+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 23.09.2018 на 24.09.2018 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

Юбилей Биржевого моста


124-летний юбилей отмечает Биржевой мост, перекинутый через реку Малую Неву между Биржевой площадью на Васильевском острове и площадью Академика Лихачева на Петроградской стороне. 6 апреля 1894 года  здесь открылась первая постоянная переправа.

История

Мост у истока Малой Невы был сооружен достаточно поздно — только в конце XIX века. С 1730-х годов на Стрелке располагался морской торговый порт. Возле Гостиного двора разгружали корабли, здесь же находилась Биржа. Мост в этом месте мешал бы прохождению парусных судов.

Проспект Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве реке. Гравюра И.П. Елякова с рис. М.И. Махаева, 1753 год

Во второй  половине XIX века новые корабли с глубокой осадкой уже не могли заходить в Неву и тем более в Малую Неву. После открытия Морского канала в 1885 году торговый порт перевели на Гутуевский остров.

В 1893–1894 годах по проекту инженера Н.М. Мазурова был построен первый деревянный мост от Стрелки Васильевского острова на Петроградскую сторону. Это был 25-пролётный балочно-подкосный мост длиной 328 метров и шириной 21 метр с двукрылым разводным пролётом длиной 14 метров в свету, располагавшимся посередине. Разводка моста осуществлялась вручную с помощью лебёдок.

Опоры моста были деревянными на свайном основании, от навала судов и льда они были защищены кустами из деревянных свай.

Старый Биржевой мост, фото 1896 года

Трасса переправы пролегала выше по течению от оси современного Биржевого моста — в створе Зоологического переулка.

Старый мост Строителей (Биржевой) на плане Ленинграда 1933 года

6 апреля 1894 года новая переправа получила название Биржевой мост — по Бирже, расположенной на Стрелке Васильевского острова. В 1923 году мост был переименован в мост Строителей, а 22 сентября 1989 года ему вернули историческое название.

Реконструкции и ремонты

Первые планы реконструкции Биржевого моста появились в 1917 году, после открытия Дворцового моста, когда резко возросло транспортное сообщение между историческим центром города и Петроградской стороной.  Однако этим замыслам помешала революция. Мост долгое время оставался деревянным, его периодически ремонтировали в дереве.

Только в 1930 году был проведен первый капитальный ремонт моста Строителей. Деревянные рамы разводного пролёта были заменены металлическими, а ручные лебедки – электрическими.

Мост Строителей в 1930-е годы

В 1947 году деревянные пролётные строения заменили на металлические, но опоры и проезжая часть остались деревянными. Ширина переправы была уменьшена с 21 метра до 18 метров.

Ремонт моста Строителей в 1947 году

Мост Строителей в 1950-е годы

Мост Строителей в 1950-е годы

К середине XX века деревянный мост перестал справляться с увеличившимися потоками наземного и водного транспорта.  Еще в 1940 году был разработан проект новой переправы, но его осуществлению помешала война. Во второй половине 1950-х необходимость в реконструкции моста Строителей стала еще более острой в связи с возобновлением  строительства Волго-Балтийского канала. Весной 1957 года опоры моста сильно пострадали от ледохода.

Навал судов на старый мост Строителей, 12 ноября 1956 года

Современный мост был сооружен в 1957–1960 годах по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект», инженеры В.В. Демченко и Б. Б. Левин, архитекторы Л.А. Носков и П.А. Арешев.

Перед проектировщиками стояла задача не только создать современную, надежную переправу, но и сформировать гармоничную композицию из Стрелки Васильевского острова и двух мостов — Строителей и Дворцового. С этой целью ось нового моста переместили на 70 метров ниже по течению Малой Невы и придали переправе внешний облик, подобный Дворцовому мосту.

Начало сооружения нового моста Строителей

Начало сооружения нового моста Строителей

Старый и новый мост Строителей

Старый и новый мост Строителей

Ход строительства

Ход строительства

Ход строительства

Новый металлический пятипролетный мост — почти на сто метров короче своего деревянного предшественника. Чтобы приблизить длину моста Строителей к длине Дворцового, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и часть протока, отделявшего Ватный остров от Петроградской стороны. Ватный остров перестал существовать. На засыпанном участке создана обширная предмостная площадь. (В 2006 году эта площадь была названа в честь академика Д.С. Лихачева — выдающегося русского ученого-филолога и общественного деятеля).

Перепланировке подверглись и две набережные — Мытнинская и набережная Макарова, в результате чего стрелка Васильевского острова приобрела ярко выраженную ось симметрии.

В 1996–1997 годах на Биржевом мосту были демонтированы трамвайные рельсы. Работы по текущему ремонту проводились в 1998, 1999, 2007 и 2012 годах, а в 2014 году на Биржевом мосту была создана современная декоративная подсветка.

Панорама Стрелки Васильевского острова с двумя мостами

Характеристики моста

Биржевой мост перекинут через реку Малую Неву в створе Биржевой площади и площади Академика Лихачева. Это пятипролетное металлическое сооружение длиной 239 метров и шириной 27 метров  с двукрылым разводным пролетом посередине.

Разводный пролет Биржевого моста — откатно-раскрывающейся системы, не имеющей мировых аналогов: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.

Разводится Биржевой мост с помощью электромеханического привода. Наряду с  Сампсониевским мостом, Биржевой — один из немногих разводных мостов в Санкт-Петербурге, где остался подобный механизм: большинство уже перешли на современную гидравлическую систему. Пульт управления находится в левобережной опоре разводного пролета.

Устои и опоры моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы розовым гранитом. Впервые в мировой практике опоры моста арочной системы сооружены на высоком свайном ростверке.

На чугунных решетках перильного ограждения изображены трезубцы древнеримского бога Нептуна, которые подчеркивают статус Санкт-Петербурга как морской столицы России. Подсветка моста состоит из 670 светильников. Световой акцент сделан на морском орнаменте перил.

Информация для туристов

С Биржевого моста, если смотреть в сторону Невы, открывается один самых красивых видов Санкт-Петербурга — на Стрелку Васильевского острова, Дворцовую и Мытнинскую набережные, Петропавловскую крепость и Троицкий мост.

Вид с Биржевого моста

Биржевой мост в проекте «Мосты Петербурга»