+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
19 ноября / 2 декабря. Суббота
Авдей Радетель
Народное название дня памяти пророка Авдия (IX в. до Р.Х.).
Прор. Авдий. Миниатюра из Толковний на Книги пророков В 12. Византия. Конец X - начало XI века. Национальная библиотека. Турин. Италия.
В этот день по русскому поверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом и не осталась в нем зимовать, каждый хозяин с молитвой св. Авдию должен был простучать обухом топора все двери и окна.
Молились святому также о помощи в хозяйстве. Считалось, что родившийся в этот день будет думать не только о своем хозяйстве, но стараться помогать другим.
1582 г. Кончина Царевича Иоанна Иоанновича, старшего сына Царя Иоанна Васильевича Грозного.
Русские летописи говорят именно как о кончине, а не убийстве: «Ноября 19 преставился царевич Иван Иванович на утрени, а лет его 28». Царь Иван Грозный не убивал своего сына. Обвинения царя в убийстве сына были сделаны клеветниками России с целью опорочить русскую монархию.
В.Г.Шварц «Иван Грозный у тела убитого им сына», 1864.
Документального подтверждения этого обвинения не существует.
1675 г. Епифаний Славинецкий
Поэт, переводчик, оратор-богослов, один из самых ярких представителей «грекофильства». Мирское имя неизвестно. Монашеское имя принял при пострижении в Киево-Печерской лавре.
В. П. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)
В 1649 г. царь Алексей Михайлович пригласил его и др. киевских «справщиков» для подготовки нового издания Библии.
Царь Алексей Михайлович Романов
Издание было осуществлено в 1663 г. с предисловием самого Епифания Славинецкого.
Сборник переводов Епифания Славинецкого
С 1651 г. он жил в Кремле, в Чудовом монастыре. Именно Чудов монастырь на протяжении всей 2-й пол. XVII в. оставался оплотом сторонников «грекофильства».
Значительную роль сыграл Епифаний Славинецкий в спорах о «царстве» и «священстве». Его описание соборного заседания от 14 августа 1660 г., сделанное по поручению Царя Алексея Михайловича, носит название «Деяние московского собора».
Епифаний и братия за написанием жития.; Россия. Сергиев-Посад; XVI в.; памятник: Лицевое житие преподобного Сергия Радонежского.
В религиозно-философском и практическом смыслах Епифаний Славинецкий четко занимал ту позицию, которая доказывала необходимость преимущества «царства» над «священством». Причем свои мысли он выражал опять же в прекрасной литературной форме: «Твое пресветлое величество царское есть светоносная благочестия твердь, есть незыблемый православия столп, есть непобараемый правоверия щит… Да благочестие во благочестивом твоем царстве, яко златозарное солнце сияет; да православие, яко крин благовонный процветает». За Царем Славинецкий признает право на решение всех церковных дел, созывать церковные соборы, раздавать церковные чины.
1699 г. Указ Царя Петра I
Началось создание 30 пехотных солдатских полков из «даточных» рекрутов, которых брали с определенного количества дворов, крестьян, холопов и из «охочих» (вольных) людей. Это была уже регулярная армия.
Русская пехота Петра I
1700 г.
Битва под Нарвой; поражение русских войск от шведской армии короля Карла ХII.
Победа шведов в битве при Нарве. Густав Седерстрём. 1910.
1825 г. Император Александр I.
Александр Павлович Благословенный.
Царствовал с 1801 по 1825 г.
Джордж Доу . Портрет императора Александра I
Предпринял широко задуманные реформы: в 1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах, в 1804 г. – указ, облегчавший участь крестьян Лифляндской губ. Указом 1801 г. было дано право землевладения купцам, мещанам и казенным поселянам, в 1803 г. принято новое положение об устройстве учебных заведений, открыты университеты в Казани (1804 г.) и Харькове (1805 г.). Была упразднена Тайная экспедиция, отменены пытки, священнослужители были освобождены от телесных наказаний, был вновь разрешен ввоз иностранных книг и деятельность частных типографий.
