+7 (812) 577-78-43
Юбилей Атаманского моста
50-летний юбилей отмечает Атаманский мост, перекинутый через Обводный канал по оси Кременчугской улицы и Глухоозерского шоссе. В 1975 году здесь открылась современная переправа.
История
Восточная часть Обводного канала, от Лиговского канала (ныне Лиговский проспект) до Александро-Невской лавры была построена в 1833 году под руководством инженеров П.П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. В то время канал был южной границей Санкт-Петербурга.
В 1840-х годах от левого берега Обводного канала на юг и запад был прорыт небольшой Г-образный залив для стоянки грузовых судов. Перед входом в залив русло канала расширили, и образовавшийся новый водоем получил название «Бассейн Обводного канала».
Первый Атаманский мост располагался чуть ниже по течению от Бассейна Обводного канала, в створе Атаманской улицы, которая шла от реки Монастырки параллельно каналу, а затем поворачивала на юг под углом 90°.
Атаманская улица, а по ней — и мост, были названы по дислоцировавшемуся здесь лейб-гвардии казачьему полку. Атаманами всех казачьих войск Российской Империи традиционно являлись наследники царского престола.
Атаманский мост впервые был обозначен на плане города 1913 года. Его часто путают с одним из Американских железнодорожных мостов, расположенным ниже по течению. Однако это всегда были разные переправы.
Старый Атаманский мост был деревянный трехпролетный ригельно-подкосной системы на деревянных опорах башенного типа.
Реконструкции и ремонты
В 1932 году Атаманский мост отремонтировали в дереве, а в 1950 году деревянные балки пролетного строения заменили металлическими. Длина моста составила 38,4 метра, ширина между осями перил – 15 метров.
Современный Атаманский мост был построен в 1972–1975 году по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» — инженера А.Д. Гутцайта и архитектора Л.А. Носкова. Ось переправы перенесли на 180 метров выше по течению — к Кременчугской улице и Глухоозерскому шоссе: в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда обе улицы в середине 1970-х годов продлили до Обводного канала.
Открытие в 1975 году нового Атаманского моста позволило создать прямую автомагистраль между Центральным и Невским районами и разгрузить проспект Обуховской обороны.
Характеристики моста
Атаманский мост перекинут через Обводный канал в створе Кременчугской улицы и Глухоозерского шоссе, соединяя Безымянный остров с южным берегом Обводного канала.
Длина моста – 37,3 метров, ширина – 32 метра. По конструкции он близок к Ново-Каменному мосту через Обводный канал: железобетонное однопролетное сооружение с пролетным строением в виде трехшарнирной рамы. Устои железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом.
Перила металлические, рисунок решетки повторяет узор ограждения Обводного канала, на устоях – гранитный парапет. Возле устоев моста с четырех сторон — гранитные лестничные спуски на нижний ярус набережной.
Информация для туристов
Выше по течению от Атаманского моста, на правом берегу Обводного канала, стоят исторические здания казарм лейб-гвардии Казачьего полка. Солдатский корпус казарм, расположенный в доме №23, построен в 1846–1852 годах по проекту архитекторов И.Д. Черника и А.П. Гемилиана.