+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

 В ночь с 18.08.2017 на 19.08.2017 мосты по Неве, Большой  и Малой Неве разводятся.

Все понятно!

Аничков мост (бывший Невский)

Россия, Санкт-Петербург
Аничков мост (бывший Невский)

Ширина моста: 37,9 м

Водная преграда: р. Фонтанка

Общая длина: 54,6 м

Год открытия: 1841

Архитекторы: А.П.Брюллов

Аничков мост (бывший Невский) на карте

Аничков (бывший Невский 1739-1747) мост расположен в створе Невского проспекта, проложенного в 1711 году. Он был в те времена большим трактом, по которому в город двигались обозы. Это была первая бревенчатая дорога в Петербурге, которая получила название «Большой першпективы». Одновременно с прокладкой дороги в 1715 году Петр I издал указ: «За большой Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост». Свое название мост получил по имени его строителя инженера подполковника М.О. Аничкова. Это был первый деревянный мост через р. Фонтанку, длиной порядка 150 м, а по ширине пропускал лишь одну подводу. Опоры моста были свайные.

В 1721 году мост был перестроен под руководством Германа фон Болеса также в деревянный, но с подъемной частью для прохода небольших судов и барж. Мост состоял из 18 арок и одной подъемной части. В 1741 году мост был усилен для пропуска по нему 14 слонов — индийского подарка русской императрице от персидского шаха.

В 1749 году мост вновь был перестроен с ликвидацией подъемной части. Фасад моста был обшит досками и оформлен под гранит с разрисовкой под каменные русты.

В 1785 году сооружается трехпролетный каменный мост со средним разводным пролетом и башнями на быках по типу Старо-Калинкина и Ломоносова мостов. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами. Средний пролет перекрыт деревянной балкой.

В 1841 году мост вновь перестраивается по проекту инженера И.Ф. Буттац, архитектора А.П. Брюллова. Старый узкий мост был разобран и на его месте был построен трехпролетный каменный мост, перекрытый пологими кирпичными сводами, очерченными эллиптическими кривыми. Фасады облицованы гранитом. На мосту установлено чугунное ограждение высокохудожественного литья с изображениями русалок и гиппокампов — мифологических морских коней с рыбьими хвостами. (Это копия решетки Дворцового моста через Шпрею в Берлине, построенного архитектором К.Ф. Шинкелем). На гранитных монументальных постаментах и устоях моста в 1841-1850 г.г установлены четыре художественные группы П.К. Клодта «Кони с возничими».

В первые годы эксплуатации моста возникли деформации в сводах, за которыми было установлено наблюдение. В 1843 г. были укреплены своды моста. К 1902 году эти деформации в несущих элементах достигли опасных размеров. Возникновение их объяснялось ненадежностью связи разных материалов, жесткой гранитной облицовки с легкосжимаемой кирпичной кладкой свода, и ненадежной изоляцией. В места сопряжения разнородных каменных материалов затекала вода, разрушавшая своды под воздействием морозов, ветров и т.д.

В 1907-1908 гг., в связи с постройкой трамвайных линий была проведена реконструкция моста под руководством П.В. Щусева, который впервые перестройку сводов производил секциями, оставляя швы незаполненными.

В 1941 году скульптурные группы коней были сняты с пьедесталов и зарыты в саду при Дворце пионеров. 1 мая 1945 года скульптурные группы были вновь установлены на пьедесталах моста. Поврежденные в войну гранитные пьедесталы и чугунные ограждения были немыми свидетелями героической обороны города. Об этом напоминает бронзовая доска с надписью, укрепленная на одном из пьедесталов в декабре 1972 года.

В 2000 г. произведена реставрация скульптурных групп. В июне сняты 2 группы с низовой стороны, в октябре — 2 группы с верховой стороны. Капитальный ремонт моста произведен в 2008 г.

Мост находится под охраной КГИОП.