+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
16 августа / 29 августа. Вторник
Третий Спас
Третий Спас, когда Церковь воспоминает перенесение в 944 г. из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя, является настоящим народным праздником и носит название «Полотняного Спаса» или «Спаса на холстах», «холщового Спаса». Это церковное чествование св. Убруса, т.е. того «четверосвитого» куска, на котором нерукотворно отпечатлелся Божественный лик Спасителя для благочестивого царя Едесского Авгара, соединилось в деревенском быту с торгом полотнами.
св. Убрус
На Волге известна, между прочим, такая поговорка: «Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продавать». Хотя народная поговорка и учит: до Петрова дня взорать, до Ильина разборонить, до Спаса посеять, — но во многих местностях озимый посев еще не начался, так как указан на Семенов день, 1 сентября. Обронел овес — надо косить, надо убирать сжатый хлеб в скирды, стлать лен и пр., хотя большая часть женских работ заканчивается уже к этому времени, и наступает «бабье лето» — молодое до 29 августа, а с 1 сентября вплоть до второй Пречистой — старое.
Кустодиев. Б.М. Праздник в деревне. 1907 г.
Приближаются осенние хороводы, а в городах — великоденские гулянья.
1239 г.
Явление Феодоровской Костромской иконы Пресвятой Богородицы и основание на месте явления иконы монастыря в честь Нерукотворенного образа Спасителя.
икона Феодоровской Божией Матери
1823 г. Манифест Императора Александра I
В 1823 г. Вел. кн. Константин Павлович решил отречься от престола, что было оформлено официальным письмом к государю.
Портрет великого князя Константина Павловича (1779-1831)
Александр I дал манфест, в котором, принимая отречение брата Константина, назначил наследником престола следующего за ним брата Вел. Кн. Николая Павловича.
Николай I Павлович в общегенеральском мундире, 1843 год
1898 г.
В «Правительственном вестнике» опубликована нота Министерства иностранных дел России с предложением ограничить мировую гонку вооружений.
«Охранение всеобщего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами вооружений являются при настоящем положении вещей, целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств.
Взгляд этот вполне отвечает человеколюбивым и великодушным намерениям Его Императорского Величества, Августейшего моего Государя.
В убеждении, что столь возвышенная цель соответствует существенным потребностям и законным вожделениям всех держав, Императорское правительство полагает, что настоящее время весьма благоприятно для изыскания, путем международного обсуждения, наиболее действительных средств обеспечить всем народам истинный и прочный мир, и прежде всего, положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений.
В течение последних двадцати лет, миролюбивые стремления особенно твердо укрепились в сознании просвещенных народов. Сохранение мира поставлено было целью международной политики. Во имя мира государства сплотились в могучие союзы. Для лучшего ограждения мира увеличили они в небывалых доселе размерах свои военные силы, и продолжают их развивать, не останавливаясь ни перед какими жертвами.
Однако, все эти усилия не могли пока привести к благодетельным последствиям желаемого умиротворения.
Николай II инициатор созыва международной конференции по ограничению «развития современных вооружений»
Все возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал, отвлечены в большей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену в виду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути.
Таким образом, по мере того как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают предпоставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с большим трудом. Очевидным, поэтому, представляется, что если бы такое положение продолжилось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и пред ужасами которого заранее содрогается мысль человека.
Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастия — таков высший долг для всех государств».
1898 г.
Жители Иркутска встречали первый поезд. Паровоз был украшен цветами и флагами, а на вокзале присутствовал сам губернатор.
В 1897 г. сибирский железнодорожный путь пришел в Иркутск: в городе и губернии строились станции, депо, вокзалы.
На реке Иркут был возведен деревянный мост. Строительством руководил инженер В. Попов. В 1898 г. через мост пустили пробный локомотив. По рассказам очевидцев, В. Попов сел в локомотив с револьвером в руке. Когда инженера спросили, зачем он брал револьвер, Попов сказал: «Если бы мост не выдержал, я бы застрелился». Деревянный мост выдержал испытание и простоял еще 10 лет.
1903 г.
С.Ю. Витте уволен с поста министра финансов.
А. Левченков «Министр финансов граф Витте С. Ю.»
1904 г.
Под Ляояном началось первое (из трех) генеральных сражений Русско-японской войны. И в русской армии и в стране господствовала уверенность в победе. Численность обеих сторон была примерно одинаковой. Как раз перед боем были получены добрые вести из Порт-Артура: гарнизон успешно отразил первый неистовый приступ врага, длившийся две недели, японцы потеряли 15 тыс. человек.
