+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
21 февраля / 6 марта.
Тимофей Весновей
Весняк, Весновки, народное название дня прп. Тимофея в Симвулах (795 г.).
В этот день крестьяне говорили: «Весновей тепло веет, снег съедает»,
«Дожить до Весновея, а там уже зима не страшна», «Тимофей — вестник теплых дней». Считалось, что родившийся в этот день вырастет «заботником о родителях старых и немощных».
1613 г.
Наречение Михаила Феодоровича Романова Царем и Великим Князем всея Руси на Земском Соборе.
При произнесении одного только имени Михаила Феодоровича на Великом Земском Соборе, сразу же утихла всякая зависть и злоба, причем враждовавшие между собой земщина и казачество, не сговариваясь, с друг другом, избрали это имя как знамение всеобщего примирения, согласия и любви.
Г. Угрюмов «Призвание Михаила Федоровича на царство
«В тот день бысть радость велия на Москве, и поидоша в Соборную апостольскую церковь Пречистые Богородицы и пеша молебны — звоном и со слезами. И бяше радость велия, яко из тьмы человецы выидоша на свет»,— говорит летописец.
Присяга народа царю Михаилу Романову. Миниатюра из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича»
Так кончилось на Руси Смутное время, вызванное пресечением царского рода из дома Иоанна Колиты.
1613 г.
Утвержденная Грамота Великого Московского Земско-Поместного Собора. «… Целовали все Животворящий Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь (вперед, в будущем) Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.
Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем.
Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича
И кто же пойдет против сего Соборного постановления - Царь ли, патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы.
Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней…».
«Заседание Земского Собора 1613 года». Миниатюра из рукописи «Избрание на царство М. Ф. Романова» 1673 года.
Под грамотой подписались 277 человек, из них 57 принадлежат духовенству, 136 боярам и высшим служилым чинам, а остальные 84 - городским выборным.
1807 г. Блокада Дарданелл
Русская эскадра под командованием Дмитрия Николаевича Сенявина (1763 - 1831), блокировала пролив Дарданеллы и лишила столицу Турции подвоза продовольствия со стороны Средиземного моря. После двух месяцев турецкий флот попытался снять блокаду, напав на русскую эскадру.
Сенявин в ответ атаковал турецкий флот, загнав его обратно в пролив и, несмотря на огонь береговых батарей, попытался уничтожить три отставших корабля турок, но тем все же удалось уйти. В итоге Сенявин вернулся на исходные позиции и вновь перешел к блокаде пролива.
1847 г. Васильчиков Илларион Васильевич
Князь, генерал от кавалерии, генерал-адъютант. Награжден всеми высшими российскими орденами, до орденов Св. Владимира 1-й степени и Св. апостола Андрея Первозванного включительно.
Портрет И. В. Васильчикова в мундире Лейб-гвардейского Драгунского полка. Копия Е. Ботмана с картины Ф. Крюгера (1840-е гг.).
По свидетельству современника, отвечая на поздравления по случаю назначения его председателем Государственного совета и Комитета министров, Васильчиков грустно заметил: «Боже мой! До чего мы дожили, что на такую должность лучше меня никого не нашли».
«Государи должны благодарить небо за таких людей», - сказал о нем Император Николай I.
1852 г. Гоголь Николай Васильевич
Великий Русский писатель.
Родился 20.03.1809 в местечке Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ. в семье помещика.
В «Выбранных местах из переписки с друзьями»
Гоголь выступает как сторонник самобытных начал Святой Руси и призывает соотечественников осознать свою неповторимую национальную сущность, историческое призвание России, уникальность ее культуры и литературы. Как и славянофилы, Гоголь был убежден в особой миссии России, которая, по его словам, чувствует Божию руку на всем, что сбывается в ней, и чует приближение иного царства. Эта особая миссия России связывалась в представлении Гоголя с Православием как истинным, неискаженным (в отличие от католицизма или протестантизма) христианством.
Размышляя об основах русской цивилизации, Гоголь особое внимание уделяет роли Православной Церкви в жизни России, утверждая, что Церковь не должна существовать отдельно от государства, а оно, в свою очередь, немыслимо вне монарха. Монарх, по мнению Гоголя, важнейший компонент государственного устройства, без монарха невозможно полноценное его существование. Он был согласен с Пушкиным в том, что «Государство без полномощного монарха — автомат: много-много, если оно достигнет того, чего достигнули Соединенные Штаты? Мертвечина: человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полномощного монарха то же, что оркестр без капельмейстера…».
Православная Церковь, монарх и народ — это, по Гоголю, неразрывное целое, соединенное соборным духом христианской любви. Но как полюбить ближнего своего, если он так несовершенен, если в нем так мало прекрасного, — задает вопрос Гоголь и сам отвечает: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви ведет теперь Сам Бог… А не полюбивши России, не полюбить нам братьев своих, а не полюбивши своих братьев, не возгореться нам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».
