+7 (812) 577-78-43
+7 (812) 577-78-43
23 декабря 2016 года исполняется ровно 100 лет со дня открытия постоянного Дворцового моста через Неву. Специалисты СПб ГБУ «Мостотрест» подготовили к юбилею эксклюзивный материал — «100 фактов о Дворцовом мосте». Каждый день мы будем сообщать вам новый факт.
Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста — один из всемирно известных символов Санкт-Петербурга.
Дворцовый — разводной мост через Большую Неву. Соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. Находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади.
Длина Дворцового моста — 253 метра, ширина — 31,6 метра. Масса металлических пролетных конструкций — 4868 тонн, противовесов — 2800 тонн.
Дворцовый мост — пятипролетный, металлический с разводным пролетом посередине. Постоянные пролеты перекрыты двухпролётными металлическими клепанными сквозными фермами балочно-неразрезной системы с криволинейными поясами.
Дворцовый — один из самых значительных мостов в мире по размерам отверстия разводного пролета (56,6 метров) и сложности разводных механизмов.
В навигацию 2016 года Дворцовый мост разводится и наводится дважды: с 1.25 до 2.50 и с 3.10 до 4.55.
На месте современного Дворцового моста задолго до его появления существовал лодочный перевоз.
В начале 1850-х годов Петербургский биржевой комитет подал прошение царю — переместить Исаакиевский мост, находившийся ниже по течению, к Зимнему дворцу. Цель — создание переправы к Торговому порту и Бирже на Стрелке Васильевского острова.
Плашкоутный, или наплавной мост, опирался на несколько несамоходных плоскодонных судов и деревянные береговые опоры. По проекту инженера И.К. Герарда он был перенесен на новое место — к Зимнему дворцу с выходом на Стрелку Васильевского острова и назван Дворцовым.
Наплавной Дворцовый мост был открыт 10 декабря 1856 года. В этом году он бы тоже отпраздновал свой юбилей — 160 лет.
На месте наплавного Исаакиевского моста, соединявшего Университетскую набережную и Сенатскую площадь, остались подводы по обеим сторонам реки. В 1991 г. по проекту архитектора В. М. Иванова на Университетской набережной была установлена мемориальная доска.
В 1896 году Дворцовый мост переместили ниже по течению Большой Невы и поставили на то место, где стоит нынешний мост. Наплавной деревянный мост был с перильным ограждением, с масляными фонарями, широкой проезжей частью, по которой проходил рельсовый путь конки, а с 1911 года – трамвая.
«Скрипя, качался … наплавной Дворцовый мост, настил моста прикреплялся к баржам толстыми, желтыми, как будто наканифоленными, канатами. Скрипели канаты, пахло смолой; мост звучал басовито и неторопливо» (мемуары «Город нашей юности», Виктор Шкловский, писатель).
(Ви́ктор Бори́сович Шкло́вский, 1893–1984, русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист)
К концу XIX века плашкоуты начали протекать и тонуть. В 1882 году общественные организации предложили заменить наплавной Дворцовый мост постоянным. Однако тогда власти Санкт-Петербурга не решились на начало строительства.
Для разработки проекта общего облика и конструкции Дворцового моста потребовалось проведение трех международных конкурсов. Однако даже «высочайше утвержденный» проект архитектурного убранства вызвал неоднозначные оценки и продолжал корректироваться.
В 1901 году был объявлен конкурс на лучший проект моста. В комиссию по строительству было предоставлено 26 проектов Дворцового моста, из которых 16 были разработаны русскими специалистами, а 10 были присланы из-за рубежа. В июне 1903 года вне конкурса был представлен проект французской фирмы «Батиньоль», которая создавала Троицкий мост. Ни один проект не был принят.
Проекты мостов, подаваемые на конкурсы, всегда имели девизы. Так, в числе проектов Дворцового моста, допущенных к участию в первом конкурсе, были: «Опытом к цели», «Fluctuatnecmergitur», «Белыйкорабль»; «Oliva», «1902 год», «Соло», «Concordia», «Москва-белокаменная», «Полярная Звезда», «Вечно», «Окно в Европу», «Нева», «Консоль», «Via».
Второй конкурс проектов Дворцового моста проходил в 1903–1904 годах. Городская Дума одобрила проект пятипролетного моста с разводной частью посередине, предложенный фирмой «Батиньоль» весной 1904 года. Проект в общих чертах предвосхищал то сооружение, которое было впоследствии осуществлено.
