+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
8 ноября / 21 ноября.
Михайлов день.
Народное название праздника Собора Архистратига Михаила. День Михаила Архангела считался в народе как первый шаг к настоящей зиме. Этот праздник в большей части России бывал «с мостом» (т.е. с покрытыми льдом реками).
Леднев Александр. Замёрзшая река
«С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет!» — говорили крестьяне. «Со дня Михаила-архангела зима кует морозы». Михаил-Архангел считался в народе не менее грозным для всякой «нечисти-нежити», чем Илья-пророк.
Илья-пророк.Андрей Шишкин
По народному представлению, сам Бог Саваоф положил ему быть грозой для темных сил бесплотных.
Бог Саваоф Виктор Васнецов 1885-1896
Когда Господь воспылал гневом на Сатанаила и его присных, из ангелов превратившихся в «аггелов», Он повелел Михаилу-Архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности.
«Архангел Михаил», Рафаэль Санти, около 1503—1505
Заонежское северное предание повествует, что «сверзил Михайла-Архангел с небеси сатанино воинство, и попало оно на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые». Охранитель праведников на земле от сатанинского наваждения является в народном представлении и проводником их душ в селения райские.
Архангел Михаил и его деяния Коппо ди Марковальдо, 1250—1260
В последние дни существования бренного мира, на Страшном Суде Божием, после того, как «потопие» омоет «матушку сыру землю» от его грехов, «сойдет Михаил-Архангел батюшко, вострубит в трубоньку золоту, и пойдут гласы по всей земли, разбудят мертвых и вызовут их из гробов»...
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил беcплотных.
Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных
(новгородская икона, конец XV века)
В этот день Господь дал право Архангелу Михаилу спасать грешников. Ангелы и Архангелы просят Архистратига Михаила спасти души грешников. Тогда Архистратиг становится на краю преисподней, опускает туда левое крыло и взмахивает им. На крыло его насаждаются, словно какие насекомые, жалкие и грязные души. С силой подняв крыло вместе с ними, он стряхивает эти души на место, идеже сам стоит, а Ангелы подхватывают их с великой радостью и обмывают. Они становятся чистыми, светлыми и славят со всеми Бога.
Архистратиг Михаил
Ангелы опять просят Архистратига Михаила спасти еще души грешников. Тогда он спускает в преисподнюю правое крыло, на которое опять лезут, теснятся грязные души. И эти души тоже становятся чистыми и славят с Ангелами Бога. В третий раз Ангелы и Архангелы просят Чиноначальника Вышних Сил о спасении человеческих душ.
Лука Джордано Полет
И в третий раз Архангел Михаил извлекает из бездны новые души. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Икона: I Вселенский собор
Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.
Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885
Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый»,
и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).
Второе пришествие Иисуса Христа. Откровение Иоанна Богослова.
1470 г. В Новгород 8-го ноября прибыл
Художник Владимир Федорович Стожаров. Новгород
из Киева или, по выражению некоторых летописей, из Литвы (т.к. Киев состоял тогда в Литовском государстве) брат киевского кн. Симеона Михаил Олелькович, присланный польским королем Казимиром IV по просьбе самих новгородцев.
Казимир IV. Воображаемый портрет работы Яна Матейко, 1890–1892
С кн. Михаилом прибыла из Литвы весьма многочисленная свита, в которой находился и некто жидовин Схария, сделавшийся известным князю еще в Киеве.
Князь Михаил Олелькович (ок. 1425—1481)
Этот «жидовин, — скажем словами современника, оставившего нам и краткую историю, и подробное опровержение ереси жидовствующих, — был научен всякому изобретению злодейства, чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологии.
Сначала он прельстил в Новгороде попа Дионисия и обратил его к жидовству. Дионисий привел к нему попа с Михайловской улицы Алексия, который также сделался отступником от истинной веры Христовой.
Андрей Рябушкин: Михайловская улица в Новгороде. 1899
Потом пришли из Литвы (Киева) иные жиды — Иосиф Шмойло-Скарявей и Моисей Хануш.
Собор Св.Софии. Киев. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.
Алексий и Дионисий до того возревновали о жидовской вере, что с ними всегда пили и ели и от них учились жидовству, и не только сами учились, но научили жидовству своих жен и детей. Хотели даже обрезаться в жидовскую веру, но жиды им не велели, говоря: если узнают вас христиане и вздумают освидетельствовать, то будете обличены, а держите жидовство тайно, явно же христианство. Алексию переменили имя, назвали его Авраамом, а жену его назвали Саррою».
