+7 (812) 577-78-43
Юбилей Измайловского моста
В 2028 году отмечает 240-летний юбилей Измайловский мост, перекинутый через реку Фонтанку в створе Вознесенского и Измайловского проспектов. 240 лет назад, в 1788 году здесь был построен каменный мост с башнями. До наших дней его архитектурный облик не сохранился.
История
Первая деревянная переправа через реку Фонтанку в этом месте появилась между 1744 и 1753 годами — впервые мост был зафиксирован на плане Петербурга в 1753 году. Мост получил название Измайловский по лейб-гвардии Измайловскому полку, расквартированному на левом берегу реки Фонтанки.
В 1788 году мост перестроили одновременно со строительством гранитной набережной. Согласно Генеральному плану переустройства реки Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и Калинкин.
Мосты возводились по типовому проекту, который разработали, согласно различным источникам, инженеры И.К. Герард, П.К. Сухтелен, Ф. Бауэр или Ж-Р. Перроне (большинство историков склоняется к тому, что автором типового моста был французский архитектор Жан-Родольф Перроне).
Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Измайловский мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу — треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.
До нас дошло несколько художественных изображений Измайловского моста первой половины XIX века. Среди них — акварель Максима Воробьева.
Любопытно, что существует рисунок архитектора А.Л. Руска 1800-х годов, на котором Измайловский мост изображен без башен. Это указывает на то, что проекты перестройки переправы могли существовать еще в начале XIX века.
Реконструкции и ремонты
Измайловский мост, каким мы его знаем, появился в результате реконструкции, проведенной 1861 году по проекту инженера В.В. Дыммана.
Мост требовалось расширить и укрепить, чтобы увеличить его пропускную способность. Поэтому башни с разводными механизмами разобрали, разводной пролет заменили постоянным кирпичным строением, тротуары вынесли на консоли. Боковые пролеты, перекрытые каменными сводами, и треугольные ледорезы были сохранены.
Мост простоял без капитального ремонта почти 150 лет, но в 2007 году, в связи с аварийным состоянием, он был закрыт на реконструкцию. На мосту укрепили кирпичную кладку центрального пролетного строения, отремонтировали гранитный свод и парапет, восстановили гидроизоляцию, переложили инженерные коммуникации на береговых участках, обновили дорожное покрытие.
Во время ремонтных работ была обнаружена до тех пор неизвестная конструктивная особенность моста – железные тросы-тяжи, фиксирующие каменную кладку.
В конце 2008 года Измайловский мост открылся для движения.
Характеристики моста
Измайловский мост соединяет Спасский и Безымянный острова через реку Фонтанку. Это трехпролетное каменное сооружение длиной 70,5 метров и шириной 16 метров. Проезжая часть отделена от тротуаров гранитным поребриком.
Мост украшен восемью декоративными фонарями, установленными на четырех чугунных торшерах. Перила — кованые металлические, выполнены по проекту архитектора А.И. Кракау.
Информация для туристов
Троице-Измайловский собор (Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка), на который открывается вид с Измайловского моста, был сооружен в 1828–1835 годах в стиле ампир по проекту архитектора В.П. Стасова. Интересно, что в этом соборе 15 февраля 1867 года венчался писатель Ф.М. Достоевский с А.Г. Сниткиной, а 6 ноября 1894 года здесь отпевали композитора, пианиста А.Г. Рубинштейна.