+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
Великий день! День рождения России! 8 сентября / 21 сентября. Четверг.
Рождество Пресвятой Богородицы. Госпожинки. Аспосов день Пророками было предсказано пришествие в мир Мессии, Сына Божия, для спасения человечества. Эту веру хранил малый праведный остаток верующих Ветхозаветной Церкви. И когда пришло время и Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, Он избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию – единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.
Рождество Богородицы. Фреска Джотто
Дата Рождества Пречистой Богородицы выбита на памятнике 1000-летия России в Нижнем Новгороде как дата рождения Российского Государства. Рождество Пресвятой Богородицы – начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года, но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели. Это праздник всемирной радости.Праздник этот, назывался в народе Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью Пресвятой Деве Марии. Нередко еще 8 сентября слывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня.
Иван Похитонов. Жатва
В этих наименованиях смешано троякое производство: Спас (1, 6 и 16 августа), Госпожа (15 и 31 августа) и пожни — после жатвы.
Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21 сентября.862 г. День рождения Русского государства Призвание новгородцами на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора.
Васнецов В.М., "Варяги", 1909. Масло, холст
День 8 сентября 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптора М. Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества.
Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.Икона Божией Матери «София - Премудрость Божия» Икона «София — Премудрость Божия» встречается только на православном Востоке и неизвестна на Западе. Под словом «Премудрость», или по-гречески «София», разумеют Сына Божия. Значение изображения «Софии — Премудрости Божией» объясняют словами притчей Соломоновых: Премудрость построила Себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч. 9, 1). Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом.
Икона Божией Матери «София - Премудрость Божия»
Иконы св. Софии — Премудрости Божией, заимствованные из Церкви Юстиниановой, изображают соединение Церкви Небесной и видимой через воплощение Сына Божия — Премудрости Божией.1240 г. Заступничество Пресвятой Богородицы через Ее Холмскую икону за Холм при осаде города войском Батыя.
Холмская икона Божией Матери
1295 г. Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».Одна из древнейших икон Руси. Обретена 8 сентября 1295 г., когда после разорительного татарского нашествия все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Икона прославилась многими чудесами в русской истории. Покинула Россию в 1920 г. вместе с армией генерала Врангеля и стала главной святыней Русского зарубежья.
Курская Коренная икона Божией Матери «Зна́мение».Дата появления 1295 год
1380 г. Куликовская битва Генеральное сражение между объеденным русским войском под командованием Московского вел. кн. Димитрия Ивановича и войсками Золотой Орды, усиленной наемниками, под командой темника Мамая. В конце августа – начале сентября объеденное русское войско под командованием кн. Димитрия походным порядком вышло в степь и подошло к верховьям Дона.
«Куликовская битва», Адольф Ивон (1859)
Решено было перейти Дон и занять позицию по слиянию с Непрядвой, чтобы водными, лесными и болотистыми преградами стеснить маневры ордынской конницы. План был сугубо наступательным и основывался на огромном духовном подъеме русских воинов.
Павел Рыженко. Молитва Пересвета перед битвой
Св. прп. Сергий Радонежский благословил поход и направил с войском двух своих монахов – Родиона Осляблю и Александра Пересвета. Русский богатырь Пересвет вышел на бой со степным багатуром Челубеем, оба погибли. Сражение началось атакой ордынской конницы, которой удалось оттеснить наши войска к Непрядве. Тогда с фланга ударил засадный полк воеводы Боброка-Волынского, ордынцы дрогнули и побежали, русские преследовали их. Мамай пытался скрыться в Крымском ханстве, но был там убит.
Васнецов Виктор Михайлович. Единоборство Пересвета с Челубеем (Поединок Пересвета с Чебубеем на Куликовом поле в 1380 году). 1914
Куликовская битва не решила исход ордынского и ига и Руси. Но она стала грандиозной духовной вехой в жизни русского народа. Вековой враг понес первое крупнейшее поражение. Русская Православная Церковь в 1988 г. причислила вел. кн. Димитрия Донского к лику святых.
Благоверный великий князь Димитрий Донской.
1380 г. Пересвет Александр Герой Куликовской битвы. Пересвет был уроженцем города Любеча, брянским (дебрянским) боярином, а затем монахом-схимником Троице-Сергиева монастыря. До пострижения в иноки Пересвет был известен на Руси как «великий ратник», «богатырь крепкий», «весьма смысленный к воинскому делу и наряду», умеющий «уставлять полки».
Рыженков. Пересвет
В 1380 г. Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря Сергием вместе с другим монахом — Родионом Ослябей к московскому кн. Дмитрию Ивановичу, чтобы воодушевлять русских ратников. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии — Темир-мурзой). Оба противника погибли в этом единоборстве. Пересвет был похоронен в старом соборе Московского Симонова монастыря. Мощи его до сих пор почивают в этом монастыре.
П.Корин. Пересвет и Ослябя на конях. Эскиз правой части неосуществленного триптиха, 1944
1380 г. Осляба Родион Московский боярин, монах Троице-Сергиевой лавры, герой Куликовской битвы. В 1380 г. был послан прп. Сергием Радонежским вместе с монахом Пересветом к кн. Дмитрию Донскому, чтобы воодушевить русских воинов перед Куликовской битвой. Погиб в бою. Мощи его почивают в старом соборе Московского Симонова монастыря. 1495 г. Осада Выборга Русская рать под командованием русского полководца Даниилом Васильевичем Щени подошла к Выборгу, стены и башни которого шведы считали неприступными. Началась осада, длившаяся три месяца. Действия Щени оказались неожиданными для шведов. При штурме Выборга он применил артиллерию, крупнокалиберные пушки и пищали, которые, по свидетельству шведских летописей, «причинили много горя» защитникам.
