+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
17 марта / 30 марта. Четверг
День стока
Алексей Теплый. «Алексей - с гор вода». Бурное снеготаяние. Если тепло, то и весна будет теплой.
Начало течения с гор воды. Весенний русский праздник, сопровождался народными игрищами и плясками.
![](/files/uploads/histories/30d7edb7b9b3ffe467aef.jpg)
411 г. Алексий, человек Божий
Относится к числу самых любимых православных святых.
Родился он в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя.
![](/files/uploads/histories/b3ef89a0910465fdf297c.jpg)
17 лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от др. слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка.
У русских этот святой назывался «Теплым», потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: «Алексея, человека Божия — с гор потоки», «Алексея — с гор вода».
1117 г.
Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича. Правил до 1136 г.
1207 г.
Прославление (истечение слез) иконы Покрова Пресвятой Богородицы в новгородской церкви во имя апостола Иакова.
1289 г.
«Князь Андрей Александрович отмстил кровь брата своего, победил Кучка боярина и злых убийцов, что убили князя Данила брата его. И все их имение и богатство разграбив. А сел и слобод красных не сжег... Князь Андрей сел в красных тех селах и слободах, начал жительствовать. А во граде Суздале и во Владимире посадил державствовать сына своего Георгия...» (И. Забелин. История города Москвы).
1483 г. Преподобный Макарий Калязинский
Основатель Калязинского монастыря.
![](/files/uploads/histories/183a9cb30b0002e959643.jpg)
1647 г. Указ Царя Алексея Михайловича
По указу государеву патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы со всем освященным Собором уложили: по правилам святых апостолов и святых отцов, в воскресный день отнюдь не подобает православным христианам работать, но должно приходить в церкви Божии на молитву.
«В субботу вечером переставать от всякого дела за три часа до ночи, как только начнут благовестить к вечерне, прекращать торговлю, затворять ряды и торговые бани и в бани не ходить.
Утром в воскресный день не отпирать рядов и ничем не торговать до пятого часу дня, а как только минет четыре часа, отворять ряды и торговать харчами и всякими товарами; корм же скотской, овес и сено, продавать во все дни и часы невозбранно.
В праздники Господские поступать так же, как и в воскресные дни; когда бывают крестные ходы, тогда в рядах ничем не торговать и рядов не отпирать, пока из ходу с крестами не придут в соборную церковь, а потом торговать.
В зимнюю же пору, когда в дне бывает семь часов, открывать в воскресные дни торговлю в начале четвертого часа дня, в субботу же вечером переставать от всякого дела за час до ночи».
Это уложение было разослано по всей России и прочитано по церквам всему народу.
1690 г. Иоаким
![](/files/uploads/histories/09072fca99bab23243858.jpg)
Патриарх Московский и Всея Руси в 1674–1690 гг., автор поучений, полемических произведений и посланий. Московский дворянин, ведущий род из Великого Новгорода.
В 1664–1672 гг. Иоаким был архимандритом Чудова монастыря в Москве, что приблизило его ко двору Царя Алексея Михайловича. В 1672 г. Иоаким принял сан митрополита Новгородского. После смерти патр. Питирима в 1674 г. стал патриархом.
В 1689 г. Иоаким добился немедленного изгнания из России иезуитов. В 1690 г. Церковный собор осудил «латинствующих еретиков».
В 1685 г. усилиями патр. Иоакима и руководителя правительства царевны Софьи В.В. Голицына в состав Московской патриархии вошла Киевская митрополия, с к. XV в. Подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. Принимал активное участие в политической жизни государства. В 1689 г. поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей.
Патриарх Иоаким был непримирим к иностранцам: отказывался обедать с ними за одним столом, запрещал обращаться к немецким врачам. Перед смертью составил духовное завещание, в котором содержался завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам.
1775 г. Манифест Императрицы Екатерины II
Манифестом Императрица Екатерина II: облегчила налоги, уничтожила разные податные сборы, отменила жестокие наказания для нижних чинов, даровала всепрощения за уголовные дела имевшие 10-ю летнюю неизвестность, и простила замешанных в пугачевском мятеже.
1776 г. Основан Большой театр.
