+7 (812) 577-78-43
Юбилей Моста Александра Невского
60-летний юбилей отметит 5 ноября 2025 мост Александра Невского, который до сих пор остается самым длинным и самым высоким из разводных мостов Санкт-Петербурга. Перекинутый через Неву от площади Александра Невского к Заневскому проспекту, он соединил исторический центр с правобережными районами города.
История
Продолжить Невский проспект на правый берег Невы планировалось еще в 1930-е годы. На генеральном плане Ленинграда 1939 года обозначен новый мост между Красной площадью (ныне площадь Александра Невского) на левом берегу реки и площадью Челюскинцев и 1-й Охтинской прорезкой (ныне Заневский проспект) — на правом.
Потребность в новом мосте стала особенно острой в 1950-х годах, когда на правом берегу Невы, в районе Заневского проспекта, развернулось активное жилищное строительство. Сооружение переправы было объявлено «градостроительной задачей особой важности».
В 1959 году был объявлен конкурс на лучший проект моста через реку Неву в районе площади Александра Невского. В конкурсе приняли участие ведущие проектные организации Москвы и Ленинграда, которые подали 8 проектов плюс один вне конкурса. Первое место комиссия не присудила никому, второе место занял проект института «Лентрансмостпроект» (позднее — «Ленгипротрансмост», ныне ОАО «Трансмост»).
После доработки проект был принят в производство. Его авторы — инженеры А.С. Евдонин (ГИП), К.П. Клочков, Г.М. Степанов и архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис и Ю.И. Синица.
Строительство переправы началось в 1960 году под рабочим названием Старо-Невский мост. Это семипролётное железобетонное сооружение с разводным пролётом посередине имело длину 633 метра, а вместе с пандусами на обоих берегах—907,7 метров.
Мост Александра Невского стал самым длинным и самым высоким из разводных мостов в пределах города. В его проекте были применены передовые для того времени инженерные решения.
Для стационарных пролётных строений применены сложные конструкции с комбинированной предварительно-напряжённой арматурой, не имевшие аналогов в отечественном и зарубежном мостостроении. Впервые в СССР были использованы ванты — стальные тросы из легированной стали диаметром 70 мм. Они находились внутри полных внутренних железобетонных конструкций (в современных проектах мостов ванты выносятся наружу). Натяжение тросов регулировалось в зависимости от температурного режима.
Таким образом, мост Александра Невского можно условно назвать первым вантовым мостом в Петербурге. Эта технология позволила уменьшить количество пролетов, значительно увеличив их длину. Максимальный пролет моста — 123 метра, в 3–4 раза длиннее пролетов стандартных железобетонных мостов.
Новой для советского мостостроения стала и конструкция пролетных строений. Их отливали на берегу, а потом устанавливали в пролеты моста. Общий вес каждой конструкции превышает 5000 тонн.
Мост Александра Невского стал первой переправой в черте города, где фундаменты опор базируются на железобетонных сваях-оболочках большого диаметра. Речные опоры, состоящие из двух раздельных полуопор, установлены на сваях-оболочках диаметром 2 метра, опоры разводного пролёта — на сваях-оболочках диаметром 2 и 3 метра.
Разводное пролётное строение – металлическое двукрылое с криволинейным очертанием нижнего пояса, с гидравлическим приводом разводки. Противовесы размещены между массивными полуопорами и главными балками примыкающих железобетонных пролётных строений, что позволило уменьшить ширину опор разводного пролёта до 7 метров вместо обычных 11–12 метров.
В опорах разводного пролёта размещены механизмы разводки, пульты управления механизмами и судоходной сигнализацией и другие эксплуатационные устройства.
Мост Александра Невского стал одним из первых мостов в СССР, где была разработана и внедрена гидравлическая система, обеспечивающая более высокую надёжность, простоту разводки и обслуживания.
К устоям на обоих берегах примыкают пандусы, в них разместили гаражи. С четырёх сторон моста соорудили лестничные спуски к Неве с гранитными ступенями и площадками. Одновременно были решены и транспортные развязки на обоих берегах Невы.
Строительство переправы продолжалось 5 лет, генеральным подрядчиком выступил «Мостострой-6».
15 мая 1965 года мост официально получил свое современное наименование — мост Александра Невского, по одноименной площади на левом берегу Невы. К ноябрю того же года переправа была готова к открытию. 1 ноября проведено испытание моста — по мосту была пущена колонна танков.
Открытие переправы состоялось 5 ноября 1965 года, событие было приурочено к 48-й годовщине Октябрьской революции.
Реконструкции и ремонты
Хотя мост Александра Невского строился с применением передовых технологий, в проекте был допущен ряд ошибок, гидроизоляция со временем оказалась изношена, стальные ванты подверглись коррозии. Увеличилась и транспортная нагрузка на мост, по сравнению с проектной. Уже к 1967 году 56 тросов лопнули.
В 1982 году на мосту произошла авария: во время разводки произошёл отрыв коробки противовеса левого крыла весом 700 тонн. Противовес отвалился и упал на дно Невы, где и лежит до сих пор.
После аварии мост Александра Невского был закрыт на ремонт и налажена паромная переправа. Противовес заменили, и в 1983 году после проведенных испытаний движение на мосту возобновилось.
С июня 2000 по май 2002 года был выполнен капитальный ремонт переправы по проекту института «Стройпроект». Генеральным подрядчиком выступил «Мостострой-6». Проект предусматривал полную реконструкцию разводного пролета и усиление железобетонных конструкций постоянных пролетов. Строители заменили 12 километров вант-канатов, трубопроводы и всю гидроизоляцию, установили систему подклинки крыльев, капитально отремонтировали цилиндры, установили современную систему управления разводкой.
Движение по мосту Александра Невского закрывалось только на четыре месяца в период реконструкции разводного пролета, с декабря 2000 года по апрель 2001 года.
Затем небольшие ремонтные работы на мосту выполнялись в 2005 году, а в 2007 году была модернизирована компьютерная система контроля состояния моста и местоположения судов.
В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была смонтирована декоративная подсветка моста. В 2014 году ее заменили новой, более мощной.
Характеристики моста
Мост Александра Невского соединяет Центральный и Красногвардейский районы Санкт-Петербурга.
Мост представляет собой семипролетное сооружение (без учета двух эстакад пандусов: левобережная - четырехпролетная, правобережная - пятипролетная) протяженностью 907,7 метров и шириной 35,8 метра.
Для пропуска судов предусмотрен разводной пролёт размером в свету 50 метров, а также два постоянных пролёта размером в свету по 120 метров и высотой 11 метров, так что многие суда могут проходить под мостом, даже когда он наведен.
Разводка осуществляется посредством гидравлического привода. За три минуты крылья весом около 570 тонн каждое поднимаются на угол 74°.
Переправу освещают 760 светодиодных прожекторов.
Информация для туристов
С моста открывается вид на Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру — действующий православный мужской монастырь и один из старейших архитектурных ансамблей Петербурга. Монастырь, расположенный на левом берегу, был основан в 1713 году Петром I.