+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
2 мая / 15 мая.
Борис и Глеб сеятели. Соловьиный день. Барыш-день
С Бориса и Глеба начинают петь соловьи.
Одна из древнейших икон, изображающая Св. Бориса и Глеба. Найдена в Новгороде, но скорее всего написана в Твери в начале 1300-х
Тульские оружейники в старину отправлялись в этот день на соловьиную охоту в Носильские и Курские леса, с надеждой поймать белого соловья. Странствие их по лесам обыкновенно продолжалось по месяцу и оканчивалось путешествием в Москву для продажи наловленных птиц.
Этот день называли также «барыш-день», и святого Бориса считали барышником, поэтому во многих местах купеческий люд праздновал память Бориса в надежде получить барыши в течение всего года.
Икона Пресвятой Богородицы «Путивльской»
Празднование чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Путивльской». Явилась в 1635 г.
1071 г.
Перенесение мощей Бориса и Глеба в новую Церковь в г. Вышгороде построенной по указанию вел. кн. Изяслава.
Перенесение мощей князя Бориса (слева); перенесение мощей князя Глеба (справа)
1115 г.
Перенесение мощей Бориса и Глеба в новую каменную Церковь в г. Вышгороде построенную Владимиром Мономахом.
Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение в 1115 году мощей братьев в новый храм
1613 г. Въезд в Москву Царя Михаила Федоровича.
«Царь же государь и великий князь Михайло Федорович всея Русии приде под Москву. Люди же Московского государства встретоше ево с хлебами, а власти и бояре встретоша за городом со крестами. И прииде государь к Москве на свой царский престол в лето 7121 (1613) г. после Велика дни в другое воскресенье святых жен Мироносиц. На Москве же паки бысть радость велия, и пеша молебны».
Въезд в Москву Царя Михаила Федоровича 2 мая 1613 года
«И шел великий государь и мать его государыня инока Марфа Ивановна да соборныя церкви за кресты, и за честными иконы пеши. А пришед в соборную церковь, Успения Пречистыя Богороодицы, государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея России, и мать его государыня инока Марфа Ивановна, соверша молебное пение, приняли благословение от митрополита и архиепископов».
1783 г. День основания Черноморского флота.
«Подобной гавани, – писал Суворов, – не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли».
Первый командир Черноморского флота Российской империи
2 мая 1783 г. в эту еще пустынную гавань вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева.
Эскадра Черноморского флота входит в Ахтиарскую бухту. Гравюра XVIII
Вскоре к прибыли и 17 кораблей Днепровской флотилии. Эти 28 судов стали ядром нового флота. На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой российского флота и получившего название Севастополь – Город славы.
1868 г. Занятие Самарканда.
Взятие прославленного древнего города, былой столицы Средней Азии, было одной из примечательных вех на пути расширения Третьего Рима в Евразии.
По мере освоения Сибири и основания там русских городов стал увеличиваться объем торговли со Средней Азией и усилилось влияние Российской империи в этом регионе. Для русской сибирской промышленности было важно расширение торговых связей с соседней Средней Азией, являвшейся источником сырья и рынком сбыта. Но этот регион представлял собой арену постоянной вражды местных племен и народов.
Вступление русских войск в Самарканд, художник Каразин Н.Н.
Поэтому Россия стремилась обеспечить мир и безопасность на прилегающих территориях. Сначала это были земли кочевых казахских племен, которые и сами искали защиты у России от беспокойных соседей. Присоединение казахов отодвигало российские границы вглубь Азии и приводило поочередно к осложнениям с новыми соседями, не желавшими признавать новую реальность умиротворения прежних воинственных отношений и бросать свои привычки грабежей и набегов. Это побуждало Россию к решению проблемы дальнейшим среднеазиатским расширением, даже если иной необходимости в этом уже и не было.
1919 г. Флоринский Тимофей Дмитриевич
Ученый и публицист, член-учредитель и почетный член Клуба русских националистов в Киеве.
Родился 28.10.1854 в С.-Петербурге, в семье протоиерея Петропавловского собора, магистра богословия и историка Церкви.
Обучался в 3-й С.-Петербургской классической гимназии, которую окончил с золотой медалью.
Флоринский Тимофей Дмитриевич
Талантливый ученый был и активным деятелем патриотического движения. В 1908 г. он стал одним из инициаторов создания Клуба русских националистов в Киеве, был его членом-учредителем, почетным членом и входил в состав руководящего Комитета. На заседаниях Клуба Флоринский был постоянным участником, активно обсуждал стоящие на повестке дня вопросы, нередко предлагал проекты решений. По его инициативе киевские националисты отметили 100-летие со дня рождения Н.В. Гоголя.
1932 г. Большевики объявили о начале «безбожной пятилетки».
К 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто на территории страны».
Пропаганда «безбожной пятилетки»
1935 г. Пуск первой очереди Московского метро.
Почтовый блок России, посвящённый 70-летию открытия первой линии Московского метрополитена, 2005,
1943 г. Роспуск коммунистического Интернационала.
1944 г. Патриарх Сергий и всея Руси
Родился 11.01.1867 в семье священника Алексеевского женского монастыря г. Арзамаса. В миру Иван Николаевич Страгородский.
В 1900-х годах – ректор Петербургской духовной академии. Председатель Религиозно-философских встреч в Петербурге. В 1917 г. – митрополит Владимирский, затем Нижегородский. После революции подвергался репрессиям большевиков. С 1925 г. – заместитель патриаршего местоблюстителя (с 1937 г. – патриарший местоблюститель). После смерти патриарха Тихона заключен в тюрьму. В 1927 г., чтобы смягчить репрессии против Церкви, опубликовал декларацию, призывавшую верующих к лояльности к советской власти.
Шилов Виктор Викторович / Патриарх Московский и всея Руси Сергий 1943-1944
Оставался во главе Церкви в самый разгар большевистских безбожных пятилеток (вне тюрем и лагерей остались всего 4 епископа). Во время войны организовал патриотическую работу православных людей в помощь фронту. В своих проповедях постоянно подчеркивал патриотический характер Русской Церкви. 4 сентября 1943 г. вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) был вызван Сталиным, который объявил им о своем согласии созвать Собор для выбора патриарха. На Соборе, состоявшемся 8 сентября 1943 г., Сергий стал патриархом, начав трудную работу по восстановлению патриархии и приходов Русской Церкви.
Погребен в Никольском приделе Елоховского собора в Москве.
1988 г. После восьми с половиной лет войны советские войска начинают покидать Афганистан.
Почтовая марка Беларуси, 2009 год