+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 20.04.2024 по Неве и Большой Неве разводятся мосты: Дворцовый с 01:10 до 01:40, Троицкий с 01:20 до 01:40. Сампсониевский и Гренадерский по Большой Невке разводятся по графику.

 

Все понятно!

Общая длина: 50 м

Водная преграда: р. Фонтанка

Архитекторы: скульптор П.К. Клодт

Год открытия: 1841

Инженеры: И.Ф. Буттац, А.Х. Редер

Ширина моста: 38,2 м

Аничков мост на карте

Характеристики моста

Аничков мост, перекинутый через реку Фонтанку в створе Невского проспекта, соединяет Спасский и Безымянный острова. Это трехпролетное сооружение на каменных опорах, облицованных гранитом. Пролетное строение выполнено в виде трех пологих сводов, выложено из кирпича и облицовано гранитом.

Длина моста по задним граням устоев – 50 метров, ширина между осями перил–38,2 метров.

История моста

Аничков мост (бывший Невский 1739-1747) расположен в створе Невского проспекта, проложенного в 1711 году. Он был в те времена большим трактом, по которому в город двигались обозы. Это была первая бревенчатая дорога в Петербурге, которая получила название «Большой першпективы». Одновременно с прокладкой дороги в 1715 году Петр I издал указ: «За большой Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост». Свое название получил по имени его строителя инженера подполковника М.О. Аничкова. Это был первый деревянный мост через р. Фонтанку, длиной порядка 150 м, а по ширине пропускал лишь одну подводу. Опоры моста были свайные.

В 1721 году был перестроен под руководством Германа фон Болеса также в деревянный, но с подъемной частью для прохода небольших судов и барж. Мост состоял из 18 арок и одной подъемной части. В 1741 году мост был усилен для пропуска по нему 14 слонов — индийского подарка русской императрице от персидского шаха.

В 1749 году вновь был перестроен с ликвидацией подъемной части. Фасад моста был обшит досками и оформлен под гранит с разрисовкой под каменные русты.

В 1785 году сооружается трехпролетный каменный мост со средним разводным пролетом и башнями на быках по типу Старо-Калинкина и Чернышева (ныне Ломоносова) мостов. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами. Средний пролет перекрыт деревянной балкой.

В 1841 году Аничков мост вновь перестраивается по проекту инженера И.Ф. Буттаца. Старый узкий мост был разобран и на его месте был построен трехпролетный каменный мост, перекрытый пологими кирпичными сводами, очерченными эллиптическими кривыми. Фасады облицованы гранитом. На мосту установлено чугунное ограждение высокохудожественного литья с изображениями русалок и гиппокампов — мифологических морских коней с рыбьими хвостами. (Это копия решетки Дворцового моста через Шпрею в Берлине, построенного архитектором К.Ф. Шинкелем). На гранитных монументальных постаментах и устоях моста в 1841-1850 г.г установлены четыре художественные группы П.К. Клодта «Укрощение коня».

В первые годы эксплуатации Аничкова моста возникли деформации в сводах, за которыми было установлено наблюдение. В 1843 г. своды были укреплены. К 1902 году эти деформации в несущих элементах достигли опасных размеров. Возникновение их объяснялось ненадежностью связи разных материалов, жесткой гранитной облицовки с легкосжимаемой кирпичной кладкой свода, и ненадежной изоляцией. В места сопряжения разнородных каменных материалов затекала вода, разрушавшая своды под воздействием морозов, ветров и т.д.

В 1907-1908 гг., в связи с постройкой трамвайных линий была проведена реконструкция Аничкова моста под руководством П.В. Щусева, который впервые перестройку сводов производил секциями, оставляя швы незаполненными.

В 1941 году скульптурные группы коней были сняты с пьедесталов и зарыты в саду при Дворце пионеров. 1 мая 1945 года скульптурные группы были вновь установлены на пьедесталах моста. Поврежденные в войну гранитные пьедесталы и чугунные ограждения были немыми свидетелями героической обороны города. Об этом напоминает бронзовая доска с надписью, укрепленная на одном из пьедесталов в декабре 1972 года.

В 2000 г. произведена реставрация скульптурных групп. В июне сняты 2 группы с низовой стороны, в октябре — 2 группы с верховой стороны.

В 2007–2008 годах пролетное строение переправы капитально отремонтировали. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд», а строительные работы выполнило ЗАО «Пилон». В рамках капитального ремонта произведена вычинка кирпичной кладки сводов в местах локальных вывалов и сильно деструктированных зон кладки, инъектирование  кирпичной кладки сводов цементным раствором под давлением, замена гидроизоляции пролетного строения и асфальтобетонного покрытия проезжей части, реставрация гранитных тротуарных плит и чугунных решеток перильного ограждения. Движение по Невскому проспекту на время ремонта не закрывали.

Дополнительная информация

Аничков мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. 

Скульптурные композиции, установленные на мосту, находятся на музейном учете в Государственном музее городской скульптуры (ГМГС) и включены в Музейный фонд Российской Федерации. ГМГС проводит реставрацию скульптур, периодическую профилактическую промывку и регулярно устраняет последствия актов вандализма.