2 июня 1904 года Городской Голова обратился к представителю строительной фирмы «Батиньоль» г-ну Ландау (по проекту этой фирмы строился Троицкий мост): «Согласно ли общество «Батиньоль» составить полный детальный проект и смету на постройку Дворцового моста… и уступить этот проект городу?» Фирма ответила отказом, так как хотела сама строить Дворцовый мост.
Третий конкурс проектов Дворцового моста проходил в 1908–1909 годах. В финал вышли два проекта пятипролетного моста: общества Коломенского завода и фирмы «Батиньоль». Победил проект Коломенского завода.
Дворцовый мост должен стать «художественной связью между красотой Томоновской набережной с Биржей, ростральными колоннами, Академией Наук Кваренги и местом, занятым Адмиралтейством и Зимним Дворцом», — говорилось в описании проекта, утвержденного городской Думой 23 июня 1910 года. (Томоновской набережной авторы проекта назвали стрелку Васильевского острова, чей архитектурный ансамбль создал великий архитектор: Ж-Ф. Тома де Томон).
Сооружение постоянного Дворцового моста было начато в октябре 1911 году по выигравшему конкурс проекту инженера Андрея Павловича Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. На чертеже исполненного Мельцеромфасада моста 15 января 1911 года царем Николаем II было начертано: «Одобряю».
Пшеницкий Андрей Павлович – инженер путей сообщения, мостостроитель, профессор. Родился 29 ноября 1869 года в Польше. В 1898 году окончил Институт Путей Сообщения и до 1919 года работал в Департаменте управления городскими мостами в Санкт-Петербурге. Принял участие в проектировании, строительстве и реконструкции 43 мостов, в том числе 4 разводных. В конце 1919 года уехал в Эстонию, затем в Варшаву, где умер 5 августа 1941 года.
Мельцер Роман Федорович (Роберт-Фридрих) – русский архитектор и художник, архитектора Высочайшего Двора. Родился в Петербурге 20 марта 1860 года. Учился в Академии художеств. В 1900 году был назначен главным архитектором русского павильона на Всемирной выставке в Париже. Принимал участие в создании интерьеров царских резиденций в Зимнем и Аничковом дворцах, в Александровском дворце в Царском Селе, императорском дворце в Ливадии. Автор проекта архитектурного убранства Дворцового моста через реку Неву в Санкт-Петербурге. После революции 1917 года эмигрировал, скончался в Нью-Йорке в мае 1943 года.
В 1911 году Городская Дума заключила договор с Обществом Коломенского завода на сумму 4.400.000 рублей. Контракт предусматривал, что строительство будет вестись только с использованием отечественных материалов, силами русских рабочих и инженеров.
После начала строительства постоянного моста, в 1912 году, наплавной был перенесен обратно к Сенатской площади, где находился до 1916 года, пока не сгорел от искры проходившего по Неве буксира.
Строительство велось почти пять лет. Наводнение 17 апреля 1914 года повредило строящиеся опоры. Затем началась Первая Мировая война, пошли перебои с поставкой металлических конструкций, не стало хватать денег и рабочей силы.
Литые чугунные арки, изготовленные Коломенскими заводами под Москвой, прибывали водным путем и устанавливались на месте.
Архитектурное решение Р-Ф. Мельцера было помпезным. Фасады моста должны были завершиться карнизами, на которых размещались «картуши, выполненные из толстого железа, ручной ковки и чеканные». Для освещения на мосту устанавливались 8 малых фонарей и 4 грандиозных башни-фонаря на опорах разводного пролета. Внутри этих башен, высота которых превышала высоту Зимнего дворца, размещались одноместные лифты для электромонтеров и балконы для доступа к ним. Снаружи башни обильно украшались скульптурой, орнаментами, картушами, коронами. На каждом постаменте башен-фонарей намечалось установить по две статуи, высеченные из монолитного гранита. Перила были сложного рисунка «с коваными и чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа».
23 января 1913 года на заседании «Экспертной комиссии по постройке Дворцового моста» представитель Техническо-строительного комитета архитектор А.Э.Жибер выступил против установки на мосту больших фонарей, сказав, что фонари «в действительности поднимутся в пространстве … выше Зимнего дворца, а также значительно выше расположенных на обоих берегах реки зданий, а именно павильона Адмиралтейства, академии наук, биржи и проч., образуя новую архитектурную массу среди свободного до сего времени пространства над рекою, обуславливающего спокойно-величественный вид гранитных набережных в связи с окружающею архитектурною обстановкою».
