+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 25.04.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся мосты: Володарский 02:00-03:45, Литейный 01:40-04:45, Троицкий 01:20-04:50, Дворцовый 01:10-01:40, Биржевой 02:00-04:55.

 

Все понятно!

День в истории России!
17 марта / 30 марта.

День стока

Алексей Теплый. «Алексей - с гор вода». Бурное снеготаяние. Если тепло, то и весна будет теплой. 

Юон К.Ф. Весна в Троицкой лавре. 1911 г.

Начало течения с гор воды. Весенний русский праздник, сопровождался народными игрищами и плясками.

411 г. Алексий, человек Божий

Относится к числу самых любимых православных святых. 

Родился он в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя.

Алексий человек Божий (православная икона)

17 лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от др. слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка.

У русских этот святой назывался «Теплым», потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: «Алексея, человека Божия — с гор потоки», «Алексея — с гор вода».

1117 г. Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича.

Правил до 1136 г.

Святой благоверный князь псковский Всеволод, в крещении Гавриил (икона конца XVI века)

1207 г. Прославление (истечение слез) иконы Покрова Пресвятой Богородицы в новгородской церкви во имя апостола Иакова.

Икона Покров Пресвятой Богородицы. 1900г.

1289 г.

«Князь Андрей Александрович отмстил кровь брата своего, победил Кучка боярина и злых убийцов, что убили князя Данила брата его. И все их имение и богатство разграбив. А сел и слобод красных не сжег... Князь Андрей сел в красных тех селах и слободах, начал жительствовать. А во граде Суздале и во Владимире посадил державствовать сына своего Георгия...» (И. Забелин. История города Москвы).

1483 г. Преподобный Макарий Калязинский

Памятник преподобному Макарию Калязинскому в городе Калязине. Фото Владимира Синькова

Основатель Калязинского монастыря.

1647 г. Указ Царя Алексея Михайловича

По указу государеву патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы со всем освященным Собором уложили: по правилам святых апостолов и святых отцов, в воскресный день отнюдь не подобает православным христианам работать, но должно приходить в церкви Божии на молитву.

Царь Алексей Михайлович Романов

«В субботу вечером переставать от всякого дела за три часа до ночи, как только начнут благовестить к вечерне, прекращать торговлю, затворять ряды и торговые бани и в бани не ходить.

Утром в воскресный день не отпирать рядов и ничем не торговать до пятого часу дня, а как только минет четыре часа, отворять ряды и торговать харчами и всякими товарами; корм же скотской, овес и сено, продавать во все дни и часы невозбранно.

В праздники Господские поступать так же, как и в воскресные дни; когда бывают крестные ходы, тогда в рядах ничем не торговать и рядов не отпирать, пока из ходу с крестами не придут в соборную церковь, а потом торговать.

В зимнюю же пору, когда в дне бывает семь часов, открывать в воскресные дни торговлю в начале четвертого часа дня, в субботу же вечером переставать от всякого дела за час до ночи».

Это уложение было разослано по всей России и прочитано по церквам всему народу.

1690 г. Иоаким

Патриарх Московский и Всея Руси в 1674–1690 гг., автор поучений, полемических произведений и посланий. Московский дворянин, ведущий род из Великого Новгорода.

В 1664–1672 гг. Иоаким был архимандритом Чудова монастыря в Москве,

Степан Михайлович Шухвостов (1821–1908). Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле.

что приблизило его ко двору Царя Алексея Михайловича. В 1672 г. Иоаким принял сан митрополита Новгородского. После смерти патр. Питирима в 1674 г. стал патриархом.

В 1689 г. Иоаким добился немедленного изгнания из России иезуитов. В 1690 г. Церковный собор осудил «латинствующих еретиков».

Иоаким. Портрет работы Виктора Шилова.

В 1685 г. усилиями патр. Иоакима и руководителя правительства царевны Софьи В.В. Голицына в состав Московской патриархии вошла Киевская митрополия, с к. XV в. Подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. Принимал активное участие в политической жизни государства. В 1689 г. поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей.

Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-81. («прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи)

Патриарх Иоаким был непримирим к иностранцам: отказывался обедать с ними за одним столом, запрещал обращаться к немецким врачам. Перед смертью составил духовное завещание, в котором содержался завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам.

1775 г. Манифест Императрицы Екатерины II

Манифестом Императрица Екатерина II: облегчила налоги, уничтожила разные податные сборы, отменила жестокие наказания для нижних чинов, даровала всепрощения за уголовные дела имевшие 10-ю летнюю неизвестность, и простила замешанных в пугачевском мятеже.