Сражение под Ляояном. Художник Ф. Нейман
1904 г. Икона Торжество Пресвятой Богородицы (Порт - Артурской «на двух мечах»)
Эта икона явилась в декабре 1903 г. простому матросу Федору, защитнику Севастополя. Матерь Божия открыла матросу, что будет война и что она поможет русскому воинству, если будет написан ее образ и принесен в г. Порт-Артур. Он поехал к старцам Киево-Печерской Лавры и рассказал им о видении. Старцы молились, чтобы узнать от Бога явление сие или нет. И только тогда, когда японцы напали на Порт-Артур, ни у кого не осталось сомнений, что это явление было откровением. Матерь Божия явилась держащей на воздетых руках плат с образом Спаса Нерукотворного. Порт-Артурская икона Божией Матери стала первым русским знаменем, символом русской симфонии, в ней неотделима икона и знамя, Церковь и государство. Как будто бы забытый русскими воинами стяг Матерь Божия подняла, возвысила и напомнила о нем. Образ, позже нареченный Порт-Артурским, стал откровением о том, что Матерь Божия, как и прежде, была и остается Взбранной Воеводе Русской земли.
Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы"
Долгое время эту вторую, явленную в Царствование Царя-Мученика икону считали утраченной. Но 4/17 февраля 1998 г. икона была неожиданно чудесным образом обретена Владивостокскими паломниками в Святой Земле. Настоятель Успенского храма во Владивостоке иеромонах, а ныне епископ Сергий (Чашин) обнаружил ее в лавке старьевщика и при помощи сестер Горненской обители выкупил ее.
1905 г.
На заседании Портсмутской конференции 16 августа, русская делегация огласила свое предложение. Она отказывала в контрибуции, соглашаясь только уплатить за содержание русских пленных в Японии; она соглашалась уступить южную часть Сахалина при условии безвозмездного возвращения северной, и обязательства не возводить на острове укреплений и гарантировать свободу плавания по Лаперузову проливу. «Российские уполномоченные имеют честь заявить, по приказу своего Августейшего Повелителя, что это — последняя уступка, на которую Россия готова пойти с единственной целью придти к соглашению». Россия также отвергла выдачу судов, укрывшихся в нейтральных портах и ограничения своего флота на Д. Востоке.
Переговоры в Портсмуте (1905)
После короткого молчания, главный японский делегат Комура ровным голосом сказал, что японское правительство, в целях восстановления мира, принимает эти условия!
Внезапное решение японской делегации только показало, насколько Николай II более правильно оценивал шансы сторон. Его готовность продолжать войну была реальной, тогда как Япония продолжать войну уже не могла. Япония была гораздо более истощена, чем Россия. Она была истощена уже к концу мая, и только заключение мира спасло ее от крушения или полного поражения в столкновении с Россией.
1949 г.
На Семипалатинском полигоне была успешно испытана первая русская ядерная бомба. Ядерное мировое господство США было подорвано.
1991 г.
Парад суверенитетов бывших союзных республик СССР.
бывшие советские республики
1991 г.
Российский парламент запрещает деятельность Коммунистической партии и накладывает арест на партийное имущество.
2002 г. Зосима
В миру Иван Сокур, схиархимандрит, прозорливый старец. С 1951 г. жил в г. Авдеевке Донецкой обл., где окончил школу в 1961 г. В 1965 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1974 г. в Ленинграде окончил духовную академию и, защитив диссертацию, получил степень кандидата богословских наук. В том же 1974 г. принял монашеский постриг с именем Савватий и сразу же был рукоположен в диаконы и иеромонахи. Свою духовно-пастырскую деятельность вел в Донбассе, куда был направлен в 1976 г.
Схиархим. Зосима (Сокур)
Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как в России о. Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Почил Зосима через 3 дня после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно.
Оставленное им завещание является важным документом всей Русской Церкви: «Строго держитесь Русской Православной Церквии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, т.к. они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.
Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.
О. Зосима (Сокур)
В монастырях создать действенную Воскресную школу для подрастающих детей, нашего будущего. Телевизоров и прочей сатанинской видеотехники в монастыре никогда не должно быть.
В обители основными языками должны быть церковнославянский и русский, остальные — по мере необходимости.
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение…».