29 декабря 1915 года высочайшее одобрение получило архитектурное решение, где большие фонари, скульптуры у фонарей заменены четырьмя бронзовыми чеканными золочеными орлами, обращенными к воде. Решетка чугунная, а на опорах разводного пролета заменена каменною балюстрадой. Большие фонари понижены и упрощены.
На разводном пролете был уложен деревянный настил. На мосту было установлено деревянное перильное ограждение, верхние части опор были обшиты деревом, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях были установлены фанерные.
Из всех невских мостов, построенных до 1917 года, Дворцовый мост, задумывавшийся как самый архитектурно богатый и совершенный, стал в эстетическом плане самым простым и лаконичным.
Перед открытием моста, 17 декабря 1916 года его проверили на прочность: 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов в каждом одновременно въехали на мост и заняли все пролеты.
Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Дворцовый стал последним разводным мостом, построенным при Российской Империи. Он проектировался Санкт-Петербурге, открытие состоялось в Петрограде, а эксплуатация долго велась в Ленинграде.
На открытии Дворцового моста не было никого из представителей царской династии, отсутствовал городской Голова П.И. Лелянов. Из числа приглашенных присутствовала едва ли одна десятая часть. Ленточку при открытии моста разрезал Товарищ (заместитель) городского головы Д.И. Демкин.
Как писали «Известия Санкт-Петербургской городской Думы» в апреле 1917 года, «Новый Дворцовый мост, которому предполагается присвоить наименование «Мост свободы», должен представить русскому искусству возможность с наибольшей мощью проявить себя в увековечении великих события наших дней». Было решено объявить новый конкурс с привлечением к нему всех художников, архитекторов и скульпторов России. Однако, конкурс не получил развития.
В 1916 году Дворцовый мост был сдан с недоделками. Плохая гидроизоляция при кладке опор разводного устройства Дворцового моста стала причиной просачивания невской воды в колодцы, куда опускались противовесы при подъеме разводных крыльев моста. Со временем заполнение колодцев водой усиливалось, так что приходилось постоянно откачивать воду насосами.
В архиве СПб ГБУ «Мостострест» находится письмо главного инженера Общества Коломенского завода Главному городскому инженеру по постройке Дворцового моста, датированное 10 ноября 1917 года. Счет за разводки моста в течение октября 1917 года составил 3823 рубля 65 копеек.
Есть мнение, что инженер Пшеницкий допустил ошибку при проектировании: разведенный мост закрывает собой Кунсткамеру и Адмиралтейство. Однако избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.
В 1918 году автор проекта и строитель Дворцового моста инженер А.П.Пшеницкий был награжден большой золотой медалью имени профессора Л.Ф. Николаи, которая присуждалась раз в 10 лет.
После Февральской революции Дворцовый планировали переименовать в мост Свободы, но не успели. В октябре 1918 года его назвали Республиканским. Историческое название было возвращено мосту 16 декабря 1952 года.
В 1939 году деревянные перила моста заменены литой чугунной решеткойс советской символикой – звездой и знаменами.Решетки отлиты скульптором И.В. Крестовским по рисунку архитектора Л.А. Носкова. Предполагавшиеся проектом большие украшенные орлами фонарные столбы так и не были установлены.
На Дворцовом мосту установлены литые решетки перильного ограждения, собранные из 156 секций длиной 2,80 метра каждая.Вес одного погонного метра решетки — 280кг.
В 1939 годудеревянную торцовую мостовую заменили асфальтобетонным покрытием. Деревянный дощатый настил остался только на разводном пролетном строении. Трамвайные рельсы высотой 135 мм заменили на новые, более мощные, высотой 180 мм типа «Феникс».
По проекту реконструкции Дворцового моста, утвержденному в 1939 году, на опорах разводного пролета должны были быть построены два павильона управления — такие же, как на мосту Лейтенанта Шмидта. Павильоны должны были иметь два этажа: верхний непосредственно внутри павильона на уровне проезжей части, нижний – в глубине тела опор. Павильоны планировались круглым, площадью 21,0 кв. м каждый. Снаружи павильоны должны были быть облицованы гранитными плитами толщиной 150 мм. Кровля павильонов железобетонная, снаружи покрытая железом в виде чешуи. Из-за войны этот проект не был реализован.
В 1940 году на Дворцовом мосту были установлены измерительные приборы и маяки для долговременных наблюдений за состоянием моста.