Екатерина Великая на катеньке — царской сторублёвке 1898 и 1910 г.

1776 г. Основатель Большого театра.

Литография Огюста Кадоля 1830-х годов

1811 г. Вениамин Краснопевков-Румовский

Сын священника с. Красного близ Петербурга, на 20-м году принял монашество, в 1774 г. хиротонисан в епископа Олонецкого, в 1775 г. переведен в Архангельск, где и пробыл около 23 лет. Много потрудился в деле устройства Архангельской епархии, поднял роль и значение благочинных, завел во всех монастырских церквах памятные книги или летописи, куда должны были записываться «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этому в епархии открыли потом много ценных исторических памятников.

Архиепископ Вениамин

В 1798 г. прот. Вениамин переведен в Н. Новгород. С 1802 г. — архиепископ. Написал книгу «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях Церкви», принесшую ему большую известность. Боролся с распространением лжеучений. После проведения им следствия был наказан «пророк» Кузька, обманывавший народ в Тетюшинской волости.

1851 г. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск

Генерал-губернатор восточной Сибири А.А. Муравьев получил высочайшее повеление Государя Императора Николая I на обращение русского населения Забайкальской области в казачье сословие. К 17 марта 1851 г. к верховьям Амура были подтянуты казачьи части. Забайкальское казачье войско было образовано из части сибирских казаков, бурятов, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе трех конных полков и трех пеших бригад. 

Вскоре Амурский край стал Российским. Пекинский трактат 1860 г. закрепил его российскую надлежность. В 1858 г. учреждено Амурское казачье войско (Положение о воске утверждено в 1860 г.). Войско было разделено на четыре округа: два полковых на Амуре и два батальонных (один на Амуре и один на Уссури). Позднее из него выделилось Уссурийское войско. Уссурийское казачье войско было основано в 1889 г. на основе полубатальона Амурского казачьего войска, а в последствии расширено за счет переселенцев из донских и кубанских казаков.

Знамя Амурского казачьего полка

Войсковое знамя даровано войску 19 февраля 1906 г.: полотнище темно-зеленое, кайма желтая, шитье серебряное, икона – Спас Нерукотворный.

Неоценим вклад казаков в освоение Сибири и Дальнего Востока. Забайкальское, Амурское, Уссурийское казачьи войска сыграли огромную роль в деле укрепления и удержания русской власти на далеких окраинах Сибири и Дальнего Востока.

1882 г. Гурий (Карпов)

Архиепископ, миссионер-подвижник, богослов, писатель, переводчик. Гурий, сын саратовского священника, окончил Саратовскую семинарию, после чего состоял учителем латинского языка в Саратовском духовном училище (владел немецким, английским, итальянским, лучше всех — французским). Гурий стал готовиться к университетскому экзамену, но внезапная тяжелая болезнь обратила его мысли к духовной карьере и побудила дать обет постричься в монахи. В 1839 г. он был пострижен и рукоположен в иеродиакона, а после окончания Академии и получения степени кандидата богословия рукоположен в иеромонахи. В это же время Гурий вошел в состав Китайской миссии и пробыл в Пекине до 1850 г.

Архиепископ Гурий (Карпов)

За время пребывания в Китае изучил китайский язык «как родной», перевел на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, Требник, Служебник и Катехизис. Знание иностранных языков дало возможность Гурию изучить иностранную литературу о Китае, т.к. в России ее тогда просто не было. Он собрал «великое множество» материала о Китае. Напечатал «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае» (1863 г.) и «Отчет о состоянии и действиях Пекинской миссии» (1864 г.). В Китае на Гурия возлагались и дипломатические поручения.

25 августа 1856 г. назначен начальником Пекинской духовной миссии. Время пребывания Гурия в Китае ознаменовалось совершенным переломом в отношениях Срединной империи к европейским государствам — китайцы открыли свои двери европейцам.

1905 г.

Церковные круги, во главе с митрополитом С.-Петербургским Антонием, выдвинули проект преобразований для установления большей независимости церкви от государства.

Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Портрет работы Карелина, 1911 г.

В этот день в «Церковном Вестнике» опубликована записка группы 32 столичных священников. «Только свободно самоуправляющаяся церковь» — говорилось в ней — «может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни, исповедания и проповедования своей правды будут пользоваться все виды большего или меньшего религиозного заблуждения, все религиозные общества и союзы, — и только православная церковь, хранительница подлинной Христовой истины, одна будет оставаться лишенною равной и одинаковой с ними свободы?». Записка кончалась требованием созыва поместного собора русской церкви.

1922 г.

