+7 (812) 577-78-43
Юбилей Демидова моста
285-летний юбилей отмечает Демидов мост, перекинутый через канал Грибоедова в створе переулка Гривцова. 20 августа 1739 года на карте Петербурга появилась первая деревянная переправа, построенная в этом месте, – Малый Саарский мост.
История
Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) был проложен по руслу речки Глухой (другое название — Кривуша). Река вытекала из болот южнее истока реки Мойки, в районе нынешней площади Искусств, и впадала в реку Фонтанку.
Еще в первой четверти XVIII века по оси нынешнего переулка Гривцова проходила дорога на Саарскую мызу или Сарское Село (впоследствии Царское Село и город Пушкин). 20 августа 1739 года по представлению Комиссии о Санкт-Петербургском строении дороге присвоили название Малая Саарская (другое название — Малая Сарская) улица.
Тогда же деревянную балочную переправу через Глухую речку назвали Малый Саарский (или Сарский) мост. По нему пролегал путь в императорскую загородную резиденцию. Мост также известен тем, что неподалеку располагалась одна из старейших петербургских пересыльных тюрем, и по мосту вели арестантов по этапу для отбывания наказаний в Сибирь и другие отдаленные районы страны.
Реконструкции и ремонты
Во второй половине XVIII века, в годы царствования Екатерины II, Глухую речку перестроили в канал по проекту инженера И.М. Голенищева-Кутузова. Берега были одеты в гранит, а канал назвали Екатерининским. В 1776 году перестроили и Малый Саарский мост, он остался деревянным.
Современный однопролетный металлический мост был сооружен здесь в 1834–1835 годы по проекту инженеров Е.А. Адама и П.П. Базена. Он представляет собой чугунную конструкцию, напоминающую мосты, построенные через реку Мойку в первой четверти XIX года по типовым чертежам инженера В.И. Гесте. Металлическое арочное пролетное строение выполнено из 91 чугунной секции-тюбинга клиновидной формы, которые скреплены между собой болтами.
Длина моста составила 33 метра, ширина — 16 метров. Переправу украсили ажурной чугунной решеткой и четырьмя фонарями на чугунных столбах. Металлические конструкции и декор моста изготовили на Александровском казенном чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге. По одной из версий автором ограды стал А.И. Штакеншнейдер (рисунок перил напоминает решётку, созданную архитектором для балкона здания Мариинского института).
Строительство велось под наблюдением Е.А. Адама. Мост открылся для движения в 1835 году.
По предложению министра финансов Российской империи Е.Ф. Канкрина переправе присвоили наименование Банковский мост по расположенному рядом зданию Заемного банка (сейчас в этом здании — один из учебных корпусов Университета точной механики и оптики).
Однако это название не прижилось, так как выше по течению Екатерининского канала уже существовал Банковский мост, построенный в 1826 году. Мост стали называть Демидовым по одноименному переулку (ныне пер. Гривцова) — участок принадлежал известному горнозаводчику А.Г. Демидову.
В 1893–1894 годах Городская дума рассматривала вопрос о переименовании переправы в мост Пржевальского, в честь знаменитого путешественника. Но в 1895 году за мостом окончательно закрепилось название Демидов.
Мост пострадал в годы войны и блокады, и в 1954–1955 годах были проведены ремонтно-восстановительные работы. По проекту архитектора А.Л. Ротача отреставрированы торшеры, фонари и решетки перильного ограждения. В 1969 году детали декора Демидова моста покрыли позолотой.
В 1988 году тротуары отделили от проезжей части гранитным парапетом.
В 1999 году была проведена реконструкция переправы по проекту инженера В.В. Зайцева. В ходе работ выполнен ремонт устоев, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунной частью моста, заменена гидроизоляция и фасадные листы пролетных строений, отреставрированы перила, торшеры и фонари.
Реконструкция выполнялась силами треста «Ленмостострой». При начале работ предполагалось провести полную разборку и бетонирование устоев моста. Однако когда пролеты были приподняты на временных подмостях и разобрана верхняя часть устоев, обнаружилось, что они собраны из массивных каменных блоков, и разобрать такую кладку очень сложно.
Строителями было применено новое техническое решение – инъектирование бутовой кладки устоев. Для этого через всю толщу кладки высверлили скважины, ввели туда стальную арматуру и забетонировали под давлением. Проведенные испытания показали, что арматура прочно схвачена в бетоне и не может быть извлечена даже усилием в 40 тонн.
Характеристики моста
Демидов мост расположен в створе переулка Гривцова и соединяет Казанский и Спасский острова. Длина моста по задним граням устоев – 38,5 метров, ширина между осями перил – 16,2 метров. Это однопролетная конструкция на каменных устоях, укрепленных сталежелезобетоном и облицованных гранитом. Пролетное строение металлическое арочное. Поверх чугунных арок — железобетонный бесшарнирный свод.
Перильное ограждение чугунное художественного литья, рисунок решетки выполнен в виде пальмовых листьев. На въездах установлены четыре чугунных торшера с четырехгранными фонарями.
Мост косой в плане, его продольная ось пересекает Екатерининский канал под углом 51°.
Демидов мост включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения и находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Информация для туристов
Демидов мост, помимо архитектурных достоинств, интересен своим расположением: переулок Гривцова, по которому проходит переправа, соединяет два концептуальных центра Санкт-Петербурга. На севере переулок выходит к Исаакиевской — и далее – к Сенатской площади, «голове» имперской столицы. А на юге он заканчивается Сенной площадью, которая всегда была и по сей день остается «чревом Петербурга».
Современное название переулок Гривцова получил в честь Героя Советского Союза Александра Гривцова, военного шофёра, участника обороны Ленинграда.