Даниил Васильевич Щени.
Вместо трудоемких и опасных из-за обстрелов со стен «приметов» (искусственных насыпей), он применил штурмовые лестницы. Таких приемов осады еще не знала русская военная история. Пока главные силы готовились к штурму, конные оряды опустошали окрестные земли, разрушали шведские опорные пункты. 1549 г. Царю Иоанну IV был подан проект реформ И.С. Пересветова.
Земский собор. А. Ф. Максимов. Иван Грозный, как предполагают историки он же И. С. Пересветов
Автор критиковал засилье бояр и отсутствие законности и выражал надежду, что «грозный и мудрый Царь» будет управлять независимо от вельмож, на благо всего государства, а не касты аристократов.
1581 г. День Рождества Пресвятой Богородицы полчища поляков и литовцев штурмуют Псков, защищаемый мужественным воеводой кн. Иваном Петровичем Шуйским. Бодр дух осажденных. Инок Покровского монастыря дряхлый слепец Дорофей видел явление Богородицы в сопутствии святых князей: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, блаженного Николы Салоса и других прославленных во Пскове святых.
В оформлении обложки использован портрет Ивана Шуйского. Художник М.М. Тренихин
Гневалась Владычица на град, но святые вымолили ее прощение. «Старче! — слышал голос Дорофей.— Иди скорее, возвести боголюбивым воеводам, печерскому игумену и всему народу, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога; завтра пусть стерегут это место, пусть поставят здесь пушки и направят их на шатры королевские. Всему народу вели плакаться о грехах своих, и Я буду молить Сына Моего и Бога за ваши согрешения»... Приступ отбит на месте, указанном в видении. Воздавая хвалу Богу в храме святой Троицы, князь Шуйский говорит воинам и народу: «Вот, братие, миновал для нас первый день печали и веселия, трудов и мужества. Совершим, как начали. Сильные враги наши пали, а мы, немощные, препоясались силою. Гордый исполин лишился хлеба, а мы, алчущие милосердия Божия, исполнились благ. Будем готовы умереть за веру Христову. Как начали, так и довершим, с Богом, без всякой хитрости». Враги вскоре сняли осаду, не возобновив приступов.
«Стефан Баторий под Псковом». Автор — Ян Матейко, 1872
Из дневника Стефана Батория: «Нам не везет в Печерах. Пробьют отверстие в стене, подойдут к нему и остановятся, далее идти не могут. Все удивляются, отчего это происходит. Одни говорят, что это колдовство со стороны Русских, другие - что место свято. Уже второй приступ не удается. Эти монахи творят чудеса храбрости». 1710 г. Русские войска под командованием Брюса вынудили к сдаче Кекскольм (древнерусскую Карелу).
Торжественный ввод в Петербург четырех шведских фрегатов взятых в сражении при Гренгаме. А.Ф.Зубовъ 1720
1720 г. Торжественный ввод в Петербург четырех шведских фрегатов взятых в сражении при Гренгаме.
1727 г. Отстранен от власти и отправлен в ссылку кн. А.Д. Меншиков.
В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове» (1883)
1736 г. Феофан Прокопович.Политический и церковный деятель, богослов.«Делом всей жизни» Феофана Прокоповича стало участие в Петровских реформах. В 1721 г. по поручению Царя Петра I он разработал Духовный регламент — законодательный акт, ликвидировавший соборное управление Церковью, заменив его синодальным управлением.Место Церкви в государственной системе определялось как средство воспитания и просвещения подданных. В сочинении «Правда воли монаршей» (1722 г.)
Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.
Феофан Прокопович утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа. Т.о., основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа.1789 г. Русские войска под командованием кн. Н.В. Репнина разбил Турок при Сальче.
Портрет князя Николая Васильевича Репнина. Неизвестный автор. Тверская областная картинная галерея.
1802 г. Учреждены первые министерства.На первых порах их было образовано восемь: военное, морское, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции, и народного просвещения.
1864 г. Свт. Феофан Затворник Вышенский писал: «Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя».
Святитель Феофан Затворник Вышенский.
1875 г. Русские войска заняли г. Маргелан. Лишаясь одного союзника за другим, хан Абдуррахман Автобачи отступал.
В. Мирошниченко. Портрет генерала М.Д. Скобелева
В погоню за ним отправился отряд Скобелева. 10 сентября солдаты и казаки вступили в город Ош. Абдуррахман с небольшим количеством соратников укрылся в горах.
1973 г. Русланова Лидия Алексеевна. Русская певица.
Лидия_Русланова_на_фронтовом_концерте.
1991 г. Саркофаг с прахом Николая Николаевича Муравьева-Амурского установили в Доме офицеров флота, и в тот же день тут прошла заупокойная литургия. Затем саркофаг с прахом генерал-губернатора был установлен на лафет гаубицы. Бронетранспортер медленно тронулся. 600-тысячный город провожал Н.Н. Муравьева-Амурского к месту последнего упокоения.
в 2011 году во Владивостоке в месте, где захоронен прах Муравьева-Амурского, был создан сквер в его память и честь. В 2012 году здесь по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарёва установлен памятник.