+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 23.07.2019 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

 

Все понятно!

Юбилей Биржевого моста


125-летний юбилей отмечает Биржевой мост, перекинутый через реку Малую Неву между Биржевой площадью на Васильевском острове и площадью Академика Лихачева на Петроградской стороне. 27 марта (9 апреля по новому стилю) 1894 года  здесь открылась первая постоянная переправа.

История

Мост у истока Малой Невы был сооружен достаточно поздно — только в конце XIX века. С 1730-х годов на Стрелке располагался морской торговый порт. Возле Гостиного двора разгружали корабли, здесь же находилась Биржа. Мост в этом месте мешал бы прохождению парусных судов.

Проспект Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве реке. Гравюра И.П. Елякова с рис. М.И. Махаева, 1753 год

Во второй  половине XIX века новые корабли с глубокой осадкой уже не могли заходить в Неву и тем более в Малую Неву. После открытия Морского канала в 1885 году торговый порт перевели на Гутуевский остров.

В 1893–1894 годах по проекту инженера Н.М. Мазурова был построен первый деревянный мост от Стрелки Васильевского острова на Петроградскую сторону. Переправу открыли 27 марта (9 апреля по новому стилю) 1894 года. Это был 25-пролётный балочно-подкосный мост длиной 328 метров и шириной 21 метр с двукрылым разводным пролётом длиной 14 метров в свету, располагавшимся посередине. Разводка моста осуществлялась вручную с помощью лебёдок.

Опоры моста были деревянными на свайном основании, от навала судов и льда они были защищены кустами из деревянных свай.

Старый Биржевой мост, фото 1896 года

Трасса переправы пролегала выше по течению от оси современного Биржевого моста — в створе Зоологического переулка.

Старый мост Строителей (Биржевой) на плане Ленинграда 1933 года

6 апреля (19 апреля по новому стилю) 1894 года новая переправа получила название Биржевой мост — по Бирже, расположенной на Стрелке Васильевского острова. В 1923 году мост был переименован в мост Строителей, а 22 сентября 1989 года ему вернули историческое название.

Реконструкции и ремонты

Первые планы реконструкции Биржевого моста появились в 1917 году, после открытия Дворцового моста, когда резко возросло транспортное сообщение между историческим центром города и Петроградской стороной.  Однако этим замыслам помешала революция. Мост долгое время оставался деревянным, его периодически ремонтировали в дереве.

Только в 1930 году был проведен первый капитальный ремонт моста Строителей. Деревянные рамы разводного пролёта были заменены металлическими, а ручные лебедки – электрическими.

Мост Строителей в 1930-е годы

В 1947 году деревянные пролётные строения заменили на металлические, но опоры и проезжая часть остались деревянными. Ширина переправы была уменьшена с 21 метра до 18 метров.

Ремонт моста Строителей в 1947 году

Мост Строителей в 1950-е годы

Мост Строителей в 1950-е годы

К середине XX века деревянный мост перестал справляться с увеличившимися потоками наземного и водного транспорта.  Еще в 1940 году был разработан проект новой переправы, но его осуществлению помешала война. Во второй половине 1950-х необходимость в реконструкции моста Строителей стала еще более острой в связи с возобновлением  строительства Волго-Балтийского канала. Весной 1957 года опоры моста сильно пострадали от ледохода.

Навал судов на старый мост Строителей, 12 ноября 1956 года

Современный мост был сооружен в 1957–1960 годах по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект», инженеры В.В. Демченко и Б. Б. Левин, архитекторы Л.А. Носков и П.А. Арешев.

Перед проектировщиками стояла задача не только создать современную, надежную переправу, но и сформировать гармоничную композицию из Стрелки Васильевского острова и двух мостов — Строителей и Дворцового. С этой целью ось нового моста переместили на 70 метров ниже по течению Малой Невы и придали переправе внешний облик, подобный Дворцовому мосту.

Начало сооружения нового моста Строителей

Начало сооружения нового моста Строителей

Старый и новый мост Строителей

Старый и новый мост Строителей

Ход строительства

Ход строительства

Ход строительства

Новый металлический пятипролетный мост — почти на сто метров короче своего деревянного предшественника. Чтобы приблизить длину моста Строителей к длине Дворцового, было засыпано мелководье у правого берега Малой Невы и часть протока, отделявшего Ватный остров от Петроградской стороны. Ватный остров перестал существовать. На засыпанном участке создана обширная предмостная площадь. (В 2006 году эта площадь была названа в честь академика Д.С. Лихачева — выдающегося русского ученого-филолога и общественного деятеля).

Перепланировке подверглись и две набережные — Мытнинская и набережная Макарова, в результате чего стрелка Васильевского острова приобрела ярко выраженную ось симметрии.

В 1996–1997 годах на Биржевом мосту были демонтированы трамвайные рельсы. Работы по текущему ремонту проводились в 1998, 1999, 2007 и 2012 годах, а в 2014 году на Биржевом мосту была создана современная декоративная подсветка.

Панорама Стрелки Васильевского острова с двумя мостами

Характеристики моста

Биржевой мост перекинут через реку Малую Неву в створе Биржевой площади и площади Академика Лихачева. Это пятипролетное металлическое сооружение длиной 239 метров и шириной 27 метров  с двукрылым разводным пролетом посередине.

Разводный пролет Биржевого моста — откатно-раскрывающейся системы, не имеющей мировых аналогов: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.

Разводится Биржевой мост с помощью электромеханического привода. Наряду с  Сампсониевским мостом, Биржевой — один из немногих разводных мостов в Санкт-Петербурге, где остался подобный механизм: большинство уже перешли на современную гидравлическую систему. Пульт управления находится в левобережной опоре разводного пролета.

Устои и опоры моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы розовым гранитом. Впервые в мировой практике опоры моста арочной системы сооружены на высоком свайном ростверке.

На чугунных решетках перильного ограждения изображены трезубцы древнеримского бога Нептуна, которые подчеркивают статус Санкт-Петербурга как морской столицы России. Подсветка моста состоит из 670 светильников. Световой акцент сделан на морском орнаменте перил.

Информация для туристов

С Биржевого моста, если смотреть в сторону Невы, открывается один самых красивых видов Санкт-Петербурга — на Стрелку Васильевского острова, Дворцовую и Мытнинскую набережные, Петропавловскую крепость и Троицкий мост.

Вид с Биржевого моста

Биржевой мост в проекте «Мосты Петербурга»