+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 29.03.2024 в целях проверки готовности к навигации разводятся мосты по Неве и Большой Неве: Володарский с 02:00 до 05:45; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; Троицкий с 01:20 до 04:50; Благовещенский с 01:25 до 05:00.

 

 

Все понятно!

Юбилей Большеохтинского моста


 26 октября (8 ноября по новому стилю) 2021 года отмечает свой 110-летний юбилей Большеохтинский мост через Неву. Переправа соединила центр Санкт-Петербурга с районом Малая Охта. Это одно из красивейших сооружений Северной столицы.

История

Районы Большая и Малая Охта, расположенные на правом берегу Невы и разделенные одноименной рекой, имеют богатую историю. Первое письменное упоминание об этих местах относится к 1300 году: река упоминается в Новгородской летописи. До XVIII века здесь находилась шведская крепость Ниеншанц. Позднее крепость срыли, а на ее месте по указу Петра I заложили Охтинское Адмиралтейство. В новой российской столице этот район стал промышленным центром. Здесь работала судостроительная верфь, пильная мельница, пороховой завод, развивался молочный промысел и другие производства.

Вид Смольного монастыря со стороны Охты, конец XVIII века. Художник Б. Патерсен. Государственный Эрмитаж

Первые планы строительства моста через Неву на Охту обсуждались еще в 1820-х годах. Так, в 1829 году, когда разрабатывался перспективный план развития города,  Николай I распорядился соорудить мост у места впадения Охты в Неву. Но в то время это было слишком сложной и дорогостоящей задачей, и план не был реализован.  

Долгое время берега Невы в этом месте связывала паромная переправа.

Большеохтенский перевоз на плане Санкт-Петербурга 1828 года

В 1860-е годы городские власти вернулись к идее построить здесь постоянную переправу, учредив «Общество Охтинского, через Неву моста». Однако проект вновь столкнулся с экономическими проблемами, к тому же начались споры по поводу расположения будущего моста: каждый из местных промышленников требовал, чтобы переправу строили рядом с его предприятием, а лобби перевозчиков выступало против сооружения моста, которое подорвет их бизнес.

5 июня 1884 года Государственный совет России постановил: «Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу в хозяйственном отношении, с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройству моста через Неву, которым предполагается соединить столицу с означенной местностью». Ровно через три года выбрали и место: решено было строить мост от Смольного собора до Охтинской верфи. Но окончательное решение о сооружении моста приняли только 22 января 1900 года.

1 сентября 1901 года Городская дума объявила международный конкурс на лучший проект моста. За 12 месяцев поступило 16 проектов, в том числе семь из Петербурга, один из Москвы, по два из Франции и Австро-Венгрии, по одному из Германии, Голландии, Испании и США.  Но ни один из них не был одобрен.

22 марта 1905 года комиссия остановилась на внеконкурсном проекте Охтенского моста (так в то время именовалась переправа), авторы — профессор Г.Г. Кривошеин (техническая часть) и инженер В.П. Апышков (архитектурная часть).

В отличие от Благовещенского и Литейного мостов с разводными пролетами поворотной системы у берегов, проект Кривошеина и Апышкова, поданный под девизом «Свобода судоходству», предусматривал сооружение моста с разводным пролетом раскрывающейся системы, расположенным посередине реки. Журнал «Зодчий» в своей публикации 1905 года отмечал бесспорные преимущества этого технического решения:

«Удобство судоходства и размещение быстро разводящегося подъемного моста посередине реки. Разводный пролет находится на фарватере и в самом глубоком месте. В этом мосте по сравнению с другими имеется наименьшее число пролетов и наименьшее число быков. Малое число быков меньше всего стесняет живое сечение реки, проход льда и проход мелких судов. При небольшом числе дорогих быков стоимость моста получается наименьшая».

Однако строительство моста долго не могли начать.  В 1906 году мост решено было строить не от Смольного, а от лесной биржи купца Беляева, расположенной выше по течению Невы, у Большеохтенского перевоза.

