+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
15 мая / 28 мая. Воскресенье.
Пахомий бокогрей
Пахом, Пахом Теплый, Травник, народное название дня прп. Пахомия Великого (348 г.) и прп. Пахомия Нерехтского (1348 г.).
Св. Пахомий считался хранителем доброго света и тепла. В холодную погоду ему молились, чтобы он дал тепла.
На день св. Пахомия прилетали первые ласточки. По народному поверью, увидевшему в этот день ласточку счастье само в руки идет. «Идет Пахом, несет теплом», «С Пахома — летняя погода». На Пахомия в некоторых местностях России крестьяне отмечали память младшего сына Иоанна Грозного, невинно убиенного в Угличе, царевича Димитрия.
1157 г. Великий Князь Юрий I Долгорукий
Княжил с 1154 по 1157 г. Сын Владимира Мономаха.
Великий князь Юрья Владимирович Долгорукий (Юрий Долгорукий) (история России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II)
В 1120 г. предпринял успешный поход против волжских болгар, мешавших русской торговле с восточными народами. С 30-х гг. XIX века вел активную политику на Юге, за что получил прозвище Долгорукий, стремясь к приобретению южного Переяславля (Переяслав-Хмельницкий), а затем Киева. В 1147 г. в поселении Москва состоялась его встреча с Новгород-Северским князем Святославом Ольговичем.
А. Васнецов. Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г.»
Эта дата первого упоминания о Москве считается датой ее основания. В 1156 г. он укрепил Москву новыми деревянными стенами и рвом.
1481 г. Преподобный Ефросин
Родился в 1386 г. в местечке Виделебье («видеть Бога»), получил хорошее образование, был книжником и богословом.
Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь отмечает память псковских преподобных Ефросина (1386–1481), основателя обители, и ученика его Серапиона (1480 г.).
Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь
Монастырь этот, расположенный в 27 км от Пскова на дороге в Гдов, – не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России он имеет большое значение, поскольку с этим монастырем оказалось связано в нашем культурно-политическом обиходе понятие «Москва – Третий Рим».
Прп. Евфросин (в миру Елеазар) был младшим современником преподобного Сергия Радонежского и по духу – одним из его многих преемников. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь (было это незадолго до Флорентийской унии) и там был принят самим Константинопольским Патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил прп. Евфросину список Цареградской иконы Божией Матери.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Цареградской»
Этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе, когда происходило разделение Церкви на западную и восточную в XI в., икона эта считалась хранительницей Второго Рима. На иконе Матерь Божия держит младенца Господа на руках, Господь в руке держит голубя – образ Духа Святаго, одной ножкой Он утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося.
В ладошке у Господа ниточка – связующая нить между Богом и человеком, душой человека и Господом. Этой ниточкой Он связан с нами и по плоти, мы дети Божии по благодати, принимая Его Кровь и Тело в причастии.
Прп.Евфросин и прп.Серапионом Псковским
Прп. Евфросин скончался девяноста пяти лет, 15 мая 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе.
1591 г. Благоверный Царевич Димитрий
Родился 19.10.1582 г. и был сыном Царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич.
Б. Зворыкин. «Борис Годунов»
Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Сбежавшийся по набату народ при виде преступления тогда же умертвил самих убийц, Осипа Волохова, Никиту Качалова и Данилу Битяговского, а также и отца Данилы дьяка Михаила Битяговского и других, всего 12 человек.
царевич Димитрий Угличский
Следствие по этому делу не привело ни к чему: Феодору донесли, что царевич в припадке падучей болезни сам заколол себя ножом, но народная молва обвиняла Годунова. В 1598 г. скончался Феодор и им окончилась династия Рюрика, и наступило Смутное время с 1598 по 1613 г.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
1656 г.
Царь Алексей Михайлович вышел из Москвы в поход против Шведского короля и воротился в нее только 17 января 1657 г.
Войско-царя-Алексея-Михайловича-худ.-Сергей-Ефошкин
1682 г.
Начало стрелецкого бунта в Москве. Стрельцам сообщили, что задушен изменниками царевич Иван. В боевом порядке стрелецкие полки вошли в Кремль Во дворце на совете решено было показать Ивана и Петра, чтобы убедить их в отсутствии измены. Но несмотря на это, стрельцы подстрекаемые людьми из партии Милославских, схватили князя Михаила Юрьевича Долгорукова, боярина Матвеева и растерзали их. За ними были схвачены и убиты бояре князь Ромодановский, А.К. Норышкин и другие. Бесчинства стрельцов продолжались до 18 мая, после чего стрельцы провозгласили Царем Иоанна Алексеевича, а царевну Софью – правительницею государства.
Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882 5
Боярская дума 26 мая признала это избрание с тем, чтобы Иоанн Алексеевич, назывался первым Царем, соцарствовал с братом своим Петром Алексеевичем.
Майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в память Петра, очевидцем которых он был.
1682 г. Иванов Ларион Иванович
Государственный деятель, думный дьяк с 1669 г. Играл важную роль в периоды царствования Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, выполняя важные правительственные поручения и являясь дьяком ряда приказов: Новой чети (1662-1664), Большого дворца (1664-1669, 1681), Оружейной палаты (1663-1669), Стрелецкого (1669-1676, 1677-1679), Устюжской чети (1671-1676) и др. После удаления А.С. Матвеева возглавлял также Посольский приказ (1676-1682) и Новгородскую четь.
Фактически руководил внешней политикой в правительстве Царя Федора Алексеевича, являясь одним из наиболее близких к нему лиц. Во время восстания 15 мая 1682 г. в Москве был убит стрельцами.
1682 г. Матвеев Артамон Сергеевич
Сын дьяка, воспитывался вместе с царевичем Алексеем.
Боярин Артамон Матвеев. И. Фолвейкс , кон. 17 века
Государственный деятель и дипломат, «ближний боярин» Царя Алексея Михайловича. В 1642 г. был причислен ко двору в чине стряпчего, в 1643 г. — произведен в стрелецкие головы, в 1653 г. — в головы московских стрельцов. В том же году ездил в Малороссию и приводил малороссиян в подданство России. В войну с Польшей Матвеев способствовал сдаче Смоленска, возглавлял битву при Каменец-Подольском, осаждал Львов и вместе с кн. Ф.Ю. Ромодановским захватил Чернигов.
1829 г.
Первая выставка промышленных и кустарных изделий русского производства в С.-Петербурге.
Вход в выставочный павильон неизвестный фотограф,Первая Всероссийская мануфактурная выставка была организована в 1829 г. Министерством финансов.
1883 г.
День священного Коронования Их Императорских Величеств Александра III с супругой Марией Феодоровной в Москве.
Во время коронования Император Александр III обратился в Петровском дворце к волостным старшинам с следующей речью: «Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и т.п. Эти слухи распускаются нашими врагами. Всякая собственность точно так же, как и ваша должна быть неприкосновенна».
Макаров Иван Кузьмич (1822—1897) Государь император клянется народу на красном крыльце
1886 г.
Царская чета Их Императорских Величеств Александра III с супругой Марией Феодоровной посетила Московский Университет.
1908 г.
Из проповеди Св. праведного о. Иоанна Кронштадтского: «А посмотрите на нашу молодежь университетскую и вообще всех высших учебных заведений! Она почти наголо неверующая. Пока молодежь такова, не может быть полного благоденствия в России; может ли она быть верна Царю? Нет, неверующий в Бога не может быть верен Царю и Отечеству. От неверия нашего и все наши бедствия… Кто не верен Богу, тот не верен Царю и Отечеству. Россия прочна только верой в Бога, без веры ей не устоять».
1919 г.
Армения провозглашает свою независимость.
1934 г.
В Белграде состоялось посвящение во епископы св. Иоанна (Максимовича). Владыка Иоанн был последним из огромной плеяды русских архиереев, которых рукополагал митрополит Антоний (Храповицкий). Митрополит Антоний, отказываясь от предложения архиепископа Хайларского Димитрия уйти на покой в Китай, писал ему в ответ: «Друг мой, я уже настолько стар и слаб, что не могу думать ни о каком путешествии, кроме путешествия на кладбище… Но вместо себя самого я, как мою душу, как мое сердце, посылаю к Вам Владыку епископа Иоанна. Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».
Епископ Шанхайский в своем кабинете в Китае
Преосвященный Иоанн был назначен епископом в Шанхай, куда прибыл на праздник Введения во Храм Божией Матери 4 декабря 1934 г. Владыка Иоанн восстановил в шанхайской пастве церковное единство, нарушенное расколом прот. А. Пиняева, ушедшего к «евлогианам», установил дружественные связи с православными греками и сербами Шанхая и занялся постройкой величественного Собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».