В годы Великой отечественной войны на Дворцовом мосту проводились только неотложные ремонтные и восстановительные работы, вызванные повреждениями от артобстрелов и бомбардировок: невские мосты были стратегическими объектами и потому — одними из основных целей врага.
В январе 1943 года в разводной пролет Дворцового моста попала авиабомба. После удара о третью ферму бомба соскользнула в воду и разорвалась на глубине 4,5 метра. Бомбавызвала разрушения во многих местах моста. Работники «Ленмостостроя» в тот же день начали восстановительные работы.
Через 12 лет после окончания войны, в 1956-1957 годах, деревянные парапеты на устоях и промежуточных опорах были заменены на гранитные.
Вплоть до реконструкции 1976-78 года некоторые элементы конструкций Дворцового моста оставались деревянными.
Фактически сооружение Дворцового моста можно было считать завершенным лишь в конце семидесятых, когда в ходе реконструкции 1976–78 годов были достроены опоры разводного пролета.
В 1976–78 годах мост был реконструирован по проекту архитекторов Ю.И. Синицы и М.В. Винниченко и инженеров Т.Д. Ивановой, В.И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, произведена модернизация разводного пролета. Деревянную проезжую часть заменили на стальную ортотропную сполимерным покрытием.
В 1970-е годы при ремонте механизмов разводного пролета противовесы каждого крыла утяжелили на 225 тонн. Утяжеление производилось чугунными отливками с размером 400´100´100 мм. По имеющемуся в архиве «Мостотреста» исполнительному чертежу на заднюю стенку противовесов каждого крыла было уложено 22 тонны, на боковые стенки – 135 тонн, на хвостовые части ферм – 68 тонн.
Из-за недоделок, с которыми мост был сдан в 1916 году, в колодцы, куда при разводке опускаются противовесы, поступала вода. Устранить этот дефект удалось лишь в начале девяностых совместно со специалистами Института гидротехники. По итогам этой работы в 1992 году на международном симпозиуме по мостостроению был сделан доклад: «Укрепительное инъектирование и противофильтрационное уплотнение конструкции подводной части опоры разводного пролета Дворцового моста в Петербурге».
В 1997 году с Дворцового моста были сняты трамвайные пути, для этого выполнили работы по регулировке уравновешенности разводного пролетного строения.
Летом 1997 года по инициативе и под руководством директора «Мостотреста» Ю.А. Петрова были выполнены работы по ночной подсветке. Дворцовый мост стал третьим мостом после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим такую подсветку.
В 1997 году Дворцовый мост отремонтировали. В частности, были заменены столбы освещения и контактной сети для трамваев и троллейбусов — конструкции столбов разработаны специально для Дворцового моста. В объединении «Реставратор» изготовили новые светильники – шестигранные цилиндры с мощными ртутными лампами. Светильники парами навешивались на кронштейны вверху столбов и создавали хорошее освещение проезжей части и тротуаров.
14 ноября 1997 года состоялся праздник «Дворцовый мост зажигает огни» с пушечным залпом Петропавловской крепости и фейерверком, а на мосту танцевали дамы в кринолинах с кавалерами в камзолах.
В начале 2000-х годов директор «Мостотреста» Ю.А.Петров выдвинул идею: воплотить в жизнь проект архитектора Мельцера и подарить Дворцовому мосту пышное убранство, которого он, без сомнения, заслуживает. Возможно, эта мечта когда-нибудь исполнится.
Напомним: по проекту, который не был осуществлен из-за начала I Мировой войны, на мосту планировалось установить четыре башни-фонаря, каждыйвыше 20 метров, украшенные статуями или золочеными орлами, орнаментами, картушами и коронами.
К началу XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Так, износ подшипников осей вращения и подвешивания противовесов достиг десятков миллиметров, что многократно превышало все допустимые нормы. В металлоконструкции пролетных строений возникла значительная коррозия. Весь привод и элементы механического оборудованияморально устарели.
Капитальный ремонт Дворцового моста начался 21 октября 2012 года, генеральным подрядчиком выступило ЗАО «Пилон». Проект реконструкции разработали специалисты ЗАО «Институт «Стройпроект». Предстояло полностью разобрать разводной механизм и заменить его новым. Первоначально планировалось полностью закрыть мост для движения.
