+7 (812) 577-78-43
Южная набережная Крестовского острова
Водная преграда: р. Малая Невка
Общая длина: 1182,6 м
Год открытия: 1920-е годы
Южная набережная Крестовского острова на карте
Характеристики набережной
Южная набережная Крестовского острова находится в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Она располагается по правому берегу Малой Невки — от Малого Крестовского моста до Большого Петровского моста.
Конструкция берегоукрепления сочетает в себе низкие и высокие стенки на высоких ростверках из железобетонных свай.
На участке между Большим Крестовским и Лазаревским мостами берегоукрепление другое: со стороны воды у деревянного шпунта уложены железобетонные сваи, а головы шпунта и свай омоноличены банкеткой, в которую упираются железобетонные плиты укрепления откоса. Ниже этой стенки основание берегового откоса укреплено пакетом из четырех железобетонных свай, положенных горизонтально и соединённых между собой по длине монолитными узлами.
С низовой стороны правобережного устоя Большого Петровского моста высокий береговой откос укреплён булыжным мощением на бетонном основании.
Ниже Большого Петровского моста берег реки представляет из себя песчаный пляж.
История набережной
На Крестовском острове по берегам Средней и Малой Невки, а также реки Крестовки издавна располагались гребные клубы и базы. Береговая линия укреплялась деревом, было множество пирсов, слипов, спусков.
На южном берегу Крестовского острова во время владения графа К.Г. Разумовского в 60-х–70-х гг. XVIII века начала формироваться новая усадьба, когда в месте выхода поперечной просеки к берегу Малой Невки были проведены первые строительные и ландшафтные работы. Устройство деревянной пристани, искусственных насыпей и прудов с мостиками предваряли строительство загородного дома графа К.Г. Разумовского–«высокого, в два этажа» графского охотничьего замка.
В период между 1820 и 1823 гг. при новом владельце Э.А. Белосельском-Белозерском проведены работы по благоустройству усадьбы: построены службы, оранжереи, в западной части территории владельческой дачи были разбиты нерегулярные сад и парк с дорожками вокруг искусственных прудов.
В 1850–1851 гг. главная дача усадьбы перестроена по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера. Перестраивая главную дачу, Штакеншнейдер сохранил объемную и планировочную крестообразную композицию первоначальной постройки. Боковые крылья архитектор надстроил третьим этажом до уровня верха первого яруса центрального восьмигранного помещения. Два верхних яруса башни Штакеншнейдер заменил широким восьмигранным бельведером с кровлею сложной барочной формы. Высота центрального помещения была значительно увеличена, и за счет этого сохранена композиция с доминирующим по высоте центральным объемом и пониженными боковыми помещениями.
Еще до работ по перестройке главной усадьбы в середине XIX века деревянная пристань была перестроена в постоянных материалах: облицована гранитом и украшена решеткой, изготовленною на одном из княжеских чугунных заводов в Сибири.
В 1920-х годах с низовой стороны правобережного устоя Большого Петровского моста берег был укреплён бетонным банкетом на деревянном свайном основании с циркульным укреплением откоса. С верховой стороны моста исток реки Чухонки был взят в трубу на небольшой длине. В нижнем своём течении она превратилась в череду озёр.
В годы Великой отечественной войны главное здание усадьбы сильно пострадало от попадания снаряда. Пристань также пострадала во время войны.
В 1951 году был составлен технический проект павильона детского сектора Приморского парка Победы в бывшем дворце Белосельских-Белозерских. Проектом предусматривалось отремонтировать фасады здания и приспособить различные помещения дворца под кружки и секции для занятий детей. Однако реализовать проект не удалось, и дворец разобрали.
В 1950-х годах набережная укреплялась новыми деревянными стенками. В постоянные материалы она начала одеваться в 1960-е годы.
В 1960–1962 гг. силами специальных научно-реставрационных производственных мастерских АПУ Ленгорисполкома были сделаны обмеры сохранившихся остатков гранитной пристани. Затем бригада гранитчиков РСУ «Ленмостотреста» восстановила в прежнем виде гранитный спуск, но без чугунной ограды, т.к. ее следов обнаружено не было. На спуск была перенесена скамья с набережной Робеспьера (Воскресенская наб.) в связи с реконструкцией набережной в 1967 г. Двусторонняя скамья создана архитектором Е. И. Катониным в 1926 г. из грубоколотых блоков красного гранита–рапакиви.
В Ведомости объектов реставрации архитектурных деталей мостов и набережных и возрождения ряда адресов Ленмосттреста за период с 1948 по 1982 гг., имеется запись о проведении работ на набережной реки Малой Невки в детском секторе Приморского парка Победы:
«Восстановлен разрушенный обстрелом в период блокады города 41–43 гг., лестничный спуск к воде, с установкой чугунных решеток – 17 метров … с гранитной скамьей. Длина спуска по фасаду – 20 м. … Отливка чугунной решетки звеньями, всего 17 метров. Перила рисунка типа 1835 были установлены при въезде на деревянный Тучков мост через р. М. Неву».
Рисунок перил являлся стилизацией под перила старого Тучкова моста, авторства школы Захарова. По Ведомости архитектором перильного ограждения значится Александр Лукич Ротач, принимавший активное участие в восстановлении мостов Ленинграда в послевоенные годы.
Ниже Большого Крестовского моста в 1979 году, при его капитальном ремонте, была построена деревянная стенка длиной 15 метров. В 1998 году ее отремонтировали.
В 2023 – 2024 гг. были выполнены работы по реставрации пристани, восстановлено перильное ограждение, устранен размыв неукрепленного берега.
Информация для туристов
Западнее Южной набережной Крестовского острова, в устье реки Малой Невки, поблизости от нового стадиона «Санкт-Петербург Арена», расположен городской причал прогулочных судов «Южная дорога».
С информацией об Южной набережной Крестовского острова, как объекте культурного наследия, также можно ознакомиться на сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга