+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 24.07.2019 мосты по Неве и Большой Неве разводятся по графику.

 

Все понятно!

День в истории России!
29 апреля / 12 мая.

Мемнон

Девять мучеников Кизических, народное название дня прп. Мемнона, чудотворца, и Девяти мучеников Кизических.

Прп. Мемнон Чудотворец с юности подвизался в Египетской пустыне. Тяжелыми постническими трудами достигал он победы духа над плотью.

Став игуменом одного из египетских монастырей, мудро и осторожно руководил братией. Помогая им молитвой и советом преподобный не прекращал своих подвигов и в борьбе с искушениями. 

Мемнон Чудотворец, Египетский. Фреска. Панагия Асину. Никитари. Кипр. XII век.

Непрестанной молитвой и трудом он получил дар прозорливости: по его молитве в пустыне открылся источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение, призвав его на помощь, спасались. По смерти святого одно лишь призывание его имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни духов злобы.

В народных поверьях этот день соединял память о св. Мемноне, чудотворце, с Девятью мучениками Кизическими. Русские считали, что св. Мемнон помогает избавиться от страданий, мучений и болезней. Чтобы приобрести душевный покой, следовало в этот день обратиться к Мемнону с просьбой изгнать все напасти из дома, деревни, села.

«Девять мучеников Кизических с иконой Рождества Пресвятой Богородицы». Слобода Холуй, конец 18 в.

Напасти эти — воплощение нечистой силы. Изгоняли нечисть молитвой, окроплением стен дома да наведением чистоты, ведь порядок в доме определяет и порядок душевный. От болезней всяческих в этот день готовили травные настои. Они изгоняли нечистую силу из немощных, т.к. в этот день имели особую целительную силу. В народе так и говорили: «Мемнон — девять напастей вон».

1572 г. Определение Собора

Царь Иоанн Васильевич пригласил к себе архиепископов прибывших на собор, бил пред ними челом и просил у них прощения и разрешения по случаю своего четвертого брака.

«Первую мою жену, — говорил Царь, — Анастасию,

Анастасия Романова на Памятнике «1000-летие России»

с которою я жил тринадцать с половиною лет, злые люди отравили; вторую, Марию, после семилетней супружеской жизни также отравили,

Левченков Александр " Мария Темрюковна"

третью, Марфу, испортили еще до венца, и хотя я женился на ней в надежде ее выздоровления,

Марфа Васильевна Собакина. Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина

но чрез две недели она скончалась, сохранив ненарушимым свое девство. В глубокой скорби я хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершенный возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку.

Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла благословить его в монахи. Клавдий Лебедев 1868г.

И ныне умиленно прошу святительский Собор простить меня и разрешить и молиться о грехе моем».

Речь Иоанна и его смирение и скорбь глубоко тронули и прослезили слышавших. И они немедленно сделали соборное заседание в храме Успения Пресвятой Богородицы, прочитали и обсудили церковные правила относительно троеженцев и четвероженцев и постановили: благоверного царя ради его теплого умиления и покаяния простить и разрешить, но для очищения грехов наложить на него трехлетнюю епитимию. В первый год ему совсем не входить в церковь до Пасхи (это соборное определение состоялось 29 апреля, следовательно, вскоре после Пасхи); на Пасху духовник разрешит ему войти в церковь, подойти к принятию антидора и вкушать пасху. Во второй год царю стоять в церкви с припадающими, а на Пасху духовник разрешит ему вкушение и антидора, и пасхи. На третий год стоять царю в церкви с верующими, и, когда уже придет третья Пасха, духовник совершенно разрешит его и удостоит приобщиться Святых Христовых Тайн. Но если государь пойдет войною против неверных за святые церкви и за православную веру, в таком случае епитимия ему разрешается, а примут ее на себя на три года его богомольцы, весь освященный Собор. Из прочих же людей, кто бы они ни были, никто да не дерзнет сочетаваться четвертому браку; в противном случае будет предан проклятию.

1608 г.

Произошло сражение между правительственной армией под командованием князя Дмитрия Шуйского и войском самозванца Лжедмитрия II близ города Болхов.

 

1722 г.

Указ Императора Петра I об отступающих от Грекороссийскаго вероисповедания

Петр Первый и Святейший Синод. Худ. И.Тупылев

«...Об отступающих от благочестия учинить публичное от Синода объявление, что ежели кто от прародителей Грекороссийскаго благочестия быв, отступит от благочестия, и примет иную хотя и Христианскую веру, так же ежели жену благочестивую принудит, или попустит принять иную, веру или детей от себя раждающихся будет крестить в иную же веру, а наипаче ежели принудит или попустит, оставив благочестие, быть в иной вере: и о таковых тем, кто ведает, доносить в Синоде, без продолжения времени, а по тем доношениям от Синода следовать, и таких отступивших исправлять, и о обращении ко благочестию увещевать; а которые по увещании исправиться не похотят, о таких сообщить Синоду в Сенат ведение, где имеет быть (как с такими поступать) собственная Его Императоркаго Величества резолюция предложена».

1818 г. Принят Устав образования Бессарабской обл.

Карты Губернии и области Российской империи в XIX – начале XX веков

1881 г. Император Александр III издал манифест об укреплении самодержавия. 

«Глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее покушений. Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род наследственной царской власти. Под сенью ее и в неразрывном с нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ее.