Национальная идея в публицистике Гоголя порождается этим духом христианской любви к Богу, братьям своим, соборным служением всех подданных монарху и государству. Жизнь каждого человека независимо от его положения в обществе должна быть службой Богу и государю, а через служение им и всему народу.
"Карандашный портрет Н. В. Гоголя" Э. А. Дмитриев-Мамонов, 1840-е гг.
С горечью пишет Гоголь в «Выбранных местах…» об отсутствии подобного соборного согласия, о том хаосе и разладе, который царит вокруг и который впоследствии Достоевский назовет «обособлением»: «Теперь все между собой в ссоре и всяк друг на друга лжет и клевещет беспощадно… Все перессорилось; дворяне у нас между собой, как кошки с собаками; купцы между собой, как кошки с собаками, мещане между собой, как кошки с собаками… Даже честные и добрые люди между собой в разладе; только между плутами видится что-то похожее на дружбу и соединение в то время, когда кого-нибудь из них сильно станут преследовать».
Один из источников подобной разобщенности и вражды — это, по словам Гоголя, роскошь, к искоренению которой необходимо стремиться каждому: «Гоните эту гадкую, скверную роскошь, эту язву России, источницу взяток, несправедливостей и мерзостей, какие у нас есть».
1854 г.
Петербургская губерния «при появлении англо-французского флота в виду Кронштадта» была объявлена на военном положении, наследник престола Александр Николаевич,
Александр II Николаевич
по званию главнокомандующий армией, начальствовал над всеми войсками, направленными для обороны в Петербург.
1865 г. Терещенко Александр Власьевич
Этнограф и археолог.
Родился в 1806 г. в с. Зеньково Полтавской губ.
Основное сочинение Терещенко «Быт русского народа» (1847-1848) в 7 частях — энциклопедия русской жизни ушедших эпох. Русскую этнографию Терещенко рассматривал как постоянно развивающуюся науку, а свой труд о быте русского народа — как начало исследования, в котором примут участие многие ученые.
«Изложить быт народа, — писал он, — со сколь можно должной верностью нет возможности одному человеку: это труд многих. Я старался представить его, сколько мог по своим силам, и отнюдь не думаю, чтобы мой труд не был дополнен в самое ближайшее время, и надобно желать, чтобы любители отечественной старины добавляли к нему новые сведения».
Терещенко воодушевляла любовь к Отечеству и русской старине. «Мы обязаны, — считал он, — смотреть на наши нравы и образ жизни как на историю народного быта, его дух и жизнь, и почерпать из них трогательные образцы добродушия, гостеприимства, благоговейной преданности к своей Родине, Отечеству, православию и самодержавию». Жизнь наших предков, полагал Терещенко, «излилась из сердечных их ощущений, истекла из природы их Отчизны, и этим напоминается патриархальная простота, которая столь жива в их действиях, что как будто это было во всяком из нас».
1872 г. Основан Императорский исторический музей в Москве.
Государственный исторический музей в Москве.
1881 г. Козельщанская икона Божией Матери
Принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881 г.) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных Императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX веке она принадлежала роду графов Капнистов, потомков фрейлины, и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. Икона эта уже была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.
Козельщанская икона Божией Матери
К иконе часто обращаются при болезни ног. После чудесного исцеления ног у дочери В.И. Капниста икона прославилась, хранить ее далее в доме не было возможности, и, с разрешения архиепископа Иоанна Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. В 1882 г. году здесь был построен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. года была учреждена женская община, 17 февраля 1891 г. года преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В настоящее время Козельщанская икона Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре (Киевская епархия). Козельщанской иконе Божией Матери составлена Служба (на 21 февраля) и акафист.
1895 г. Лесков Николай Семенович
Русский писатель.
Родился 04.02.1831.
Лесков Николай Семёнович. Портрет кисти В.А. Серова, 1894
1899 г.
21 февраля 1899 г. ледокол «Ермак» отправился в первое плавание.
Картина М. Г. Платунова «Первое полярное плавание ледокола Ермак»
Испытание на прочность состоялось в Финском зал. и прошло успешно. Здесь ледокол оказал помощь целой группе пароходов, застрявших во льдах.
1913 г. Прошли Всероссийские торжества по случаю празднования 300-летия Дома Романовых.
Коммеморативная «романовская» серия марок, 1913 г.
1953 г. Председателем Совета Министров СССР назначен Г. Маленков.
Вьетнамская марка 1954 года с портретами Г. М. Маленкова, Хо Ши Мина и Мао Цзэдуна