Решение Политбюро о разгроме Церкви: арест Синода и Патриарха Тихона,

Федор Москвитин. Арест патриарха Тихона в Зачатьевском монастыре.

необходимость «придать печати бешеный тон», изъятие по всей стране церковных ценностей.

1924 г. Барятинский Анатолий Владимирович

Князь Свиты Его Императорского Величества, генерал-майор.

Родился 07.08.1871.

князь Анатолий Владимирович Барятинский

В октябре 1915 г. Георгиевская дума Юго-Западного фронта постановила вручить Императору Николаю II орден Св. Георгия 4-й степени, командующий войсками фронта генерал-адъютант Н.И. Иванов, по словам А.А. Брусилова, «поручил состоявшему при нем другу детства Николая II, свиты его величества генералу-майору князю Барятинскому,

Правила ношения степеней ордена Св. Георгия (слева направо с 1-й по 4-ю)

отвезти протоколы думы в Ставку, где кн. Барятинский, стоя на коленях, представил верховному главнокомандующему как постановление думы, так и самый крест и передал просьбу Иванова принять и возложить на себя этот орден по просьбе всех войск Юго-Западного фронта. Государь согласился на эту просьбу и принял крест, который тут же надел».

Император Николай II

Барятинский эмигрировал во Францию.

1929 г. Михаил (Ермаков)

Митрополит Киевский, экзарх Украины. 

Родился в С.-Петербурге. Закончил Киевское реальное училище, Киевскую духовную семинарию, а затем в 1887 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

С декабря 1905 г. возглавил Гродненскую и Брестскую. Гродненская епархия всегда была русским православным форпостом на пути католического прозелитизма, польского сепаратизма , которые значительно активизировались во время смуты 1905 г. Владыка Михаил стал одним из тех, кто возглавил православно-русское сопротивление смуте.

Еп. Михаил (Ермаков). Портрет худ. Владимира Качана

Он был избран почетным председателем Гродненского Софийского Православного Братства, которое по своему составу и направлению деятельности было монархическим. Только на помощь русских людей из центральных русских губерний могли рассчитывать монархисты Белой Руси. В своем приветствии в адрес Съезда русских людей в Москве 27 сентября – 4 октября 1909 г. владыка писал: «С берегов Немана, Бобра и Западного Буга истерзанная, изнемогающая, но крепко еще держащая в руках священное свое знамя Русь шлет Москве поклон и сердечный привет и просит памяти и внимания».

Летом 1911 г. еп. Михаил совместно с архиеп. Антонием (Храповицким),

Архиепископ Антоний в 1917 году. Художник Михаил Нестеров.

еп. Вениамином (Казанским),

Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Икона. XX в.

протопресвитером о. Шавельским

Георгий Шавельский

и архим. Алексием, настоятелем Городецкого Феодоровского монастыря, совершили чин закладки Феодоровского Собора в память 300-летия Дома Романовых в Петербурге на углу Тверского пер. и ул. Полтавской.

Феодоровский собор.Вырезка из газеты «Новое время»

Перед занятием немцами Гродно вынужден был переехать в Москву, куда, опасаясь поругания, перевез главные епархиальные святыни: гроб с частицею мощей младенца Гавриила Белостокского и чудотворную Жировицкую икону Божией Матери. Эти святыни хранились в соборе Василия Блаженного, где был настоятелем прот. Иоанн Восторгов.

Сщмч. Иоанн Восторгов. Икона работы Владимира Гука

1930 г.

В сербских газетах опубликована телеграмма, что православные жители г. Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного русского Государя Императора Николая II, бывшего не только самым гуманным и чистым сердцем правителем русского народа, но и погибшего славною мученическою смертью.

Царственные новомученики.

В сербской печати еще в 1925 г. появилось описание того, как одной пожилой сербке, у которой на войне двух сыновей убили, а один без вести пропал, считавшей последнего тоже убитым, однажды, после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну, было видение. Бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что сын ее жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми своими братьями боролся за славянское дело. «Ты не умрешь, - сказал русский Царь, - пока не увидишь своего сына». Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын ее жив, и через несколько месяцев после этого она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, прибывшим из России на родину. Этот случай чудесного явления во сне покойного и горячо любимого сербами русского Императора Николая II разошелся по всей Сербии и передавался из уст в уста. В сербский Синод начали поступать со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой, любит покойного русского Императора и почитает его святым.

1945 г. Советские войска захватывают г. Данциг (Гданьск).

Восстановленный Гданьск

1959 г. Андреев Даниил Леонидович

Религиозный мыслитель, поэт.

Андреев Даниил Леонидович