+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 25.04.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся мосты: Володарский 02:00-03:45, Литейный 01:40-04:45, Троицкий 01:20-04:50, Дворцовый 01:10-01:40, Биржевой 02:00-04:55.

 

Все понятно!

Юбилей Макаровского моста


23 июня 2023 года отмечает 110-летний юбилей пешеходный Макаровский мост в Кронштадте. Он перекинут через Петровский овраг и соединяет улицу Красную с Якорной площадью. Мост был построен специально к освящению Морского собора, чтобы сократить путь к месту церемонии императору Николаю II.

История моста

Петровский овраг — одно из самых старинных инженерных сооружений Кронштадта. Его прорыли в середине XVIII века, следуя указаниям Петра I, для спуска воды из Петровского дока в Доковый бассейн. Уровень бассейна расположен ниже уровня дока, благодаря чему вода шла самотеком.

Красная улица, которая идет через кронштадтский Летний сад от Макаровской улицы к Якорной площади – одна из первых улиц города. Она известна с XVIII века, сперва под именем Немецкая, затем (со второй половины XIX века) – как Красная. До 1913 года улица упиралась в Петровский овраг.

Фрагмент плана г. Кронштадт 1913 года, моста еще нет. Источник: http://www.etomesto.ru/map-peterburg_kronstadt_1913/

В мае 1903 года в Кронштадте состоялась закладка Морского собора святителя Николая Чудотворца; церемония проходила в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. От Зимней пристани до места молебна царь добирался на автомобиле в объезд по Княжеской улице (ныне Коммунистическая).

Храм строился 10 лет. К церемонии его освящения Комитет по устройству Морского собора принял решение перекинуть мост через Петровский овраг, чтобы сократить путь императору.

Строительство подвесного пешеходного моста началось в 1912 году. Клепаное металлическое пролетное строение было собрано на заводе Сан-Галли в Санкт-Петербурге, работы велись около года. (4) 17 июня 1913 года мост был испытан: по нему прошел в ногу отряд из 400 человек. Переправа прошла испытание успешно и была открыта в день освящения Морского собора (10) 23 июня 1913 года.

Макаровский мост в 1913 году, источник: https://pastvu.com/p/870069

Мост получил имя в честь адмирала Макарова, памятник которому был открыт на Якорной площади (24) 6 августа 1913 года.

Петровский овраг, Макаровский мост и Якорная площадь с памятником С.О. Макарову на дореволюционной открытке, источник: https://www.citywalls.ru/house20173.html

В советское время мост официально назывался Красным по улице, на которой он расположен, хотя ее имя не имеет отношения к революционным событиям. Одновременно бытовали названия Макаровский, Висячий и Подвесной.

Реконструкции и ремонты

Обследования технического состояния Макаровского моста проводились в 1959, 1968, 1982, 1991, 2003, 2013 годах. В 1968 году состояние было признано аварийным: коррозия разрушила элементы прохожей части, подвески, балки боковых пролетов.

Макаровский мост в 1960-х годах (видны заклепки и деревянный настил), источник: https://pastvu.com/p/632953

Переправу закрыли на капитальный ремонт, который был проведен в 1971–72 гг. по проекту института «Ленгипроинжпроект», ГИП – Б.Э. Дворкин. В ходе капитального ремонта пролетного строения клепаные соединения заменили сварными, также выполнена замена пилонов, а вместо деревянного настила прохожей части уложили металлическую плиту с асфальтовым покрытием.

Опоры, чье состояние было признано удовлетворительным, ремонтировались в верхней части в объеме, необходимом для закрепления на них пилонов и оттяжек. Облицовка разобранных частей опор восстановлена в первоначальном виде.

В 2008 году выполнен ремонт моста с полной очисткой, окраской металлоконструкций пролетных строений, восстановлением поврежденных камней облицовки опор, ремонтом асфальтобетонного покрытия прохожей части.

Характеристики моста

Макаровский пешеходный мост перекинут через Петровский овраг в створе Красной улицы и соединяет ее с Якорной площадью. Длина переправы – 91,4 метра, ширина – 2,1 метра.

Мост состоит из трех пролетов, средний пролет висячий, оригинальной конструкции. Металлоконструкции сварные. Боковые пролеты и прохожая часть имеют металлический настил с асфальтобетонным покрытием.

Переправа признана объектом культурного наследия России регионального значения.

Информация для туристов

Макаровский мост ведет к центральной площади города Кронштадт — Якорной. Она берет свое начало от существовавшего в 1754–1898 годах склада якорей со списанных кораблей. Архитектурная доминанта площади — Морской собор святителя Николая Чудотворца, построенный в 1903–1913 годах в неовизантийском стиле по проекту архитектора В.А. Косякова.

Перед собором стоит памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1849–1904). Монумент был воздвигнут в 1913 году, его автор — скульптор Л.В. Шервуд.

Также на Якорной площади расположена Братская могила с вечным огнем и другие памятники морякам, погибшим в Русско-Японскую, Гражданскую и Великую Отечественную войну.

Макаровский мост и Морской собор, автор фото Наталия Семенова, источник: https://web.archive.org/web/20161102081841/http://www.panoramio.com/photo/113583593

Макаровский мост в проекте «Мосты Петербурга»