+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
17 февраля / 2 марта.
Маремьяна
Народное название дня св. Мариамны (сестры св. ап. Филиппа).
Св. Мариамна в народном сознании трансформировалась в Маремьяну — кикимору в образе женщины. Она жена домового, дворового или лешего. Детей своих она рожает во время Святок, зовут их шулыканы (шуликаны). Они вылетают из трубы и стараются навредить людям.
Праведная Мариамна, сестра ап.Филиппа.
По народным поверьям, у Маремьяны надо просить прощения за грехи, ибо она их хорошо знает. На Маремьяну на вечерней заре произносили заговоры. Вечерняя заря считалась темной, в то время как утренняя — чистой. По поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания людских грехов, а умывшись ночью в море, утром встает чистым и ясным.
Федор Тирон
Федор — тиран, народное название дня вмч. Феодора Тирона (IV в.).
Великомученик Феодор Тирон
Тирон в народном сознании воспринимался как тиран. Вначале он тиранил людей, а потом раскаялся и стал их защитником. Ему молятся при розыске краденых вещей.
Святой Император Маркиан
После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (родился ок. 390 г., царствовал с 450 по 457 г.). Св. Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.
Блгвв. цари Маркиан и Пульхерия. Фрагмент греческой иконы XX-XXI в.
Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 г. Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.
В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 г.
1598 г. Избрание царем Бориса Годунова на Земском Соборе в Москве.
Земский Собор был из 474 выборных представителей всего государства.
Патриарх Иов, Борис ЗВОРЫКИН
Патриарх Иов обратился к ним с речью и, объявив, что по смерти Царя Федора Ивановича ни царица Ирина, ни брат ее Борис, несмотря на все просьбы, не согласились занять царский престол, предложил: «Теперь вы бы о том великом деле нам и всему освященному Собору мысль свою объявили и совет дали, кому у нас государем быть?» Но вдруг же, не дожидаясь ответа, продолжал: «А у меня, Иова патриарха, и у митрополитов, архиепископов, епископов и у всего освященного Собора, которые при преставлении Царя Федора Ивановича были, мысль и совет у всех один, что нам, мимо Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть».
Избрание Бориса Годунова в цари, 1598 г. Гравюра XIX в.
После этого, естественно, и все прочие архиереи и вообще духовные лица, прибывшие из других городов в Москву, единогласно воскликнули: «И наш совет и желание то же, и мы единомысленны с тобою, отцом нашим, великим господином Иовом патриархом». А за архиереями волею и неволею то же велегласно и многократно повторяли и все бояре, и все выборные Русской земли.
1612 г. Священномученик Гермоген
Патриарх Московский и всея России, чудотворец.
В Москве совершил подвиг патриарха Гермогена.
Патриарх Гермоген. Художник Филипп Москвитин, 2009г
Окруженный врагами, дерзостью поляков, изменою своих, он в это время явился необоримым столпом православия и образом русской крепкой ревности.
Видя в лице Владислава врага веры, он отказался признавать его избрание, и разрешил народ от присяги. Чувствуя, что не до конца отрекся от родной земли Русский народ, он рассылал грамоты, призывавшие к ополчению, и пламенными мольбами успел поднять многие города.
Жестоко и бесчинно обращались с патриархом злодеи и, наконец, заточили в Чудове.
Моргун В.О. Поляки ведут св. Гермогена в темницу.
Там, одинокий, среди скорбных ужасов настоящего, среди памятников прошлой русской славы, в священной ограде Кремля, архипастырь сиял добродетелью, как лучезарное светило, готовое угаснуть, но воскресившее уже животворными лучами своими народ на новое бытие.
Поляки потребовали от Гермогена отменить восстание городов. А он все твердил: «Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль отечества и Церкви». Повели разойтись воеводам, — кричали они. — Ты дал им оружие в руки, ты можешь и смирить их. — А его слово было одно: «Пусть удалятся ляхи». Ему грозили злою смертью, а он, указывая на небо, восклицал: «Боюся Единаго, там живущаго».
С.Д. Милорадович «Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков» 1896
Из тесной тюрьмы сообщался с паствою: слышал звуки битв за свободу, слал борцам благословение. Пребыв верным до конца, ненавистью вражьею Гермоген заморен голодом.
А. Новоскольцев. «Смерть Патриарха Гермогена». (В период польско-литовского нашествия.) 1915 год.
С кончины Гермогена, настал для Русской Церкви период междупатриаршества, продолжавшийся более 7 лет.
17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена. По этому случаю Государь Николай II телеграфировал вел. кн. Елизавете Федоровне: «Благодарю собравшихся в стенах Кремля на молитвенное поминовение Патриарха Гермогена, пример коего да светит в настоящие и будущие времена».
1672 г. Иоасаф II
Родом из Тверской земли, отсюда и прозвание Новоторжец.
Патриарх Московский и всея Руси с 1667 по 1672 г., автор посланий и грамот.
В 1654–1656 гг. по назначению патриарха Никона был архимандритом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире. В 1656–1666 гг. — архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В 1666 г. престарелый Иоасаф был поставлен в патриархи, сменив на этом посту низложенного Церковным собором Никона. Царь Алексей Михайлович, утомленный борьбой с Никоном, пожелал иметь на патриаршем престоле «недерзновенного» человека.
Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси
В период патриаршества Иосафа II была восстановлена устная проповедь в церквях. Православные миссионеры действовали на Крайнем Севере до островов Новой Земли, а на Д. Востоке — до Даурии. На Амуре, близ границы с Китаем был основан Спасский монастырь.
1719 г. Шереметев Борис Петрович
Русский генерал-фельдмаршал и дипломат. Разбил шведов при Эрестфере (1701 г.), Гумельсгофе (1702 г.), овладел крепостями Мариенбург, Нотебург (1702 г.), Ниеншанц, Копорье, Ямбург, Везенберг (1703 г.) и Дерп (1704 г.). Сыграл важную роль во взятии Петром I Нарвы в 1704 г.
Иван Аргунов. Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. 1768.
Руководил подавлением Астраханского бунта 1705-1706 гг. В Полтавском сражении 1709 г. официально являлся главнокомандующим русской армией (фактически командовал Петр I). С большим пониманием относился к преобразованиям Петра I.
1729 г. Толстой Петр Андреевич
Государственный деятель, дипломат, граф.
Был начальником Канцелярии тайных розыскных дел (1718-1726 гг.), одним из шести членов Верховного тайного совета (с февраля 1726 г.).
Петр Андреевич Толстой. Портрет кисти Таннауэра
Во время царствования Федора Алексеевича и правления царевны Софьи Толстой принадлежал к партии противников Нарышкиных. После падения Софьи перешел на сторону Петра I, но долгое время не пользовался его доверием. Петр I послал его воеводой в Устюг. Ездил в Италию для изучения морского дела (1697-1698). В 1701 г. он был назначен постоянным послом в Турцию. В 1714 г. Толстой вернулся в Россию и был назначен сенатором, в 1716-1717 гг. сопровождал Петра I в поездке по Европе. Добился возвращения из-за границы царевича Алексея и в 1718 г. возглавил следствие по его делу.
Николай Ге. Пётр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе
Стал одним из ближайших доверенных лиц Царя. Тогда же Толстой был назначен начальником Тайной канцелярии. В начале царствования Императрицы Екатерины I Толстой состоял членом Верховного тайного совета и был дружен с А.Д. Меншиковым.
1911 г. Первое выступление хора Пятницкого
В 1910 г. Митрофан Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.
Митрофан Пятницкий
17 февраля 1911 г. хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания.
Зал Дворянского собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты... Люлька, прялки, сундук с приданым...
Митрофан Пятницкий с крестьянами (фото до 1910 года)
Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.
Пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях.
Хор им. Пятницкого - Russian Songs and Dances (Lossless) 1963
«Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий. «Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».
1916 г. Русские войска взяли г. Битлис в Юго-Восточной Турции.
1918 г. Высадка десанта Антанты в Мурманске.
Интервенция в Мурманске
1969 г. Пограничный конфликт между СССР и Китаем на реке Уссури.
Китайцы переправились на о. Даманский и вероломно напали на наших пограничников, в результате чего 58 русских воинов погибло и 94 были ранены и контужены.
В ответ Русская армия перемолотила из новейших установок «Град» тысячи китайцев и показала всему миру свою военную мощь.
1986 г. Алферьев Евгений Евлампиевич
Церковный историк, церковно-общественный деятель.
Родился в дворянской семье. Девиз на родовом гербе Алферьевых: «За Бога. За Царя». Учился в Царско-сельской Императорской Николаевской гимназии. В день захвата большевиками Царского Села (октябрь 1917 г.) с семьей выехал на Д. Восток. В Харбине (Маньчжурия) духовно окормлялся у прот. Иоанна Владимировича Сторожева (16.03.1878–05.02.1927), отслужившего последнюю обедницу в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, за которой молились Царственные Мученики (июль 1918 г.).
Алферьев Евгений Евлампиевич
В 1974 г. в типографии прп. Иова Почаевского под редакцией Алферьева вышла знаменитая книга «Письма Царской Семьи из заточения», включавшая в свой состав 227 писем, написанных Царственными Мучениками после их ареста 8 (21) марта 1917 г.
Тогда же родилась мысль написать правдивую книгу о Царе-Мученике. Однако работа над ней все откладывалась. И Господь послал Алферьеву испытание, дабы в страданиях очистить душу, дав ему возможность уразуметь истину. В 1980 г. он был парализован и даже не мог дышать без помощи искусственных легких. О здравии и спасении раба Божия Евгения молилась вся братия монастыря. И Господь внял соборной молитве: к немалому удивлению врачей Алферьев стал поправляться. Однако это был уже иной человек. Пришло время написания жизнеописания Царя-Мученика (то было первое Его житие).
Писал он его, по свидетельству очевидцев, «при помощи особого приспособления, одевающегося на искривленную болезнью руку, в которое вставлялась ручка». Духовно окормлялся он в этот период у архим. Антония (Ямщикова, скончался в 1993 г. в возрасте 101 года).
Книга «Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-Мученика Николая, Великого страстотерпца», увидела свет в 1983 г. в Джорданвилле.