![](/files/uploads/histories/583808403c18915f11561.jpg)
1811 г. Вениамин Краснопевков-Румовский
![](/files/uploads/histories/75eb525e6bf4525ec07ad.jpg)
Сын священника с. Красного близ Петербурга, на 20-м году принял монашество, в 1774 г. хиротонисан в епископа Олонецкого, в 1775 г. переведен в Архангельск, где и пробыл около 23 лет. Много потрудился в деле устройства Архангельской епархии, поднял роль и значение благочинных, завел во всех монастырских церквах памятные книги или летописи, куда должны были записываться «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этому в епархии открыли потом много ценных исторических памятников.
В 1798 г. прот. Вениамин переведен в Н. Новгород. С 1802 г. — архиепископ. Написал книгу «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях Церкви», принесшую ему большую известность. Боролся с распространением лжеучений. После проведения им следствия был наказан «пророк» Кузька, обманывавший народ в Тетюшинской волости.
1851 г. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск
Генерал-губернатор восточной Сибири А.А. Муравьев получил высочайшее повеление Государя Императора Николая I на обращение русского населения Забайкальской области в казачье сословие. К 17 марта 1851 г. к верховьям Амура были подтянуты казачьи части. Забайкальское казачье войско было образовано из части сибирских казаков, бурятов, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе трех конных полков и трех пеших бригад.
Вскоре Амурский край стал Российским. Пекинский трактат 1860 г. закрепил его российскую надлежность. В 1858 г. учреждено Амурское казачье войско (Положение о воске утверждено в 1860 г.). Войско было разделено на четыре округа: два полковых на Амуре и два батальонных (один на Амуре и один на Уссури). Позднее из него выделилось Уссурийское войско. Уссурийское казачье войско было основано в 1889 г. на основе полубатальона Амурского казачьего войска, а в последствии расширено за счет переселенцев из донских и кубанских казаков.
Войсковое знамя даровано войску 19 февраля 1906 г.: полотнище темно-зеленое, кайма желтая, шитье серебряное, икона – Спас Нерукотворный.
![](/files/uploads/histories/00fb9d3b0667e6ac02d2f.jpg)
Неоценим вклад казаков в освоение Сибири и Дальнего Востока. Забайкальское, Амурское, Уссурийское казачьи войска сыграли огромную роль в деле укрепления и удержания русской власти на далеких окраинах Сибири и Дальнего Востока.
1882 г. Гурий (Карпов)
Архиепископ, миссионер-подвижник, богослов, писатель, переводчик. Гурий, сын саратовского священника, окончил Саратовскую семинарию, после чего состоял учителем латинского языка в Саратовском духовном училище (владел немецким, английским, итальянским, лучше всех — французским). Гурий стал готовиться к университетскому экзамену, но внезапная тяжелая болезнь обратила его мысли к духовной карьере и побудила дать обет постричься в монахи. В 1839 г. он был пострижен и рукоположен в иеродиакона, а после окончания Академии и получения степени кандидата богословия рукоположен в иеромонахи. В это же время Гурий вошел в состав Китайской миссии и пробыл в Пекине до 1850 г.
За время пребывания в Китае изучил китайский язык «как родной», перевел на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, Требник, Служебник и Катехизис. Знание иностранных языков дало возможность Гурию изучить иностранную литературу о Китае, т.к. в России ее тогда просто не было. Он собрал «великое множество» материала о Китае. Напечатал «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае» (1863 г.) и «Отчет о состоянии и действиях Пекинской миссии» (1864 г.). В Китае на Гурия возлагались и дипломатические поручения.
![](/files/uploads/histories/5096b186787bc63dd18d1.jpg)
25 августа 1856 г. назначен начальником Пекинской духовной миссии. Время пребывания Гурия в Китае ознаменовалось совершенным переломом в отношениях Срединной империи к европейским государствам — китайцы открыли свои двери европейцам.
1905 г.
Церковные круги, во главе с митрополитом С.-Петербургским Антонием, выдвинули проект преобразований для установления большей независимости церкви от государства.
В этот день в «Церковном Вестнике» опубликована записка группы 32 столичных священников. «Только свободно самоуправляющаяся церковь» — говорилось в ней — «может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни, исповедания и проповедования своей правды будут пользоваться все виды большего или меньшего религиозного заблуждения, все религиозные общества и союзы, — и только православная церковь, хранительница подлинной Христовой истины, одна будет оставаться лишенною равной и одинаковой с ними свободы?». Записка кончалась требованием созыва поместного собора русской церкви.
1922 г.
Решение Политбюро о разгроме Церкви: арест Синода и Патриарха Тихона, необходимость «придать печати бешеный тон», изъятие по всей стране церковных ценностей.
1924 г. Барятинский Анатолий Владимир
Князь Свиты Его Императорского Величества, генерал-майор.
Родился 07.08.1871.
![](/files/uploads/histories/89272d5fe8850d089b3b8.jpg)
В октябре 1915 г. Георгиевская дума Юго-Западного фронта постановила вручить Императору Николаю II орден Св. Георгия 4-й степени, командующий войсками фронта генерал-адъютант Н.И. Иванов, по словам А.А. Брусилова, «поручил состоявшему при нем другу детства Николая II, свиты его величества генералу-майору князю Барятинскому, отвезти протоколы думы в Ставку, где кн. Барятинский, стоя на коленях, представил верховному главнокомандующему как постановление думы, так и самый крест и передал просьбу Иванова принять и возложить на себя этот орден по просьбе всех войск Юго-Западного фронта. Государь согласился на эту просьбу и принял крест, который тут же надел». Барятинский эмигрировал во Францию.
1929 г. Михаил (Ермаков)
Митрополит Киевский, экзарх Украины.
Родился в С.-Петербурге. Закончил Киевское реальное училище, Киевскую духовную семинарию, а затем в 1887 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С декабря 1905 г. возглавил Гродненскую и Брестскую. Гродненская епархия всегда была русским православным форпостом на пути католического прозелитизма, польского сепаратизма , которые значительно активизировались во время смуты 1905 г. Владыка Михаил стал одним из тех, кто возглавил православно-русское сопротивление смуте. Он был избран почетным председателем Гродненского Софийского Православного Братства, которое по своему составу и направлению деятельности было монархическим. Только на помощь русских людей из центральных русских губерний могли рассчитывать монархисты Белой Руси. В своем приветствии в адрес Съезда русских людей в Москве 27 сентября – 4 октября 1909 г. владыка писал: «С берегов Немана, Бобра и Западного Буга истерзанная, изнемогающая, но крепко еще держащая в руках священное свое знамя Русь шлет Москве поклон и сердечный привет и просит памяти и внимания».
Летом 1911 г. еп. Михаил совместно с архиеп. Антонием (Храповицким), еп. Вениамином (Казанским), протопресвитером о. Шавельским и архим. Алексием, настоятелем Городецкого Феодоровского монастыря, совершили чин закладки Феодоровского Собора в память 300-летия Дома Романовых в Петербурге на углу Тверского пер. и ул. Полтавской.
![](/files/uploads/histories/4c4cbac4415df84ad7434.jpg)
Перед занятием немцами Гродно вынужден был переехать в Москву, куда, опасаясь поругания, перевез главные епархиальные святыни: гроб с частицею мощей младенца Гавриила Белостокского и чудотворную Жировицкую икону Божией Матери. Эти святыни хранились в соборе Василия Блаженного, где был настоятелем прот. Иоанн Восторгов.
1930 г.
В сербских газетах опубликована телеграмма, что православные жители г. Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного русского Государя Императора Николая II, бывшего не только самым гуманным и чистым сердцем правителем русского народа, но и погибшего славною мученическою смертью.
В сербской печати еще в 1925 г. появилось описание того, как одной пожилой сербке, у которой на войне двух сыновей убили, а один без вести пропал, считавшей последнего тоже убитым, однажды, после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну, было видение. Бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что сын ее жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми своими братьями боролся за славянское дело. «Ты не умрешь, - сказал русский Царь, - пока не увидишь своего сына». Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын ее жив, и через несколько месяцев после этого она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, прибывшим из России на родину. Этот случай чудесного явления во сне покойного и горячо любимого сербами русского Императора Николая II разошелся по всей Сербии и передавался из уст в уста. В сербский Синод начали поступать со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой, любит покойного русского Императора и почитает его святым.
1945 г.
Советские войска захватывают г. Данциг (Гданьск).
1959 г. Андреев Даниил Леонидович
Религиозный мыслитель, поэт.
![](/files/uploads/histories/ab6ba3de94dee992de3b4.jpg)