+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
4 сентября / 17 сентября. Воскресенье
Неопалимая купина.
Поздние вилы
Неопалимая Купина, икона Божией Матери. Средне-русская икона кон. XVI в., иконостас Преображенского собора Соловецкого монастыря. Дерево
Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII столетии.Русский народ считает Пресвятую Богородицу Неопалимую Купину охранительницей от пожара и молнии, и потому в сказании о святых ей назначается особая молитва в этих случаях. Кроме того, на случай беды от огня в простом быту водится обычай ходить кругом пылающего здания с образом Богородицы Неопалимый Купины для того, чтобы прекратить скорее пожар.О пожаре в русском народе существует много примет и суеверий. Вот некоторые из них. Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить. От грозы пожар заливай молоком от черной коровы. Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами. Пожары обходят с иконами или становятся по углам с иконами. Если вкруг пожара стать добрым людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.
1505 г.
Венчание вел. кн. Василия III с Соломонией. Сам Митрополит Симон венчал его в Успенском Соборе.
Свадьба Соломонии и Василия.(Лицевой летописный свод)
1530 г.
Крещение Царя Иоанна IV Василия Грозного
Рождение Ивана Грозного. Миниатюра из Лицевого летописного свода
1812 г.
Горит Москва
В Кремле – пожар. Художник В. Верещагин
«Наполеон в Кремле. Удивленный тем, что, поразив в сердце Русскую Империю, он встретил не изъявление покорности и страха, а совершенно иное, он почувствовал, что его победили и превзошли в решимости. Это завоевание, для которого он принес все в жертву, исчезло в его глазах в облаках страшного дыма и море пламени. Им овладело страшное беспокойство, казалось, его самого пожирал огонь, который окружал его в Москве. Ежеминутно он вставал, ходил порывисто по дворцу, принимался за работу и бросал ее, чтобы посмотреть в окно на море огня.
Шмидт, с оригинала Х. И. Олендорфа. «Пожар в Москве в сентябре 1812 года».
Из груди его вырывались короткие восклицания, «Какое ужасное зрелище; это они сами поджигают город; сколько прекрасных зданий, какая необычайная решимость! Что за люди! Это скифы!»», - пишет Граф Сегюр, бывший с Наполеоном в Кремле.
1855 г.
Уваров Сергей Семенович Граф, государственный деятель. Родился 25.08.1786. Видный ученый и общественный деятель, министр народного просвещения в царствование Императора Николая I, автор знаменитой триады «Православие, Самодержавие, Народность». Она позже легла в основу идеологии таких черносотенных организаций, как Союз Русского Народа, и имеет глубокий непреходящий смысл в наши дни. Уваров посвятил свою жизнь осуществлению реформы народного просвещения на русских национальных началах. Он считал необходимым ввести в преподавание, имевшее прежде во многом космополитический характер, «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям». Образование должно носить общественный характер, из него следует удалить частное воспитание и иноземных воспитателей.Главное для России — сохранить Православие, творческая духовная сила которого определяет всю русскую культуру. «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру — то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении».Самодержавие является определяющей формой нашего державного бытия, «представляет главное условие политического существования России». Любое, даже малозаметное, поползновение к его ограничению неминуемо повлечет снижение могущества, ослабление внутреннего мира и спокойствия страны. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный.
Портрет Сергея Уварова работы В. А. Голике, 1833.
Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история, преподавание которой есть дело государственное. «История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых Царей».Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Против него организуется кампания травли и клеветы. Тем не менее многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав поколение людей, которые «лучше знали русское и по-русски».
1911 г.
Обретение мощей святителя Иосафа (1754 г.), епископа Белгородского.
На всеподданнейшем докладе обер-прокурора Св. Синода Государь написал 10 декабря 1910 г.: «Благостным предстательством Свт. Иосафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа Русского. Приемлю предложение Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».
Гравюра Заслуженного художника РФ В.В. Козьмина"Святитель Иоасаф Белгородский".
Прославление Святителя состоялось благодаря проявленной Царем-Мучеником самодержавной воле по отношению к Св. Синоду. Государь, не согласившись с мнением обер-прокурора Св. Синода отложить торжества прославления, сам назначил его срок.
1914 г.
В Москве в Большом театре поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за Царя».
1917 г
Анатолий Кони Выдающийся русский юрист.
Портрет А. Ф. Кони. Художник И. Репин (1898)
1927 г.
Южин-Сумбатов Александр Иванович Актер и драматург.
Александр Южин-Сумбатов
1939 г.
Советские войска пересекают восточную границу Польши.
Советские войска пересекают границу Польши. 1939.