлением. Проведенные испытания показали, что арматура прочно схвачена в бетоне и не может быть извлечена даже усилием в 40 тонн.

Ход реконструкции

Ход реконструкции

Ход реконструкции

Ход реконструкции

Характеристики моста

Демидов мост расположен в створе переулка Гривцова и соединяет Казанский и Спасский острова. Длина моста по задним граням устоев – 38,5 метров, ширина между осями перил – 16,2 метров. Это однопролетная конструкция на каменных устоях, укрепленных сталежелезобетоном и облицованных гранитом. Пролетное строение металлическое арочное. Поверх чугунных арок — железобетонный бесшарнирный свод.

Перильное ограждение чугунное художественного литья, рисунок решетки выполнен в виде пальмовых листьев. На въездах установлены четыре чугунных торшера с четырехгранными фонарями.

Мост косой в плане, его продольная ось пересекает Екатерининский канал под углом 51°.

Демидов мост включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения и находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

Демидов мост, помимо архитектурных достоинств, интересен своим расположением: переулок Гривцова, по которому проходит переправа, соединяет два концептуальных центра Санкт-Петербурга. На севере переулок выходит к Исаакиевской — и далее – к Сенатской площади, «голове» имперской столицы. А на юге он заканчивается Сенной площадью, которая всегда была и по сей день остается «чревом Петербурга».

Современное название переулок Гривцова получил в честь Героя Советского Союза Александра Гривцова, военного шофёра, участника обороны Ленинграда.

Панорама с видом на Демидов мост набережную канала Грибоедова

Демидов мост в проекте «Мосты Петербурга»