+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
День в истории России 24 января / 6 февраля.
Аксинья Полухлебница
Народное название дня прп. Ксении (V в.).
Считалось, что с этого дня до нового урожая осталась половина срока, и до новины потребуется столько же хлеба, сколько съедено. В северных районах каравай взвешивали вечером и следующим утром. Если за ночь вес хлеба убавится, то и цена на него понизится — и наоборот. На юге поступали несколько иначе: ржаной хлеб тоже оставляли на ночь, а утром смотрели на него. Если хлеба кажется больше, чем было, ждали хорошего урожая летом. Аксиньин день называли также весноуказчиком. Считалось, что погода этого дня соответствовала погоде всей весны.
День Блаженной Ксении Петербургской
Родилась примерно в 1732 г. В возрасте 26 лет пережила неожиданную смерть любимого мужа, придворного певчего Андрея Петрова. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяния. Это заставило ее изменить свое отношение к земной жизни, оставить в ней все ненужное, временное.
Известно предсказание Ксенией смерти Императрицы Елизаветы Петровны. 24 декабря 1761 года накануне Рождества Христова блаженная Ксения бегала по городу и громко кричала: «Пеките блины! Скоро вся Россия Матушка будет печь блины!» Наутро разнеслась весть о кончине благочестивой императрицы, более всех святых почитавшей Пресвятую Богородицу.
Аскетический образ жизни блаженная Ксения вела сорок пять лет, до самой своей смерти, около 1803 года. Похоронили Угодницу Божию на Смоленском кладбище, и сразу же началось паломничество к ее могиле.
По молитве блаженной происходили многие чудеса – в семьях прекращались раздоры, муж переставал пить, отчаявшийся получал хорошее место, больные исцелялись. Так в молодом Петербурге появилась своя святая, которую почитали все больше и больше. Со временем над ее могилой была построена часовня. Молва о посмертных деяниях блаженной Ксении разнеслась по земле Русской, и в 1988 году она была прославлена как всероссийская святая, по определению Собора, «за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, кротости и прозорливости, на основании большого количества чудес, совершающихся по молитвам блаженной, а так же непрекращающегося народного почитания».
«Не делайте никому зла в жизни. Враги и злоба людская мучают меня и заставляют страдать». Наверное, произнося эти слова, святая Ксения видела перед собой образ распятого Христа, безропотно отдавшего Свою жизнь во искупление грехов человеческих.
1838 г. Скончался Сергей Петрович Румянцев
Граф, государственный деятель, дипломат.
Родился 17 марта 1755 г. Младший сын фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. В 1802 г. и с 1805 г. по 1838 г. был членом Государственного Совета. После отмены дворянской монополии на приобретение земель в 1801 г. Румянцев подал Императору Александру I записку о предоставлении помещикам права отпускать крестьян на волю, наделяя их землей, что побудило царя к изданию в 1803 г. указа о свободных хлебопашцах. Румянцев деятельно помогал старшему брату в сборе коллекции будущего Румянцевского музея.
1918 г. Совет народных комиссаров принял декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря»
Вопрос о введении григорианского календаря в России обсуждался неоднократно, начиная с 30-х годов XIX в. Поскольку юлианский календарь основан на пасхальном круге, а григорианский привязан к астрономическому дню весеннего равноденствия, отечественные специалисты каждый раз отдавали предпочтение первому, как наиболее отвечающему интересам христианского государства. Но в официальных документах, связанных с международной деятельностью, а также в некоторых периодических изданиях было принято указывать дату сразу по двум традициям.
После Октябрьской революции советское правительство предприняло ряд мер, направленных на отделение церкви от государства и секуляризацию жизни общества. Поэтому при решении вопроса о переходе на новую календарную систему интересы церкви в расчёт уже не принимались, на первый план выступила государственная целесообразность.
Поскольку к моменту принятия декрета разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней, было решено после 31 января 1918 г. считать не 1, а 14 февраля.
До 1 июля 1918 г. декрет предписывал после числа по новому (григорианскому) стилю в скобках указывать число по старому (юлианскому) стилю. Впоследствии эта практика сохранилась, но в скобки стали помещать дату по новому стилю.
При пересчёте дат со старого на новый стиль к числу по старому стилю прибавляется 10 дней, если событие произошло в период с 5 октября 1582 г. по 29 февраля 1700 г., 11 дней для периода с 1 марта 1700 г. по 29 февраля 1800 г, 12 дней для периода с 1 марта 1800 г. по 29 февраля 1900 г., 13 дней для периода с 1 марта 1900 г. по 29 февраля 2100 г. и т. д.
По установившейся традиции, события, произошедшие до появления в 1582 г. григорианского календаря, принято датировать по юлианскому календарю, хотя для них также может быть произведён пересчёт с учётом нарастания разницы по векам.
1922 г. Родился Борис Сергеевич Угаров
Живописец, кандидат искусствоведения, педагог, профессор, президент Академии художеств СССР (1983-1991).
Чувство любви художника к природе и понимание её красоты поддерживалось и углублялось работой над пейзажем. В 1951-1954 гг. Угаров совершил поездки по Ленинградской и Тверской областям, написал этюды «Снег тает (1952), «Весенняя вода (1954), «Банька» (1954), «Улица в деревне» (1954). Результатом поездок по старым русским городам (Новгород, Псков, Старая Ладога и др.) в 1955-1960 гг. стали картины: «Сумерки» (1956), «Череменецкое озеро» (1956), «Ферапонтов монастырь» (1957), «Псков» (1960), «Зимка» (1960) и др.
«Для меня, как художника, природа и люди составляют нечто целое, — рассказывает Угаров. — Картина — итог живописно-пластической организации этого единения, а этюд — одна из форм размышления, раздумья над будущим полотном. Вероятно, это относится и к процессу написания портрета».
Переломные моменты русской истории, увиденные глазами художника, нашли свое воплощение в монументальных полотнах: «На рудниках. 1912 год» (1957); «Ленинградка. В 1941-м.» (1961); «Октябрь» (1964); «Мать. Год 1941-й» (1965); «За землю, за волю!» (1970); «Июнь 1941 года» (1975); «Возрождение» (1980).
Скончался 2 августа 1991 г., похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковcкого кладбища.
1943 г. Образована Курганская область
Курганский уезд был образован в январе 1782 года в составе Тобольской области Тобольского наместничества. В разные годы он входил в Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Тобольскую губернию, Уральскую и Челябинскую области.
6 февраля 1943 года президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об образовании Курганской области в составе РСФСР». В её состав вошли 32 сельскохозяйственных района восточной части Челябинской области и 4 района Омской области.
2004 г. На Замоскворецкой линии московском метро произошел теракт
Во втором вагоне поезда на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» взорвалась бомба мощностью 4 килограмма в тротиловом эквиваленте, начиненная поражающими элементами. В результате теракта погибли 41 человек, более 250 получили ранения.
В ноябре 2006 года в Московском городском суде начался процесс над обвиняемыми в подготовке этого теракта: бывшим сотрудником Минюста Муратом Шаваевым и жителями Карачаево-Черкесии Максимом Панарьиным и Тамбием Хубиевым. В феврале 2007 года они были признаны виновными в причастности к совершению терактов на станции метро «Автозаводская», а также у станции «Рижская» в августе 2004 года. Шаваев, Панарьин и Хубиев были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.