Дворцовый был и остается важнейшей транспортной артерией Санкт-Петербурга. Если его перекрыть, автомобильное движение в городе встанет во всех районах. Поэтому в 2012 году руководство ЗАО «Пилон» приняло беспрецедентное решение:в ходе реконструкциивсе работы производить с лишь частичным закрытием движения, участками, с ограничением движения по двум полосам.
Во время ремонта моста в 2012–2013 годах основной транспортный поток, в том числе троллейбусы, перевели на Благовещенский мост. Переустройство контактной сети для движения четырех маршрутов троллейбусов заняло всего полтора месяца.
Наиболее сложные работы были связаны с ремонтом конструкций разводного пролетного строения, опор разводного пролета и полной заменой механического оборудования. К 22 декабря 2012 года сооружена временная опора. Чтобы можно было закрыть мост для движения, работы велись по ночам. Тридцатиградусные морозы, обледенение, штормовые ветры – ничто не могло изменить график производства работ.
29 мая 2013 года состоялась первая проводка кораблей под обновленным разводным пролетом Дворцового моста.
19 октября 2013 года Дворцовый мост был торжественно открыт после реконструкции. Губернатор Георгий Полтавченко поздравил строителей, проектировщиков и горожан с важным событием, отметив, что реконструкция Дворцового моста – это один из крупнейших и уникальных проектов последних десятилетий. После этого он нажал символическую красную кнопку, дав команду к наводке моста.
Открывая мостпосле ремонта, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал Приказ об открытии Дворцового моста, стилизованный под начало XX века, где говорилось:
«Сегодня 19 октября 2013 года данной мне властью Губернатора приказываю:
1. Открыть движение гужевого и автомобильного транспорта по всей ширине переправы, соединяющей Центральную, Адмиралтейскую и Василеостровскую части града Петра.
2. Два раза в ночь для пропуска судов больших, поднимать крылья Дворцового моста механизмом новым, гидравлическим.
3. Включить освещение и украсить переправу фонарями для радости взгляда горожан и приезжих господ.
4. Праздник объявляю открытым для всех причастных к выполненному делу великому.
В чем собственноручно расписываюсь и подпись свою печатью закрепляю.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко».
На Дворцовом мосту сохранились металлоконструкции, установленные еще в 1916 году. От новых конструкций их можно отличить по массивным заклёпкам и основательному внешнему виду.
При последней реконструкции разводного пролета, вместо сварки, применены специальные высокопрочные болты с круглой головкой, имитирующей форму старинной заклепки. Такой декоративный эффект помог в деталях сохранить облик моста начала ХХ века.
С 1916 года до реконструкции 2013 года разводка моста осуществлялась с помощью электромеханического привода, напоминающего по устройству механизм часов. Разводная система состоялаиз цельнолитых шестерней, которые надо былопостоянно смазывать вручную.
Через Дворцовый мост в среднем проходит более четырех тысяч автомобилей в сутки.
Проект перевода механизма разводки Дворцового моста на гидропривод был разработан институтом «Ленгипротрансмост» еще в 1964 году. Но реализован этот проект только при реконструкции моста в 2012–2013 годах.Электромеханический привод заменен на современную гидравлику, надежную и легкую в управлении.
«Сердце» Дворцового моста — немецкое гидравлическоеоборудование, ресурс которого составляет около 50 лет.
Дворцовый — один из последних мостов Петербурга, который перешёл на гидравлическую систему. Сейчас механический привод остается только на Биржевом мосту.
Оба крыла имеют абсолютно одинаковое наполнение оборудованием. Опоры похожи друг на друга, как в визуальном, так и в техническом плане.
Когда привод моста был электромеханическим, то накаждой из его опор,в которых механизмы находились, былорасположено более 1000 масляных каналов для их смазки.
Для того, чтобы развести мост, нужно его расклинить. Противовес поднимается, стойки подклинки выводятся, затем противовес опускается, перенося всю нагрузку на хвостовую часть крыла. Огромные многотонные противовесы опускаются в огромный колодец, глубина которого примерно на полтора метра ниже уровня Невы.
Весь цикл разводки Дворцового моста занимает 5 минут. За такое же время мост наводят. В период навигации разводка проводится дважды за ночь.
По статистике «Мостотреста» среднее количество разводок за последние 5 лет составило порядка 300 в год.
Гидравлические контуры и другие системы Дворцового моста дублированы и надежно защищены. Это — гарантия того, что разводка будет выполнена при любых обстоятельствах.
На Дворцовом мосту работает бригада из 6-ти человек.
