Новости
5 ноября исполняется 60 лет мосту Александра Невского
05.11.2025
Мост Александра Невского связывает правый берег Санкт-Петербурга с центральной частью города. Это самый длинный разводной мост – длина переправы вместе с береговыми сооружениями приближается к километру и составляет 907,7 метров. Кроме того, в пределах города мост Александра Невского – еще и самый высокий мост через Неву. Его разводной пролёт имеет высоту 11 метров и ширину 50 метров. Всего же пролетов семь, разводной находится посередине. Его крылья поднимаются с помощью гидравлического привода, позволяющего произвести разводку моста всего за две минуты.
Проектирование моста через Неву вблизи Александро-Невской Лавры началось ещё в 1930-е годы. Однако активные строительные работы начались только в конце 1950-х, когда на правом берегу начался интенсивный процесс жилищного строительства. После восстановления Ленинграда после Великой Отечественной войны город активно расширялся: новые жилые районы возникали на Охте, разрабатывалась территория бывших Петровских пороховых заводов, осваивались земли возле Пискаревки, Полюстрово и Ржевки. Строительство нового моста стало необходимостью для решения транспортных проблем растущего города, и городские власти определили проект моста как одну из важнейших градостроительных задач.
В 1959 году исполком Ленинградского городского Совета объявил закрытый конкурс архитектурных проектов. Участниками конкурса выступили ведущие советские проектировочные институты Москвы и Ленинграда. Некоторые предложенные варианты отличались чрезмерной дороговизной, другие плохо сочетались с окружающей застройкой, третьи вызывали сомнение в техническом плане. Итоговым решением жюри стало отсутствие первой премии, а вторую получил проект института «Ленгипротрансмост», ставший основой для реализации будущего моста Александра Невского. Главными авторами проекта являлись инженер-конструктор А.С. Евдонин, инженеры К.Л. Клочков и Г.М. Степанов, архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис и Ю.И. Синица. Этот проект стал новаторским в отечественном мостостроении, ряд идей впоследствии получили широкое распространение.
Первоначально объект назывался Староневским мостом, позднее, накануне торжественного открытия, 15 мая 1965 года, официальное наименование было утверждено в честь знаменитого русского князя Александра Невского, покровителя города. 1 ноября 1965 года по мосту прошла колонна тяжелых танков — это были промышленные испытания на прочность конструкции. Торжественное открытие, приуроченное к годовщине Октябрьской революции, состоялось 5 ноября: по мосту открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение.
25 лет назад мост закрыли на капитальный ремонт, который продлился несколько месяцев и был завершен в апреле 2001 года.
Вплоть до конца 2004 года мост являлся самой длинной переправой в границах Петербурга, пока не уступил первенство Большому Обуховскому вантовому мосту.

