+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 29.03.2024 в целях проверки готовности к навигации разводятся мосты по Неве и Большой Неве: Володарский с 02:00 до 05:45; Большеохтинский с 02:00 до 05:00; Троицкий с 01:20 до 04:50; Благовещенский с 01:25 до 05:00.

 

 

Все понятно!

Юбилей Троицкого моста


55-летний юбилей отмечает 5 ноября 2022 года Кировский (ныне Троицкий) мост через Неву: в 1967 году он открылся после масштабной реконструкции. Во время ремонта движение по мосту, в том числе трамвайное, не закрывалось ни на один день.

История

Троицкий мост перекинут через Неву между Марсовым полем в Адмиралтейской части центра Петербурга и Троицкой площадью на Петроградской стороне.

Ранее на этом месте располагалась плашкоутная переправа. Мост назывался Петербургским, а затем Суворовским и был самым длинным и богато украшенным из наплавных мостов Северной столицы.

Карта 1-й Адмиралтейской части 1849 года. Источник: http://www.aroundspb.ru/

В 1890-е годы власти Санкт-Петербурга решили навести постоянную переправу через Неву. Провели международный конкурс. Среди участников была, в том числе, знаменитая фирма Александра Эйфеля, которая возвела Эйфелеву башню в Париже. Но лучшим был признан проект французской компании «Батиньоль», предложившей новую технологию, которая позволила снизить расход металла.

В августе 1897 года началось строительство, а 16 мая 1903 года состоялась торжественная церемония открытия моста. В петербургских газетах его назвали парижской красавицей. Отделку проектировали архитекторы Винсент Шаброль и Рене Патульяр. Новый мост получил имя Троицкий, по Троице-Петровскому или Троицкому собору на Петроградской стороне.

В советское время переправа сначала называлась мостом Равенства, а затем Кировским мостом. Историческое имя Троицкому мосту возвратили в 1991 году.

Подробно об истории строительства и всех переименованиях можно прочесть на странице Троицкого моста в разделе «Мосты Петербурга».

Реконструкции и ремонты

В 1964 году, когда Волго-Балтийский водный путь заработал на полную мощность, потребовалась перестройка некоторых невских мостов. Старый Кировский мост, как и его сосед — Литейный мост, имели поворотную систему разводных пролетов, что сильно ограничивало их судоходные габариты. Отверстие разводного пролета Троицкого моста составляла всего 22,8 метров в свету.

Поворотный разводной пролет до реконструкции: https://pastvu.com/p/118879

Проект реконструкции Кировского моста разработали специалисты института «Ленгипротрансмост» под руководством инженеров Г.М. Степанова, К.П. Клочкова и архитектора Ю.И. Синицы. Они предложили необычную идею: перестроить только левобережную часть моста с разводным пролетом, оставив неизменными пять постоянных пролетов и трехпролетную эстакаду на правом берегу.

Работы по перестройке Кировского моста стартовали в конце 1965 года и продолжались почти два года. На время реконструкции движение по мосту не закрывалось: транспорт, в том числе и трамваи, пустили в объезд по специально построенному временному сооружению. Для разводки временного моста его балки установили на катки.

Мост с временным объездом

Аэрофотосъемка: http://spb-projects.ru/

Работы проводило СУ-1 треста «Ленмостострой». Главной задачей строителей стала реконструкция двурукавного поворотного разводного пролета у левого берега Невы. Вместо него были сооружены новые пролеты: постоянный сталежелезобетонный пролет балочно-разрезной системы и однокрылый металлический разводной пролет раскрывающейся системы.

Старый электромеханический привод Кировского моста заменили современным гидравлическим приводом.

На левобережном устое моста установили гранитные скамьи вдоль парапета, а узкие лестницы перестроили в монументальные спуски с гранитными площадками у Невы.

Реконструкция 1965–1966 годов: https://pastvu.com/p/139599

Реконструкция 1965–1966 годов: https://pastvu.com/p/158399

Реконструкция 1965–1966 годов: https://pastvu.com/p/298423

Реконструкция 1965–1966 годов: https://pastvu.com/p/145820

Реконструкция 1965–1966 годов: https://pastvu.com/p/118644

Реконструкция 1965–1966 годов: https://pastvu.com/p/131354

Танки на Кировском мосту для проверки прочности конструкций: https://spbarchives.ru/

5 ноября переправу торжественно открыли после реконструкции. Как и открытие Литейного моста, это событие приурочили к 50-летней годовщине Октябрьской революции. В праздничные дни обновленный Кировский мост развели, чтобы провести под его крылом крейсер «Аврора». Отбуксированный на историческое место у моста Лейтенанта Шмидта, корабль символически повторил свой выстрел 1917 года.

Под Кировском мостом проходит «Аврора»: https://pastvu.com/p/479348

За последние 50 лет переправу ремонтировали еще несколько раз. В 1977 году был проведен капремонт проезжей части и тротуаров, установлен гранитный поребрик. Летом 1991 года заменена гидроизоляция проезжей части.

В 2001–2003 годах была выполнена новая реконструкция Троицкого моста. Модернизированы конструкции и механизмы разводного пролета, восстановлен исторический архитектурный облик переправы. Тогда же мост получил художественную подсветку.

Характеристики моста

Троицкий мост — десятипролетный с однокрылым разводным пролетом у левого берега. Длина моста — 582 метра, ширина — 23,5 метров. Отверстие разводного пролёта в свету — 43 метра.

Постоянные пролетные строения сконструированы из консольно-арочных, консольно-балочных и подвесных ферм. Разводной пролет металлический цельносварной с неподвижной осью вращения и жестко закрепленным противовесом.

На постоянных пролетах установлены чугунные перила художественного литья, на разводном пролёте — металлические решетки. Мост украшают гранитные обелиски, украшенные двуглавыми орлами и бронзовыми рострами. На правом берегу расположена трехпролетная каменная аркада длиной 89,9 метра, построенная по проекту инженера Г.Г. Кривошеина.

Для освещения на мосту установлены 16 больших канделябров на 3 плафона каждый и 24 малых канделябра с одним плафоном.

Информация для туристов

С Троицкого моста открывается великолепный обзор. Встав лицом на запад и поворачиваясь по часовой стрелке, можно последовательно увидеть семь мостов: Эрмитажный через Зимнюю канавку, Дворцовый через Большую Неву, Биржевой через Малую Неву, Иоанновский через Кронверкский проток, Литейный через Неву, Прачечный через Фонтанку и Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку.

Выше по течению от Троицкого моста, на набережной Кутузова, расположен причал для прогулочных судов «Летний сад». Отсюда можно отправиться на экскурсию по Неве, рекам и каналам.

Панорама: http://www.bridgesall.ru/

По легенде в тридцатые годы XX века знаменитый советский летчик Валерий Чкалов совершил дерзкий полет под Кировским мостом, едва не коснувшись колесами воды. Неизвестно, был ли этот эпизод в действительности, но он вошел в сценарий фильма 1941 года «Валерий Чкалов». Во время съемок этот трюк шестикратно повторил каскадер-летчик Евгений Борисенко.

В правобережной части Троицкого моста его ось пересекает Пулковский меридиан. А на перилах моста есть точка, указывающая на его середину — там, где узоры решетки меняют наклон.

Фото решетки из архива Е.М. Эфрос

Троицкий мост в проекте «Мосты Петербурга»