+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
17 марта / 30 марта. Четверг
День стока
Алексей Теплый. «Алексей - с гор вода». Бурное снеготаяние. Если тепло, то и весна будет теплой.
Начало течения с гор воды. Весенний русский праздник, сопровождался народными игрищами и плясками.
411 г. Алексий, человек Божий
Относится к числу самых любимых православных святых.
Родился он в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя.
17 лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от др. слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка.
У русских этот святой назывался «Теплым», потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: «Алексея, человека Божия — с гор потоки», «Алексея — с гор вода».
1117 г.
Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича. Правил до 1136 г.
1207 г.
Прославление (истечение слез) иконы Покрова Пресвятой Богородицы в новгородской церкви во имя апостола Иакова.
1289 г.
«Князь Андрей Александрович отмстил кровь брата своего, победил Кучка боярина и злых убийцов, что убили князя Данила брата его. И все их имение и богатство разграбив. А сел и слобод красных не сжег... Князь Андрей сел в красных тех селах и слободах, начал жительствовать. А во граде Суздале и во Владимире посадил державствовать сына своего Георгия...» (И. Забелин. История города Москвы).
1483 г. Преподобный Макарий Калязинский
Основатель Калязинского монастыря.
1647 г. Указ Царя Алексея Михайловича
По указу государеву патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы со всем освященным Собором уложили: по правилам святых апостолов и святых отцов, в воскресный день отнюдь не подобает православным христианам работать, но должно приходить в церкви Божии на молитву.
«В субботу вечером переставать от всякого дела за три часа до ночи, как только начнут благовестить к вечерне, прекращать торговлю, затворять ряды и торговые бани и в бани не ходить.
Утром в воскресный день не отпирать рядов и ничем не торговать до пятого часу дня, а как только минет четыре часа, отворять ряды и торговать харчами и всякими товарами; корм же скотской, овес и сено, продавать во все дни и часы невозбранно.
В праздники Господские поступать так же, как и в воскресные дни; когда бывают крестные ходы, тогда в рядах ничем не торговать и рядов не отпирать, пока из ходу с крестами не придут в соборную церковь, а потом торговать.
В зимнюю же пору, когда в дне бывает семь часов, открывать в воскресные дни торговлю в начале четвертого часа дня, в субботу же вечером переставать от всякого дела за час до ночи».
Это уложение было разослано по всей России и прочитано по церквам всему народу.
1690 г. Иоаким
Патриарх Московский и Всея Руси в 1674–1690 гг., автор поучений, полемических произведений и посланий. Московский дворянин, ведущий род из Великого Новгорода.
В 1664–1672 гг. Иоаким был архимандритом Чудова монастыря в Москве, что приблизило его ко двору Царя Алексея Михайловича. В 1672 г. Иоаким принял сан митрополита Новгородского. После смерти патр. Питирима в 1674 г. стал патриархом.
В 1689 г. Иоаким добился немедленного изгнания из России иезуитов. В 1690 г. Церковный собор осудил «латинствующих еретиков».
В 1685 г. усилиями патр. Иоакима и руководителя правительства царевны Софьи В.В. Голицына в состав Московской патриархии вошла Киевская митрополия, с к. XV в. Подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. Принимал активное участие в политической жизни государства. В 1689 г. поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей.
Патриарх Иоаким был непримирим к иностранцам: отказывался обедать с ними за одним столом, запрещал обращаться к немецким врачам. Перед смертью составил духовное завещание, в котором содержался завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам.
1775 г. Манифест Императрицы Екатерины II
Манифестом Императрица Екатерина II: облегчила налоги, уничтожила разные податные сборы, отменила жестокие наказания для нижних чинов, даровала всепрощения за уголовные дела имевшие 10-ю летнюю неизвестность, и простила замешанных в пугачевском мятеже.
1776 г. Основан Большой театр.
1811 г. Вениамин Краснопевков-Румовский
Сын священника с. Красного близ Петербурга, на 20-м году принял монашество, в 1774 г. хиротонисан в епископа Олонецкого, в 1775 г. переведен в Архангельск, где и пробыл около 23 лет. Много потрудился в деле устройства Архангельской епархии, поднял роль и значение благочинных, завел во всех монастырских церквах памятные книги или летописи, куда должны были записываться «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этому в епархии открыли потом много ценных исторических памятников.
В 1798 г. прот. Вениамин переведен в Н. Новгород. С 1802 г. — архиепископ. Написал книгу «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях Церкви», принесшую ему большую известность. Боролся с распространением лжеучений. После проведения им следствия был наказан «пророк» Кузька, обманывавший народ в Тетюшинской волости.
1851 г. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск
Генерал-губернатор восточной Сибири А.А. Муравьев получил высочайшее повеление Государя Императора Николая I на обращение русского населения Забайкальской области в казачье сословие. К 17 марта 1851 г. к верховьям Амура были подтянуты казачьи части. Забайкальское казачье войско было образовано из части сибирских казаков, бурятов, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе трех конных полков и трех пеших бригад.
Вскоре Амурский край стал Российским. Пекинский трактат 1860 г. закрепил его российскую надлежность. В 1858 г. учреждено Амурское казачье войско (Положение о воске утверждено в 1860 г.). Войско было разделено на четыре округа: два полковых на Амуре и два батальонных (один на Амуре и один на Уссури). Позднее из него выделилось Уссурийское войско. Уссурийское казачье войско было основано в 1889 г. на основе полубатальона Амурского казачьего войска, а в последствии расширено за счет переселенцев из донских и кубанских казаков.
Войсковое знамя даровано войску 19 февраля 1906 г.: полотнище темно-зеленое, кайма желтая, шитье серебряное, икона – Спас Нерукотворный.
Неоценим вклад казаков в освоение Сибири и Дальнего Востока. Забайкальское, Амурское, Уссурийское казачьи войска сыграли огромную роль в деле укрепления и удержания русской власти на далеких окраинах Сибири и Дальнего Востока.
1882 г. Гурий (Карпов)
Архиепископ, миссионер-подвижник, богослов, писатель, переводчик. Гурий, сын саратовского священника, окончил Саратовскую семинарию, после чего состоял учителем латинского языка в Саратовском духовном училище (владел немецким, английским, итальянским, лучше всех — французским). Гурий стал готовиться к университетскому экзамену, но внезапная тяжелая болезнь обратила его мысли к духовной карьере и побудила дать обет постричься в монахи. В 1839 г. он был пострижен и рукоположен в иеродиакона, а после окончания Академии и получения степени кандидата богословия рукоположен в иеромонахи. В это же время Гурий вошел в состав Китайской миссии и пробыл в Пекине до 1850 г.
За время пребывания в Китае изучил китайский язык «как родной», перевел на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, Требник, Служебник и Катехизис. Знание иностранных языков дало возможность Гурию изучить иностранную литературу о Китае, т.к. в России ее тогда просто не было. Он собрал «великое множество» материала о Китае. Напечатал «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае» (1863 г.) и «Отчет о состоянии и действиях Пекинской миссии» (1864 г.). В Китае на Гурия возлагались и дипломатические поручения.
25 августа 1856 г. назначен начальником Пекинской духовной миссии. Время пребывания Гурия в Китае ознаменовалось совершенным переломом в отношениях Срединной империи к европейским государствам — китайцы открыли свои двери европейцам.
1905 г.
Церковные круги, во главе с митрополитом С.-Петербургским Антонием, выдвинули проект преобразований для установления большей независимости церкви от государства.
В этот день в «Церковном Вестнике» опубликована записка группы 32 столичных священников. «Только свободно самоуправляющаяся церковь» — говорилось в ней — «может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни, исповедания и проповедования своей правды будут пользоваться все виды большего или меньшего религиозного заблуждения, все религиозные общества и союзы, — и только православная церковь, хранительница подлинной Христовой истины, одна будет оставаться лишенною равной и одинаковой с ними свободы?». Записка кончалась требованием созыва поместного собора русской церкви.