Ересь жидовствующих
Таково начало ереси жидовствующих: жид Схария совратил в жидовство двух новгородских священников, два другие жида вместе с ними совратили и самые их семейства!
1493 г. В Копенгагенском замке прошла церемония заключения первого русско-датского договора, получившего название «копенгагенский трактат».
Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год
В присутствии полномочных русских послов от Царя Иоанна III король Ханс скрепил печатью и поцеловал крест на договоре, как того требовали русские.
Иоганн, иначе Ханс король Дании
Не только сам факт заключения, но содержание договора надо отнести к успехам русской и датской дипломатии, по условиям которого Дания брала обязательства оказать России военную поддержку против Великого княжества Литовского в обмен на помощь против Швеции, к которой у России были претензии на Восточную Финляндию.
1711 г. Родился М.В. Ломоносов.
Портрет М.В. Ломоносова. Копия Л.С. Миропольского с работы Г.К. фон Преннера
1720 г. Долгоруков Яков Федорович.
Князь, боярин, сенатор. Старший сын окольничего кн. Ф.Ф. Долгорукова.
Шарль Лебрен. Портрет Я. Ф. Долгорукова, написанный в 1687 году в Париже.
Изучал математику, богословие, латинский язык. Во время московского восстания 1682 г. выступил сторонником Петра I, в связи с чем был назначен комнатным стольником Царя.
Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882
Одним из первых стал на сторону Петра I в борьбе с царевной Софьей и прибыл в Троице-Сергиеву лавру.
Алексеев Ф.Я. Троице-Сергиева Лавра 1800г
Участвовал в Азовских походах 1695-1696 гг., за что пожалован в ближние бояре (1696 г.). После взятия Азова служил на Белгородской засечной черте и охранял южные границы от крымских набегов.
Взятие Азова. В центре, на конях, Царь Пётр I и воевода Алексей Шеин (гравюра А. Шхонебека)
В начале Северной войны ведал всеми запасами армии. Попал в плен к шведам под Нарвой (1701 г.). В 1711 г., во время переезда в Готтенбург, захватил шхуну и вместе с другими соотечественниками бежал в Ревель. С 1717 г. являлся президентом Ревизион-коллегии. По отзывам современников, был строгим и неподкупным контролером.
1739 г. Долгоруков Иван Алексеевич.
Государственный деятель. Казнен.
Иван Алексеевич Долгоруков. Неизвестный художник
1739 г. Долгоруков Василий Лукич.
Князь, государственный деятель. Казнен вместе с И.В. Долговоруковым.
Долгоруков Василий Лукич. Неизвестный художник
1797 г. Единый Орденский праздник в Российской Империи.
Этот праздник установлен Императором Павлом I для кавалеров всех Российских орденов.
Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена работы В.Л. Боровиковского, 1800
Государь объединил все существующие в России Орденские корпорации в единый Российский кавалерский орден, или Кавалерское общество Российской Империи.
1833 г. В высочайшем указе Императора Николая Павловича об учреждении Университета Св. Владимира сказано: «Киев – колыбель святой веры наших предков и вместе с сим первый свидетель их гражданской самобытности».
Императорский университет Святого Владимира
1905 г. Создание Союза Русского Народа.
В день праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был создан Главный Совет Союза Русского Народа - черносотенной организации, насчитывавшей сотни тысяч членов.
Демонстрация черносотенцев в Одессе вскоре после объявления «Манифеста 17 октября», 1905
Это был народный ответ на так называемую «первую русскую революцию», которую тогда удалось подавить.
1921 г. В Сремских Карловцах открылся I Всезарубежный Церковный Собор.
Участники первого Всезарубежного русского Церковного Собора в Сремских Карловцах
1985 г. Святитель Филарет (Вознесенский).
Третий первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (с 1964 г.). Родился в 1903 г. В его правление Зарубежная Церковь совершила важные прославления русских святых, в том числе Новомучеников Российских во главе с Царской Семьей.
Митр. Филарет (Вознесенский)
Свт. Филарет был одним из первых, кто открыто выступил против экуменизма и в защиту истинного Православия. Мощи его обретены нетленными. Причислен к лику святых.
Икона. Святитель Филарет Вознесенский