+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 20.04.2024 по Неве и Большой Неве разводятся мосты: Дворцовый с 01:10 до 01:40, Троицкий с 01:20 до 01:40. Сампсониевский и Гренадерский по Большой Невке разводятся по графику.

 

Все понятно!

День в истории России!
21 мая / 3 июня. Суббота.

Константин Огуречник и Олена (Елена) Леносейка, Льняница

Олены - ранние льны и поздние овсы. Закончив сев хлебов - сеют лен и коноплю. Хорошо рябина цветет - к урожаю льна. Если на Олену ненастье, то и осень будет ненастной. Девки в этот день волосы не заплетали. Было поверье, что волосы станут длиннее, долгими, светлыми, как лен, ежели их Алена-льносейка тронет. А когда солнце заходило, то девицы сходились у трех дорог.

Константин и Елена

Был обычай плести и трепать будто бы уродившийся ленок. Старательно творили девушки обряд, выбивали будто бы серебряное семя изо льна, кудель сучили. Да все понарошку. Но с тайной надеждой, что Алена-льносейка углядит старание, позаботится о судьбе девичьей.

День памяти прп. Кассиана Угличского.

Прп. Кассиан Угличский чудотворец. Россия, 1739 год. Из имения Мусиных - Пушкиных Борисоглеб Мологского уезда. С 1922 года в собрании Рыбинского музея.

337 г. Равноапостольный Царь Константин

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Равноапостольные царь Константин (†337)
и матерь его царица Елена (†327)

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие , дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г.

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее, при императоре Константине 

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.

Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня.

на Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе, где Господь вознесся на Небо; в Вифлееме, где Господь родился по плоти, и в Хевроне у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму.

1045 г.

Начало строительства Софийского собора в Новгороде.

1129 г. Блаженный князь Константина

Память блж. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора – Муромских чудотворцев. 

Кн. Константин (Ярослав Святославич) был потомком равноапостольного князя Владимира. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили.

Когда кн. Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его.

Муромский мужской Благовещенский монастырь основан в 1553 г. царем Иваном Васильевичем Грозным на месте храма во имя Благовещения, поставленного, по преданию, родоначальником муромских князей Ярославом Святославичем. В 1616г. строения монастыря почти до основания были разрушены, а царские дары разграблены поляками. На протяжении XVII в. монастырь возрождался из руин. Его ктитором был известный муромский торговый человек, купец московской гостиной сотни Тарасий Борисович Цветнов. Он вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор. В 1792 г. братия пережила опустошительный пожар, но каменные строения и основные святыни уцелели. Во время нашествия Наполеона он стал приютом главных русских святынь - икон Иверской и Владимирской Богоматери.

Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь не оставил однако мысли об их просвещении и прежде всего построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь, в честь свв. Бориса и Глеба. В то же время сам он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру, с проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.

Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве.

В распространении Христовой веры блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор. В 1129 г. князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором.

1262 г. Святитель Кирилл, епископ, Ростовский.

Еп. Кирилл был избран на святительскую кафедру из игуменов Владимирского Рождественского монастыря и управлял Ростовской епархией с 1231 по 1262 г. Современный ему летописец сообщает, что слушать поучения святителя Кирилла собирались не только жители Ростова, но приходили люди и из окрестных городов.

Ордынский царевич Петр принял христианство под влиянием его проповеди. Святитель Кирилл оставил ряд сочинений – «О страхе Божии», «О Небесных силах», «О злых дусех», «О мытарствах» и много др.

1521 г. Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Празднование установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.

Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле
(встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

Крестным ходом 21 мая ежегодно вспоминает Москва это чудесное избавление, и оттоле пошел обычай с непокрытою головой проходить ворота, которые стали звать Спасскими.

Перед Владимирской иконой древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. Православные всероссийские монархи принимали священное венчание и миропомазание на царство пред ликом Владимирской иконы в Успенском соборе.

Владимирская икона Божией Матери

При избрании всероссийских митрополитов и патриархов Владимирская икона Богоматери древле служила поручительницей и благословением, т.к. было обыкновение хартии имен избираемых, запечатанные царем, полагать в панагии на пелену в киоте Владимирской иконы Богоматери, предоставляя Ей, кого благоволит Она Сама выбрать. После молебна сам Царь или старейший из святителей снимал печать, вынимал одну из хартий и объявлял собору имя избранного.

К этой иконе обращались и во время сильных пожаров.

1584 г. Преподобный Агапит Маркушевский

Прмч. Агапит Маркушевский. Образ преподобномученика Агапита Маркушевского в иконостасе церкви Агапита Маркушевского в Нюксенице Вологодской области

1629 г.

Владимирская (Оранская) чудотворная икона Пресвятой Богородицы

1735 г. Взятие Перекопской крепости

Основу Перекопских укреплений составляли 8-ми километровый ров, Протянувшийся от Черного моря до Азовского моря, а также земляной вал с каменными башнями. 21 мая без осадной подготовки, русские войска пошли на штурм Перекопа, который защищал 3-х тысячный турецкий гарнизон. Штурмовые отряды перебрались через ров, а затем с помощью пик и рогаток стали карабкаться на вал. Через пол часа они уже были на его вершине.

Перекоп. Крепость Ор-Капу.

Ожесточенное сопротивление оказал турецкий отряд лишь одной из сторожевых башен. Он защищался целый час и был полностью истреблен. Остальные сдались с условием, что их отпустят.

1805 г. Грамота Императора Александра I

О принятии Селим-хана Шакинского в подданство России.

Джордж Доу . Портрет императора Александра I

1842 г.

Вышла в свет поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1877 г.

Император Александр II выехал из Петербурга в действующую армию и покинул ее только 3 декабря 1877 г. - после падения Плевны, предрешившего исход войны.

Александр II под Плевной
//Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.