1922 г.
Решение Политбюро о разгроме Церкви: арест Синода и Патриарха Тихона, необходимость «придать печати бешеный тон», изъятие по всей стране церковных ценностей.
1924 г. Барятинский Анатолий Владимир
Князь Свиты Его Императорского Величества, генерал-майор.
Родился 07.08.1871.
В октябре 1915 г. Георгиевская дума Юго-Западного фронта постановила вручить Императору Николаю II орден Св. Георгия 4-й степени, командующий войсками фронта генерал-адъютант Н.И. Иванов, по словам А.А. Брусилова, «поручил состоявшему при нем другу детства Николая II, свиты его величества генералу-майору князю Барятинскому, отвезти протоколы думы в Ставку, где кн. Барятинский, стоя на коленях, представил верховному главнокомандующему как постановление думы, так и самый крест и передал просьбу Иванова принять и возложить на себя этот орден по просьбе всех войск Юго-Западного фронта. Государь согласился на эту просьбу и принял крест, который тут же надел». Барятинский эмигрировал во Францию.
1929 г. Михаил (Ермаков)
Митрополит Киевский, экзарх Украины.
Родился в С.-Петербурге. Закончил Киевское реальное училище, Киевскую духовную семинарию, а затем в 1887 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С декабря 1905 г. возглавил Гродненскую и Брестскую. Гродненская епархия всегда была русским православным форпостом на пути католического прозелитизма, польского сепаратизма , которые значительно активизировались во время смуты 1905 г. Владыка Михаил стал одним из тех, кто возглавил православно-русское сопротивление смуте. Он был избран почетным председателем Гродненского Софийского Православного Братства, которое по своему составу и направлению деятельности было монархическим. Только на помощь русских людей из центральных русских губерний могли рассчитывать монархисты Белой Руси. В своем приветствии в адрес Съезда русских людей в Москве 27 сентября – 4 октября 1909 г. владыка писал: «С берегов Немана, Бобра и Западного Буга истерзанная, изнемогающая, но крепко еще держащая в руках священное свое знамя Русь шлет Москве поклон и сердечный привет и просит памяти и внимания».
Летом 1911 г. еп. Михаил совместно с архиеп. Антонием (Храповицким), еп. Вениамином (Казанским), протопресвитером о. Шавельским и архим. Алексием, настоятелем Городецкого Феодоровского монастыря, совершили чин закладки Феодоровского Собора в память 300-летия Дома Романовых в Петербурге на углу Тверского пер. и ул. Полтавской.
Перед занятием немцами Гродно вынужден был переехать в Москву, куда, опасаясь поругания, перевез главные епархиальные святыни: гроб с частицею мощей младенца Гавриила Белостокского и чудотворную Жировицкую икону Божией Матери. Эти святыни хранились в соборе Василия Блаженного, где был настоятелем прот. Иоанн Восторгов.
1930 г.
В сербских газетах опубликована телеграмма, что православные жители г. Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного русского Государя Императора Николая II, бывшего не только самым гуманным и чистым сердцем правителем русского народа, но и погибшего славною мученическою смертью.
В сербской печати еще в 1925 г. появилось описание того, как одной пожилой сербке, у которой на войне двух сыновей убили, а один без вести пропал, считавшей последнего тоже убитым, однажды, после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну, было видение. Бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что сын ее жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми своими братьями боролся за славянское дело. «Ты не умрешь, - сказал русский Царь, - пока не увидишь своего сына». Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын ее жив, и через несколько месяцев после этого она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, прибывшим из России на родину. Этот случай чудесного явления во сне покойного и горячо любимого сербами русского Императора Николая II разошелся по всей Сербии и передавался из уст в уста. В сербский Синод начали поступать со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой, любит покойного русского Императора и почитает его святым.
1945 г.
Советские войска захватывают г. Данциг (Гданьск).
1959 г. Андреев Даниил Леонидович
Религиозный мыслитель, поэт.