+7 (812) 577-78-43
Юбилей Троицкого моста
55-летний юбилей отмечает 5 ноября 2022 года Кировский (ныне Троицкий) мост через Неву: в 1967 году он открылся после масштабной реконструкции. Во время ремонта движение по мосту, в том числе трамвайное, не закрывалось ни на один день.
История
Троицкий мост перекинут через Неву между Марсовым полем в Адмиралтейской части центра Петербурга и Троицкой площадью на Петроградской стороне.
Ранее на этом месте располагалась плашкоутная переправа. Мост назывался Петербургским, а затем Суворовским и был самым длинным и богато украшенным из наплавных мостов Северной столицы.
В 1890-е годы власти Санкт-Петербурга решили навести постоянную переправу через Неву. Провели международный конкурс. Среди участников была, в том числе, знаменитая фирма Александра Эйфеля, которая возвела Эйфелеву башню в Париже. Но лучшим был признан проект французской компании «Батиньоль», предложившей новую технологию, которая позволила снизить расход металла.
В августе 1897 года началось строительство, а 16 мая 1903 года состоялась торжественная церемония открытия моста. В петербургских газетах его назвали парижской красавицей. Отделку проектировали архитекторы Винсент Шаброль и Рене Патульяр. Новый мост получил имя Троицкий, по Троице-Петровскому или Троицкому собору на Петроградской стороне.
В советское время переправа сначала называлась мостом Равенства, а затем Кировским мостом. Историческое имя Троицкому мосту возвратили в 1991 году.
Подробно об истории строительства и всех переименованиях можно прочесть на странице Троицкого моста в разделе «Мосты Петербурга».
Реконструкции и ремонты
В 1964 году, когда Волго-Балтийский водный путь заработал на полную мощность, потребовалась перестройка некоторых невских мостов. Старый Кировский мост, как и его сосед — Литейный мост, имели поворотную систему разводных пролетов, что сильно ограничивало их судоходные габариты. Отверстие разводного пролета Троицкого моста составляла всего 22,8 метров в свету.
Проект реконструкции Кировского моста разработали специалисты института «Ленгипротрансмост» под руководством инженеров Г.М. Степанова, К.П. Клочкова и архитектора Ю.И. Синицы. Они предложили необычную идею: перестроить только левобережную часть моста с разводным пролетом, оставив неизменными пять постоянных пролетов и трехпролетную эстакаду на правом берегу.
Работы по перестройке Кировского моста стартовали в конце 1965 года и продолжались почти два года. На время реконструкции движение по мосту не закрывалось: транспорт, в том числе и трамваи, пустили в объезд по специально построенному временному сооружению. Для разводки временного моста его балки установили на катки.
Работы проводило СУ-1 треста «Ленмостострой». Главной задачей строителей стала реконструкция двурукавного поворотного разводного пролета у левого берега Невы. Вместо него были сооружены новые пролеты: постоянный сталежелезобетонный пролет балочно-разрезной системы и однокрылый металлический разводной пролет раскрывающейся системы.
Старый электромеханический привод Кировского моста заменили современным гидравлическим приводом.
На левобережном устое моста установили гранитные скамьи вдоль парапета, а узкие лестницы перестроили в монументальные спуски с гранитными площадками у Невы.
5 ноября переправу торжественно открыли после реконструкции. Как и открытие Литейного моста, это событие приурочили к 50-летней годовщине Октябрьской революции. В праздничные дни обновленный Кировский мост развели, чтобы провести под его крылом крейсер «Аврора». Отбуксированный на историческое место у моста Лейтенанта Шмидта, корабль символически повторил свой выстрел 1917 года.
За последние 50 лет переправу ремонтировали еще несколько раз. В 1977 году был проведен капремонт проезжей части и тротуаров, установлен гранитный поребрик. Летом 1991 года заменена гидроизоляция проезжей части.
В 2001–2003 годах была выполнена новая реконструкция Троицкого моста. Модернизированы конструкции и механизмы разводного пролета, восстановлен исторический архитектурный облик переправы. Тогда же мост получил художественную подсветку.
Характеристики моста
Троицкий мост — десятипролетный с однокрылым разводным пролетом у левого берега. Длина моста — 582 метра, ширина — 23,5 метров. Отверстие разводного пролёта в свету — 43 метра.
Постоянные пролетные строения сконструированы из консольно-арочных, консольно-балочных и подвесных ферм. Разводной пролет металлический цельносварной с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом.
На постоянных пролетах установлены чугунные перила художественного литья, на разводном пролёте — металлические решетки. Мост украшают гранитные обелиски, украшенные двуглавыми орлами и бронзовыми рострами. На правом берегу расположена трехпролетная каменная аркада длиной 89,9 метра, построенная по проекту инженера Г.Г. Кривошеина.
Для освещения на мосту установлены 16 больших канделябров на 3 плафона каждый и 24 малых канделябра с одним плафоном.
Информация для туристов
С Троицкого моста открывается великолепный обзор. Встав лицом на запад и поворачиваясь по часовой стрелке, можно последовательно увидеть семь мостов: Эрмитажный через Зимнюю канавку, Дворцовый через Большую Неву, Биржевой через Малую Неву, Иоанновский через Кронверкский проток, Литейный через Неву, Прачечный через Фонтанку и Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку.
Выше по течению от Троицкого моста, на набережной Кутузова, расположен причал для прогулочных судов «Летний сад». Отсюда можно отправиться на экскурсию по Неве, рекам и каналам.
По легенде в тридцатые годы XX века знаменитый советский летчик Валерий Чкалов совершил дерзкий полет под Кировским мостом, едва не коснувшись колесами воды. Неизвестно, был ли этот эпизод в действительности, но он вошел в сценарий фильма 1941 года «Валерий Чкалов». Во время съемок этот трюк шестикратно повторил каскадер-летчик Евгений Борисенко.
В правобережной части Троицкого моста его ось пересекает Пулковский меридиан. А на перилах моста есть точка, указывающая на его середину — там, где узоры решетки меняют наклон.