+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
15 августа / 28 августа.
Успеньев день. Успение Пресвятой Богородицы
Народное название дня Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева в церковных книгах часто называется Госпожою; отсюда у русского народа самый праздник Успения, посвященный Божией Матери, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня и т.п.
Еще Св. Дева весьма часто именуется на церковнославянском языке Пречистою; отсюда русский народ и праздник Успения Божией Матери называет Пречистою.
Собственное имя праздника — Успение — заменяется у народа именем «Спленье». Так как около праздника Успения крестьяне оканчивали жнитво хлеба и это окончание у них было известно обыкновенно под именем Спожинок, Оспожинок, Дожинок, то и самый праздник Успения Божией Матери называется Оспожинками.
На праздник Успения, когда все поспевает и все собирается, крестьяне приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для церковного благословения и освящения.
К празднику Успения Богородицы крестьяне устраивали общие складчины, варили миром пиво, забивали баранов, пекли пироги, сзывали родных и соседей и вообще задавали себе и другим хлебосольный пир.
В старой Руси в этот день бояре угощали своих крестьян, дарили их разного рода подарками, деньгами и вообще праздновали очень весело и радушно всем миром окончание жатвы.
К Успению заканчивали вспашку зяби. По состоянию погоды на молодое бабье лето предсказывали, каким будет старое бабье лето.
К Успению поспевали все овощи, и начиналась их заготовка на зиму.
1723 г. Скончался Долгоруков Григорий Федорович
Князь, действительный тайный советник, русский дипломат. Происходил из древнего княжеского рода. Сын окольничего кн. Федора Федоровича Долгорукова (1664 г.). В октябре 1709 г. пожалован орденом Св. апостола Андрея Первозванного. Скончался в Петербурге на 66-м году жизни; похоронен в Александро-Невской лавре.
1851 г. Открыто сквозное железнодорожное движение между Санкт-Петербургом и Москвой
На Николаевской железной дороге было построено 34 станции четырех классов. Станции первого класса расположены на расстоянии примерно 160 километрах друг от друга, второго и последующих классов – на расстоянии от 80-ти до 20-ти километров. «Первоклассными» станциями были Петербург, Малая Вишера, Бологое, Тверь и Москва. В список станций четвертого класса входили Колпино и Химки.
Первое время плата за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы составляла 19 рублей в первом классе, 13 рублей во втором и 7 рублей в третьем. За меньшую плату людей возили в товарных поездах, а летом на открытых платформах. Поездка же в Москву в дилижансе стоила в те времена 95 рублей, в то время как сам дилижанс можно было доставить поездом за 75 рублей.
1900 г. Русские войска под командой генерала Н.П. Линевича заняли столицу Китая Пекин. В то же время, русский отряд генерала П.К. Ренненкампфа походным порядком пересекал Маньчжурию с севера на юг, почти не встречая сопротивления.
1917 г. В праздник Успения Божией Матери открылся Поместный Собор Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 гг., восстановивший Патриаршество в России. Закрылся 20 сентября 1918 г., так до конца и не закончившийся. Поместный собор работал более года за этот период состоялись три его сессии: первая – с 15/28 августа по 9/22 декабря 1917 г., вторая и третья – в 1918 г.: с 20/2 февраля по 7/20 апреля и с 19/2 июля по 7/20 сентября.
В работе Поместного Собора приняли участие епископы, клирики и миряне. Всего – по избранию и назначению по должности – 564 человека: 80 архиереев, 129 лиц пресвитерского сана, 10 дьяконов из белого (женатого) духовенства, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. Присутствовали также глава Временного правительства А. Ф. Керенский, министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев, представители печати и дипломатического корпуса. В общественном сознании он фактически воспринимался как Церковное Учредительное собрание.
Важнейшим результатом Собора стало упразднение синодальной системы церковного управления и восстановление 28 октября (10 ноября) 1917 г. патриаршего возглавления церкви.
1941 г. Через станцию Мга прошли последние эшелоны с эвакуированными из Ленинграда
В этот же день станция Мга была взята немцами и железнодорожная связь города со страной была прервана. На станциях Сортировочная и Рыбацкое скопились десятки подготовленных и ожидавших отправления эшелонов. Всего с конца июня по 29 августа (с начала первой волны эвакуации) из Ленинграда ушло 282 эшелона, которыми было вывезено 488 тысяч коренных жителей города (из 3,2 миллионов). Эвакуация была медленной, и из города не успели вывезти сотни тысяч женщин с детьми, которых следовало бы эвакуировать. Всего к началу блокады Ленинграда после проведенной эвакуации в городе насчитывалось около 2,5 миллиона человек коренного населения и несколько сотен тысяч беженцев из Прибалтики.