+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
22 февраля / 7 марта.
Маврикий
Считалось, что именно на Маврикия прилетают домой скворцы, грачи и ласточки. Ранний прилет грачей и ласточек — к ранней весне. А еще в народе говорили: «Ранние ласточки — к счастливому году».
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871
На Маврикия начинались первые работы на поле и в огороде, куда вывозили навоз — пока была крепка дорога и к полю еще можно было подъехать.
1711 г. Указ Царя Петра I
Царь своим указом учреждает Сенат – высшее учреждение в государстве; по словам учредителя царя, Сенат создался для работы на время его отсутствия: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления».
Дмитрий Кардовский. Заседание Сената петровских времен (1908). РГБ.
Созданный как временный орган Сенат просуществовал более двух столетий. Царь оставил строгие распоряжения относительно обязанностей, пределов власти нового учреждения: «Всякий их (сенаторов, список которых из девяти человек он тоже составил. – Ред.) указом да будет послушен так, как нам самому, под жестким наказанием или и смертию, по вине смотря».
Петр Алексеевич поручил Сенату высший надзор за судебными делами и расходованием средств, их умножением, ибо, как он писал, «деньги суть, артерия войны».
1750 г.
Малороссы недовольные управлением, посылали к Государыне депутации, прося восстановить гетманство. Елизавета Петровна дала свое согласие и указала на Кирилла Григорьевича Разумовского, который и был избран гетманом в Глухове.
Кирилл Григорьевич Разумовский с гетманской булавой. Художник Луи Токке, 1758
1784 г.
Севастополь,
Русская эскадра на Севастопольском рейде. Айвазовский, 1846 год
Феодосия
Карло Боссоли. «Феодосия», 1856.
и Херсон
Старый Херсон
были объявлены открытыми городами для всех народов, дружественных Российской империи. Иностранцы могли свободно приезжать и жить в этих городах, принимать российское гражданство.
1846 г. Полевой Николай Алексеевич
Писатель, критик, журналист, экономист. Написал «Историю русского народа» (т. 1–6. – 1829).
Полевой Николай Алексеевич
1851 г. Алябьев Александр Александрович
Русский композитор.
Алябьев А. на портрете работы Тропинина
Представитель национально-романтического направления в русской музыке. Автор классических романсов – таких как «Соловей» (на слова А.А. Дельвига), «Зимняя дорога» (на слова А.С. Пушкина), «Нищая» (на слова П. Беранже) и «Вечерний звон» (на слова И.И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: «Виндзорские кумушки» (В. Шекспира), «Русалка» (А.С. Пушкина), «Безумная» (И.И. Козлова).
1901 г.
Решение Церковного Синода об отлучении Л.Н. Толстого от Церкви.
И. Репин. Лев Толстой в 1901 г.
«Известный всему миру писатель русский по рождению, православный по крещению граф Толстой, в пресыщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и Христа Его и на святое Его достояние... В своих сочинениях и писаниях, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской... Он... не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию... Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».
Определение Синода в «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» (начало)
Великие подвижники Русской Православной Церкви – праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Феофан Затворник и многие другие – с горечью признавали, что великий талант графа Толстого целенаправленно употреблен им на разрушение духовных и общественных устоев России.
1904 г.
Японские суда показались перед Владивостоком; в свою очередь русская крейсерская эскадра из этого порта совершила набег на северное побережье Японии.
1917 г.
Государь отбыл из Царского Села в Ставку, находившуюся в Могилеве, где Его присутствие, как Верховного Главнокомандующего, было необходимо для подготовки решительного весеннего наступления.
Император на станции Могилев
Революционеры всех званий и направлений как будто ждали этого момента, чтобы, воспользовавшись отсутствием в столицы Государя Императора, попытаться свергнуть существующий государственный строй. Надо было торопиться, так как всем было ясно, что через два месяца это станет невозможным. Победа русских войск под личным предводительством их Державного Вождя настолько укрепило бы Его престиж и монархический образ правления, что Православная Самодержавная Россия стала бы неуязвимой.
1921 г. Начало подавления Кронштадтского восстания
Волнения среди моряков на военно-морской базе в Кронштадте. Советское правительство для подавления волнений направляет «интернациональные» войска (латышей, китайцев, башкир, венгров и др.). Волнения продлились до 18 марта. Было уничтожено 11 тыс. восставших.
картина Рудольфа Френца "Подавление Кронштадтского мятежа", 1935 год.
1959 г. Игумен Серафим
Родился в купеческой семье.
В миру Георгий Михайлович Кузнецов, игумен, духовный писатель. С детства отличался религиозностью. Отбыв воинскую повинность, поступил послушником в Белогорский Николаевский монастырь (1897 г.). Пострижен в монахи с именем Серафим (1903 г.). Иеродиакон (1904 г.). Основатель целого ряда Царских обителей, посвященных тому или иному памятному событию в жизни Российского Царского Дома.
ИГУМЕН СЕРАФИМ (КУЗНЕЦОВ).
Во время внутренней смуты в России написал статью «Призыв к укреплению Веры, Царя и Отечества», изданную в 1906 г. и разосланную во все концы России в десятках тыс. экз. Книга эта стала лично известна Императрице Александре Федоровне, высказавшей признательность ее автору. Делегат монархических съездов, проходивших в Москве в апреле 1907 г. и ноября 1911 г. О. Серафим был почетным членом-учредителем Главного совета Союза русского народа, почетным членом Пермского губернского отдела Союза.
Духовная дружба связывала его с Вел. кн. Елизаветой Федоровной. Во время первой мировой войны (1914–1917) находился на фронте. Во время последней встречи в Москве весной 1917 г. уже после переворота Елизавета Федоровна просила о. Серафима: «Если меня убьют, то прошу вас похоронить меня по-христиански».
Находясь с братией эвакуированного скита в Екатеринбурге, о. Серафим получил от генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса указание на перевозку гробов Алапаевских Мучеников, среди которых была и великая княгиня, далее в Сибирь (1919 г.). Путь их передвижения был следующим: отправление из Алапаевска — Чита — Харбин — Пекин. Во время пребывания в Пекине при Русской духовной миссии о. Серафим издал свои книги «Православный Царь-Мученик» и «Мученики христианского долга» (1920 г.). Благодаря хлопотам брата и сестер великой княгини было поручено разрешение на перевозку ее и келейницы инокини Варвары в Святую Землю.
Иерусалимский патриарх Дамиан (давний, еще дореволюционной поры его собеседник) благословил о. Серафима построить на территории его резиденции небольшую келью. Во время визита в Иерусалим Патриарха Московского и всея Руси Алексия перешел под омофор Московской Патриархии (1945 г.). Скончался в греческом монастыре в Иерусалиме.