Начальник бригады Сергей Владимирович Матвеев работает на Дворцовом мосту уже 37 лет, с 11 ноября 1979 года. Его супруга, Матвеева Ольга Александровна, в штате «Мостотреста» с 1982 года. Их сыновья также связали жизнь с мостами: Сергей Сергеевич (старший сын) и Павел Сергеевич (младший сын) работают механиками Тучкова и Троицкого мостов соответственно.
Специальных учебных заведений, где обучают этой профессии, не существует. Необходимое образование - высшее или среднее техническое: инженерное, электротехническое. Плюс опыт старших наставников, а затем — и собственный.
Контроль безопасности на мосту во время разводки производится с помощью 16 камер видеообзора. Изображение выводится на пульт управления. Когда ограждения устанавливают, с камер хорошо видно, нет ли посторонних на месте разводки.
Пульт управления разводкой находится в одной из опор моста со стороны Васильевского острова. Именно из этого помещения, оборудованного по последнему слову техники, осуществляется контроль за всеми внешними и внутренними системами Дворцового моста.
Вся информация выводится на огромный сенсорный экран посреди массивной панели. Программа специально написана для Дворцового моста с учётом столетнего опыта эксплуатации, она учитывает все особенности работы моста.
На мониторах пульта управления разводкой моста берега называются по-домашнему: «Зимний», он же «Там», и «Васька», он же «Здесь».
Навигация продолжается 8 месяцев, с апреля по ноябрь. В остальные 4 месяца механики ведут кропотливую и очень ответственную работу по техническому обслуживанию, ревизии и наладке систем разводки.
В навигацию, по подсчетам механиков Дворцового моста,за ночь под раскрытыми «крыльями» может проходить до 50 судов.
За проводку судов под разведенными мостами Санкт-Петербурга отвечает ФБУ «Администрация «Волго-Балт» — одно из ведущих воднотранспортных предприятий России. Задача бригады Дворцового и других мостов «Мостотреста» - обеспечить разводку по утвержденному графику.
Через дворцовый мост сегодня проходит девять маршрутов городского транспорта: четыре троллейбуса: 1, 7, 10, 11, четыре автобуса: 7, 10, 24, 191 и маршрутка №252. А пешком через мост можно перейти за 5 минут.
На мосту размещено 16 фонарных опор освещения, а всего светильников— 28, потому что на одних опорах висит по два фонаря, а на других — по одному.
В 2015 году отчаянный мотоциклист попытался перепрыгнуть через разводную часть Дворцового моста и чудом остался жив. По рассказам механиков, пролет был поднят примерно на 1 градус.
Кадры с разводящимся Дворцовым мостом можно увидеть в фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969 год).
В 2008 году с 30 мая на 1 июня на поднятых разводных пролетах Дворцового и Троицкого мостов была впервые представлена международная программа короткометражных и анимационных фильмов «Маленькое кино в большом городе».
В августе 2011 и 2012 года петербуржцы и гости города снова смогли посетить самый большой кинотеатр под открытым небом. Крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа превратилось в гигантский экран площадью более 400 квадратных метров. На нем демонстрировались фильмы в рамках арт-форума граффити «graFFFest».
В ночь с 18 на 19 февраля 2015 года, в честь наступления Нового года по восточному календарю, на Дворцовом мосту впервые включили красную подсветку. На конструкциях моста размещены около 700 светильников, они окрасили в насыщенный красный цвет перила, пролеты и нижние инженерные конструкции моста. Акция стала ежегодной.
Молодых механиков, впервые пришедших работать на Дворцовый мост, отправляют искать золотую заклепку. По легенде эту заклепку строители спрятали еще в начале XX века в середине одного из пролетов.
С 22 июля по 25 сентября 2016 года у Дворцового моста проходило уникальное звуковое шоу «Поющие мосты», организованное городским Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ при поддержке СПб ГБУ «Мостотрест». Разведение мостов дополнилось звуками великой классической музыки. Музыкальный контент сформирован из произведений Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Свиридова и Римского-Корсакова и составляет 4 трек-листа по 8–9 произведений в каждом, общей продолжительностью около 20 минут. По замыслу организаторов шоу станет ежегодным.
Сегодня, 23 декабря 2016 года, исполняется ровно 100лет со дня открытия Дворцового моста, всемирно известной «визитной карточки» Санкт-Петербурга.
СПб ГБУ «Мостотрест» от всей души поздравляет всех петербуржцев и гостей нашего города с этой знаменательной датой!