Перевоз с Малой Охты на левый берег Невы, начало XX века

Дело ускорила катастрофа с человеческими жертвами. Весной 1907 года на Неве затонул пароход «Архангельск», обслуживавший перевоз от Смольного на Охту. 13 мая того же года царь Николай II повелел: «Не затягивать постройку моста!». К 24 сентября 1907 года проект был доработан и утвержден. 27 ноября 1908 года было объявлено Высочайшее повеление Николая II — присвоить переправе название Мост Императора Петра Великого. 

Крайне необычный по своим архитектурным формам, мост стал образцом стиля модерн, с его стремлением к синтезу художественного и утилитарного.

Мост имеет три пролета. Боковые пролеты на то время были самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе — их длина составила 134,3 метра. Два боковых пролета перекрыты сквозными металлическими клепаными пролетными строениями в виде арочных ферм с проезжей частью по нижнему поясу. У концов разводного пролета расположены две облицованные гранитом башни управления подъемными механизмами, задуманные в виде маяков. Они увенчаны четырехгранными, кубической формы, фонарями, которые освещают судам путь в разводной пролет. Снаружи к башням пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами.

Эскизы к проекту Охтенского моста. Источник: https://spbarchives.ru/documents/10157/539469/3.jpg?t=1409151721928

Эскиз башни. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Neva_River_SPb_000000420_1_m.jpg

(26 июня) 9 июля 1909 года состоялась торжественная церемония закладки моста. Дата была приурочена к 200-летию Полтавской битвы, и потому переправу решено было назвать в честь императора Петра Великого. Он получил название «Охтенский мост Императора Петра Великого».

Церемония закладки моста, молебен

Церемония закладки моста, молебен

Город заключил договор с варшавским заводом «Рудзский и Ко.» на постройку моста за три года. Согласно контракту, строительство велось русскими рабочими из отечественных материалов. Разводной пролет с механизмом был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Руководил работами Г.Г. Кривошеин. Строительство моста обошлось казне в 4 400 000 рублей.

На строительстве моста

На строительстве моста

На строительстве моста

На строительстве моста

На строительстве моста

Установка первой фермы. Журнал «Огонек», №9 за 1911 год

Строители моста. На снимке: Помощник главного инженера профессор Г.П. Передерий, Военный инженер профессор В.Г. Тюрин, Главный инженер профессор Николаевской инженерной академии полковник Г.Г. Кривошеин, Председатель комиссии по надзору за постройкой моста В.А. Липский, Генерал-лейтенант профессор К.Л. Кирпичёв, Профессор А.Н. Крылов, Профессор Н.А. Белелюбский

26 октября 1911 года состоялся торжественный ввод моста в эксплуатацию в присутствии министра внутренних дел А.А. Макарова (хотя работы еще продолжались до 1913 года).

Мост Императора Петра Великого в день его открытия

Церемония открытия моста

Церемония открытия моста

Церемония открытия моста

После революции 1917 года мост Императора Петра Великого переименовали сначала в Большеохтенский, а в 1956 году — в соответствии с новыми правилами орфографии — в Большеохтинский.

Реконструкции и ремонты

В 1910-х годах через мост пустили трамвай, а в начале 1920-х годов переправу впервые отремонтировали.

Ремонт моста в 1922 году

В 1932 году булыжную мостовую на проезжей части постоянных пролётных строений заменили на диабазовую мозаику. В том же году под руководством инженера П.П. Степнова были произведены работы по выправке опорных частей на левобережном устое с подъёмкой металлических арочных ферм с помощью специально изготовленных двенадцати 200-тонных и двух 100-тонных домкратов.

Ремонт моста в 1932 году, дорожные работы

В 1962 году диабаз на проезжей части и плиты на тротуарах были заменены на асфальтобетон.

