+7 (812) 577-78-43
Юбилей Благовещенского моста
15 августа 2017 года отмечает свой 10-летний юбилей, Благовещенский мост через Большую Неву, открывшийся после реконструкции, соединяющий Адмиралтейский и Василеостровский районы Петербурга. Обновленной переправе вернули ее историческое имя и архитектурный облик.
История
Благовещенский мост — первая постоянная переправа через реку Неву в Санкт-Петербурге. Он был торжественно открыт 21 ноября 1850 года в присутствии императора Николая I. Восьмипролетный чугунный разводной мост поворотной системы возведен по проекту Станислава Кербедза.
Подробнее об истории строительства переправы и связанных с ней легендах можно прочесть на странице Благовещенского моста в разделе «Мосты Петербурга».
Реконструкции и ремонты
В 1936–1939 годах мост, носивший к тому времени имя Лейтенанта Шмидта, был перестроен. Старый разводной пролет, расположенный у правого берега Невы, уже не справлялся с проходом крупнотоннажных судов, возросла и транспортная нагрузка на переправу. По проекту инженеров Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского проведена реконструкция, в ходе которой разводной пролет, теперь уже раскрывающейся системы, перенесли в центр моста. Вместо ажурных чугунных арок установлены сплошные стальные балки, нависшие над Невой.
В результате мост Лейтенанта Шмидта стал более современным в техническом отношении, но утратил большую часть архитектурных достоинств.
В 1975–1976 годах произведен капитальный ремонт разводного пролета, деревянный настил заменили металлическим. Это утяжелило конструкции моста.
К началу XXI века мост Лейтенанта Шмидта устарел как физически, так и морально. На фоне роста транспортной нагрузки, по данным городского комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, ресурс долговечности моста составлял 3–5 лет. Из-за недостаточной прочности металлоконструкций грузоподъемность автотранспорта была ограничена до 20 тонн.
Кроме того, в связи со строительством новых портовых терминалов на Васильевском острове назрела необходимость повысить пропускную способность разводного пролета.
В апреле 2005 года состоялись общественные слушания по проекту, разработанному Институтом «Стройпроект». Проект предусматривал увеличение ширины моста до 37 м и полную замену пролетных строений. В сентябре того же года стартовали ремонтные работы, генподрядчиком выступил «Мостоотряд № 19».
На время ремонта моста автомобильное и пешеходное сообщение между Адмиралтейским и Васильевским островом осуществлялось по временному мосту-дублеру. Мост был разводным вертикально-подъемной системы. Петербуржцы окрестили его «сыном Лейтенанта Шмидта» — это остроумное прозвище отсылает к роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок». В 2009–2010 годах элементы моста-дублера использовались при реконструкции Большого Петровского моста через Малую Невку.
В ходе реконструкции были установлены новые пролетные строения, отремонтированы опоры. Переправа стала шире в полтора раза и пересчитана на современные нагрузки, при этом удалось сохранить исторические фундаменты моста. Такое решение стало возможным благодаря снижению веса пролетных строений и впервые примененной конструкции, когда разводной пролет опирается на концы ферм постоянных пролётов.
Электромеханический привод заменен современной гидравликой, разводной пролет автоматизирован. Трамвайные пути с моста убрали.
Важной особенностью проекта стало возвращение мосту его исторического облика. «Когда реконструкция уже завершалась, городской администрации стало ясно, что это уже мост не Лейтенанта Шмидта, а – Благовещенский. Так мосту было возвращено его первоначальное имя», — рассказывал гендиректор института «Стройпроект» А.А. Журбин.
15 августа 2007 года состоялась торжественная церемония открытия моста. Кнопку, приведшую в действие новые механизмы разводного пролета, нажали губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и праправнучка инженера Станислава Кербедза.
Характеристики моста
Длина обновленного Благовещенского моста 349,8 метров, ширина — 38,07 метров.
Мост восьмипролетный с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы. Масса крыльев составляет 597 тонн каждое. Противовесы, впервые в истории мостостроения, изготовлены с использованием свинцовых блоков.
Разводка осуществляется с помощью гидравлического привода, крылья поднимаются полностью за 3–5 минут. Павильоны управления расположены прямо на поверхности моста.
Уникальные чугунные перила отлиты по рисунку архитектора Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова
Информация для туристов
Благовещенский мост соединяет целых три исторических набережных Санкт-Петербурга: Английскую на левом берегу и набережные Лейтенанта Шмидта и Университетскую — со стороны Васильевского острова.
Английская набережная протянулась от Сенатской площади до Ново-Адмиралтейского канала. Отсюда с двух причалов можно отправиться на водную экскурсию. С 1782 года Английскую набережную украшает знаменитый Медный всадник. А напротив дома 6 по Английской набережной разместилась плавучая вертолетная площадка, принадлежащая компании «Газпромнефть».
На Университетской набережной все здания – памятники архитектуры. Здесь расположены петровская Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий (Санкт-Петербургский государственный университет), дворец князя Меншикова и Академия художеств, возле которой — спуск к Неве, украшенный фигурами сфинксов и грифонов.
Набережная Лейтенанта Шмидта продолжает Университетскую к западу от Благовещенского моста. Она обустраивалась в 40-е годы XIX века при участии Станислава Кербедза, по чьему проекту построен и мост. Среди достопримечательностей — корабельный музей «Ледокол Красин» и памятник русскому мореплавателю Иоганну Крузенштерну.