Портрет Императора Александра III. 1889. Заболоцкий П. П.

Посвящая себя великому нашему служению, мы призываем всех верных подданных наших служить нам и государству верой и правдой к искоренению крамолы, позорящей Русскую землю, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению правды в действии учреждений, дарованных России благодетелем ее - возлюбленным нашим родителем».

«Демократия в аду, а на небе – Царство».

«История не знает ни одной христианской республики. Республика и демократия возникают там и тогда, где и когда забота людей о спасении души ослабевает или отсутствует вовсе. Мало религиозные народы довольствуются неким минимумом в области религиозных потребностей, а весь жар души отдают устроению правового государства. Так, в языческой римской республике ровно половину календарного года занимали многочисленные избирательные кампании, а вторую половину – зрелища в цирке.

Царское же служение, как пожизненное, возлагает на Государя ответственность и пред Богом, и пред своей семьей, и пред обществом. Да и сам народ может проникнуться истинной преданностью и любовью, столь необходимой для нравственного здоровья общества лишь к такому нравственно ответственному лицу. В условиях же республики никто не сможет любить безликое, многоглавое собрание людей в «парламенте, каждый из которых, равно как и все они вместе, есть ни за что не отвечающие птички, присевшие поклевать у кормушки власти».

1891 г. Спасение Государя Императора Николая II при покушении на Его жизнь в г. Отсу, Япония.

П.Илышев, Нападение на Цесаревича Николая

Во время девятимесячного (октября 1890 – май 1891 гг.) почти кругосветного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича на балтийском крейсере «Память Азова», Высокий путешественник посетил Грецию, Египет, Индию, Цейлон, Сингапур, Яву, Китай и Японию. Во время пребывания в японском г. Отсу (Оцу) фанатичный японский полицейский совершил покушение на жизнь Наследника Всероссийского Престола.

1896 г.

Император Николай II повелел объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный и «другие флаги допускаемы быть не должны».

 

Официальное толкование цветов флага было таким: белый — цвет свободы, синий — цвет Богородицы, красный цвет символизирует державность. С другой стороны, это цвета Белой, Малой и Великой Руси.

1904 г. В Зимнем дворце Император Николай II чествовал моряков «Варяга». 

Здесь моряков-героев приветствовал сам Император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Императора были вручены именные часы.

В этот день впервые и прозвучала песня, больше похожая на гимн:

Наверх, вы, товарищи, с Богом, ура!

Последний парад наступает.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

Пощады никто не желает!

Через некоторое время японцы подняли «Варяг», отремонтировали и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». 22 марта 1916 г. корабль был выкуплен русским Императором Николаем II и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем – «Варяг». 

Спустя год изношенный крейсер был отправлен для ремонта в союзническую Англию. Русский флот ждал возвращения славного крейсера для участия в войне с Германией, но случился октябрьский переворот, и английские военные власти разоружили «Варяг» и отправили экипаж на Родину, а сам корабль продали в 1918 г. частному предпринимателю.

Английская пропагандистская открытка с надписью «Уничтожение русских крейсеров „Варяг“ и „Кореец“ в заливе Чемульпо» (1904)

Когда «Варяг» попытались отбуксировать к месту будущей стоянки, вблизи г. Лендалфута, разразился шторм, и крейсер был выброшен на камни. В 1925 г. остатки «Варяга» англичане разобрали на металл. Так закончил свое существование самый знаменитый крейсер Русского флота.

Марка СССР «45-летие со дня смерти В. Ф. Руднева» (1958, 40 копеек, художник И. Дубасов)

Капитан крейсера «Варяг» Руднев умер в Туле в 1913 г. В 1956 г. ему установлен на малой родине памятник. Памятники героям «Варяга» установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока.

Памятник В. Ф. Рудневу в Туле

1917 г.

Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр.

Заседание Поместного Собора 1917 г

Во многих епархиях выборы проходили во внецерковной обстановке, обновленческие настроения охватили часть мирян и клириков, особенно псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже вовсе отменить институт монашества. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались неизбранными. На покой были уволены: архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Калужский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий).

Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий)

Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий)

был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Увольнение архиепископа Владимирского Алексия (Дородницына)

Архиепископ Алексий

оправдывалось его прежней близостью к Распутину, остальных обвинили в приверженности к самодержавной власти.

1922 г. В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде была вскрыта рака легендарного святого блгв. кн. Александра Невского.

Вскрытие мощей святого блгв. кн. Александра Невского в 1922 году

1928 г. Нектарий Оптинский

Почил о Господе Оптинский старец Нектарий. После закрытия Оптиной пустыни он жил в ссылке, откуда продолжал окормлять своих духовных чад. 

Икона преподобного Нектария Оптинского

К декларации митрополита Сергия он относился отрицательно и не принимал к церковному общению поминающих митрополита. Старца напутствовал непоминающий митрополита Сергия свящ. Адриан (Рымаренко), впоследствии архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей Андрей.

Архиепископ Андрей

От поминающих митрополита Сергия Оптинских иеромонахов старец не принял причастие.

Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 г.: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Нектарий Оптинский (в миру Николай Васильевич Тихонов; 1853, Елец — 12 мая 1928) —священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах.

Прп. Нектарий скончался в глубокой старости и был похоронен на местном кладбище.