В 1983 году мост впервые серьезно отремонтировали. Реконструкция разводного пролёта выполнена по проекту инженера института «Ленгипроинжпроект» Б.Н. Брудно. В результате капитального ремонта проезжей части угол раскрытия крыльев увеличился с 56° до 73°. В те же годы была построена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы.

Строительство транспортной развязки у Большеохтинского моста

В 1990 году специалисты Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) провели обследование конструкций и механизмов Большеохтинского моста. Выяснилось, что конструкции и механизмы разводных пролетных строений имеют большую степень износа и требуют срочного ремонта. Проект реконструкции разработал институт «Ленгипротрансмост». Генеральным подрядчиком выступил трест «Мостострой-6».

Работы проводились в 1993–1997 годах. Полностью сохранив исторический облик моста, строители заменили все металлоконструкции и механизмы разводного пролета, отремонтировали опоры, стойки и арки, усилили элементы проезжей части и мостового полотна. Электромеханический привод разводного пролета заменен современным гидравлическим.

В 1997–1999 годах проведены масштабные реставрационные работы: восстановлен декор моста, фонари и памятные надписи на порталах стационарных пролётных строений и башнях разводного пролёта. В том числе восстановили надпись «Мост императора Петра Великого».

Ход реконструкции Большеохтинского моста

Ход реконструкции Большеохтинского моста

Ход реконструкции Большеохтинского моста

Ход реконструкции Большеохтинского моста

На период ремонта был построен временный разводной пешеходный мост.

Временный пешеходный переход на время ремонта моста

В 2000 году мост получил новую декоративную подсветку. В 2005 году на мосту прекратилось трамвайное движение, а в октябре 2010 года окончательно убрали и трамвайные рельсы. В 2008 году отремонтировали механизмы разводного пролета.

В апреле–ноябре 2011 года был проведен ремонт к столетнему юбилею Большеохтинского моста. По заказу СПб ГУП «Мостотрест» выполнены работы по окраске пролётных строений, перил, пескоструйной очистке гранитной облицовки, ремонту помещений в башнях.

Характеристики моста

Большеохтинский мост через реку Неву соединяет исторический центр города (в створе Тульской улицы) с районом Малая Охта (Красногвардейская площадь).

Это трехпролетное сооружение длиной 336,1 метра и шириной 26,5 метров с двукрылым разводным пролетом раскрывающейся системы посередине реки. Боковые пролеты перекрыты металлическими арочными фермами из  клепаных металлоконструкций. Размер боковых пролетов —134,3 метра каждый, размер разводного пролета— 48,3 метров.

Суммарная масса металлических конструкций пролетных строений составляет 11 868 тонн, в том числе масса противовесов разводного пролёта — 2240 тонн. Механизм разводного пролета — гидравлический.

Левобережный устой моста сооружён на свайном основании, остальные опоры имеют кессонные основания. Опоры и спуск к воде облицованы гранитом.

Высота двух башен Большеохтинского моста — 37,8 метров от ординара. Внутри башен размещены механизмы разводного пролета, на верхних площадках находились большие зеркальные фонари. На стенах башен установлены шесть бронзовых досок, где выбиты имена инженеров, архитекторов и строителей моста, других участников проекта, а также технические характеристики сооружения.

Подсветка моста состоит из 1300 светильников.

Информация для туристов

Большеохтинский мост имеет небольшое внешнее сходство с Тауэрским мостом в Лондоне.

26 октября 2011 года в честь 100-летнего юбилея моста в левобережную башню впервые за всю историю переправы впустили посетителей. Доступ был открыт до 13 ноября.

По легенде, среди миллиона металлических заклепок Большеохтинского моста есть одна, сделанная «на счастье» из чистого золота. Чтобы ее нельзя было обнаружить и украсть, заклепку покрыли сверху металлической пленкой. Золотую заклепку искали многие — и туристы, и строители, в разные годы ремонтировавшие переправу, но найти ее пока не удалось.

Большеохтинский мост в проекте «Мосты Петербурга»