Главным исполнителем социальных преобразований Александра стал в 1808–1812 гг. его статс-секретарь М.М. Сперанский, который реорганизовал министерства, создал Государственный совет и провел финансовую реформу.
А. Г. Варнек. Портрет М. М. Сперанского. 1824
Во внешней политике Александр участвовал в двух коалициях против наполеоновской Франции (с Пруссией в 1804–1805 гг., с Австрией в 1806–1807 гг.). Потерпев поражение под Аустерлицем в 1805 г. и Фридландом в 1807 г., заключил Тильзитский мир (1807 г.) и союз с Наполеоном.
Адольф Эжен Габриель Roehn. Встреча Наполеона I и Александра I на Немане 25 июня 1807 года.
В 1812 г. Наполеон вторгся в Россию, но был разгромлен в ходе Отечественной войны 1812 г. Объединенные силы новой антинаполеоновской коалиции одержали победу в битве при Лейпциге в 1813 г. и вторглись во Францию. Александр во главе русских войск вместе с союзниками весной 1814 г. вступил в Париж.
Кившенко Алексей Данилович (1851-1895) , Вступление русских и союзных войск в Париж , 1880 год
1833 г. Граф Сергей Семенович Уваров.
Портрет Сергея Уварова работы В. А. Голике, 1833.
Министр народного просвещения Российской Империи, автор формулы «православие, самодержавие, народность», писал 19 ноября 1833 г. в своем докладе Императору Николаю I: «Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного.
Картина Маковского. Молебен на Пасху
Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.
Император Николай I усмиряет бунт на Сенной площади. Французская литография 1830-х гг.
Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства...
Художник В.Е.Маковский «В сельской школе», 1883
Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединяла выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа.
Дети на уроке. 1918 Богданов-Бельский Николай Петрович
Просвещение настоящего и будущего поколений, в соединенном духе этих трех начал, составляет несомненно одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени».
1853 г. Разбита главная турецкая армия под Баш-Кадык-Ларом.
Между Александрополем и Карсом, русский отряд в числе 9 000 человек одержал блестящую победу над большим турецким отрядом из 36 000 человек, имевших еще с собою 46 орудий. Разбитые на голову турки обратились в бегство и оставили в добычу русскому войску множество пленных, 24 орудия и много разных военных припасов.
Кавалерийская атака при Башкадыкларе 10 ноября 1853 года. Богдан Виллевальде,
Причину такой поразительной победы сами турки объясняли чудесным образом. Во время битвы они увидели сходящую с небес светозарную Жену с двумя воинами. В руках Она держала знамя. При виде Ее турки пришли в неописуемый ужас. В рядах их произошла паника и сражение ими было проиграно. Русское войско этого явления не видело. Турки же уверяли, что в их армии все заметили это дивное знамение помощи Божией.
1864 г. Император Александр II
Император Александр II. Художник К.Е. Маковский
утвердил устав гимназий и прогимназий, в силу которого гимназии разделялись на классические и реальные.
1867 г. Святитель Филарет, митрополит Московский
Еще при жизни святитель был наделен от Бога особыми дарованиями: утешения скорбящих, исцеления больных, провидением, молитвенным дерзновением, милосердием.
Митрополит Филарет. Портрет работы Владимира Гау, 1854 год
Пастырь, выдающийся богослов, он всю свою жизнь подчинил воле Божией и трудился ради славы Господней, оказывая также благотворное влияние на окружающий его светский мир. Причислен к лику святых в 1994 г. в Москве.
Митрополит Филарет
1900 г.
В 200-летний юбилей Нарвского сражения на братской могиле павших русских солдат был открыт памятник, сооруженный на средства гвардейских Преображенского и Семеновского полков.
Это был пятиметровый насыпной курган, увенчанный гранитной скалой с чугунным крестом.
1914 г. Ламанский Владимир Иванович
Родился 26.06.1833 г.
Фотопортрет В. И. Ламанского работы Е. Л. Мрозовской.
Историк-славист, геополитик, создатель исторической школы русских славистов, общественный деятель.