+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
День в истории России 25 июня / 8 июля.
Петр и Феврония. День семьи, любви и верности
Время большого сенокоса.
Святым Петру и Февронии молятся о благополучии в семье и о благословении на вступающих в брак. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней. Коли в этот день идет дождь, то будет хороший урожай меда.
Наступает время большого сенокоса. Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо. Свиньи и мыши сено едят — к худому покосу. Рассада пьет поливку — сухой сенокос, а не вбирает — мокрый. Много в поле кашки — быть сеногною.
Этот день также называют Февронией Русальницей. С этого дня русалки начинают водить хороводы. Надо быть особо внимательным при купании, а не то русалка затянет в водоворот — круг, на дно утащит. В речную воду вступать надо, перескрестившись. Колдуны в этот день выжимают сок из собранной накануне тирлич-травы, который наводит злые чары и дает молодость.
1228 г. Скончались Святой благоверный князь Муромский Петр и его жена Евфросиния
Святой блгв. кн. Муромский Петр (в святом Крещении Давид), святая блгв. кн. Муромская Феврония (во святом Крещении Евфросиния) - образец православной семьи.
В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества.
1709 г. Произошла Полтавская битва
Это крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.
В апреле 1709 года шведская армия осадила город Полтаву, которую защищал небольшой русский гарнизон. В конце мая к нему подошли главные силы русской армии под командованием Петра I.
К началу Полтавской битвы русские войска насчитывали 42 тысячи человек и 72 орудия, а шведские войска — около 20 тысяч человек и 4 орудия. В ходе сражения шведы потеряли свыше 9 тысяч убитыми и более 18 тысяч пленными, потери русских составили 1 тысяча 345 человек убитых и 3 тысячи 290 раненых. Разгром шведской армии привёл к коренному перелому в пользу России в Северной войне, победа в которой положила конец господству Швеции в Европе.
1796 г. Родился Император Николай I
Царствовал с 1825 по 1855 г. Третий сын Императора Павла I. 14 (26) декабря, в день второй присяги, императору Николаю I на Сенатской площади в Петербурге произошёл вооружённый мятеж. Император, проявив решительность, сумел подавить восстание, и порядок в столице был восстановлен. В декабре 1826 г. он создал Секретный комитет для подготовки важных государственных преобразований на основе проектов, сохранившихся в кабинете после его брата, императора Александра Павловича. Собственная Е. И. В. канцелярия была превращена им в правительственное учреждение, через которое проходили все государственные дела. Наибольшее значение имело III Отделение этой канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определявшее правительственные меры по ограничению периодической печати и усилению цензуры в литературе и искусстве.
Для упрочения и упорядочения государственной власти Николай I повелел провести кодификацию законов.
Император Николай I был противником крепостного права. С самого начала царствования он пытался решить вопрос об его отмене, создав несколько секретных комитетов по крестьянскому вопросу, однако в 1842 г. пришёл к выводу: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом ещё более гибельным». Он одобрил начало реформы государственной деревни, в 1840-е гг. издал ряд указов, расширявших личные и имущественные права крепостных крестьян.
В 1830-1840-е гг. внутри страны императором проводились реформы в социальной сфере, а также в области просвещения. В 1831 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый в России частный публичный музей — Румянцевский музей. В 1832 г. Николай I подписал манифест «Об установлении нового сословия под названием Почётных граждан». В том же году в Петербурге «для вящего распространения знаний в армии» была открыта Императорская военная академия — высшее военное учебное заведение в Российской империи. После смерти императора она получила название Николаевской.
В 1837 г. в России была построена первая железная дорога — Царскосельская, в 1851 г.— Николаевская железная дорога Петербург — Москва. В годы царствования Николая I появился первый официальный гимн Российской империи («Боже, царя храни»), автором текста которого стал поэт В. А. Жуковский, автором музыки — А. Ф. Львов. Гимн впервые был исполнен в декабре 1833 г. в Большом театре в Москве. При Николае I в честь 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятия Парижа (1814) в Москве торжественно состоялась закладка храма Христа Спасителя.
За тридцать лет управления Россией Николай I значительно расширил её территорию, присоединив обширные районы на Кавказе, в Средней Азии, на Дальнем Востоке. Царствование Николая I закончилось крупным внешнеполитическим крахом. Крымская война (1853-1856) продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав. Тяжёлое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье императора, и случайная простуда зимой 1855 г. стала для него роковой.
1906 г. Император Николай II распустил Государственную Думу Российской империи I созыва
В первую Думу, которая была избрана весной 1906 года, вошли 478 представителей от разных политических партий. Самой многочисленной фракцией были кадеты (179 человек). Второй по численности стала фракция «трудовиков» (представители аграрной трудовой партии России) — 97 человек, третьей — автономисты (представители национальных окраин, выступающие за автономии этих территорий, и их сторонники) — 70 человек. Во фракции «октябристов» насчитывалось 16 депутатов, социал-демократов - 18. Беспартийных в первой Думе было 105 человек. Её председателем был избран кадет Сергей Муромцев.
За 72 дня работы Думы был одобрен всего один законопроект, который был внесен правительством, - об ассигновании 15 миллионов рублей в помощь пострадавшим от неурожая.
1944 г. Учреждены почетное звание и орден «Мать-героиня», а также орден «Материнская слава» и «Медаль материнства»
Звание и орден «Мать-героиня» вручались матерям, родившим и воспитавшим не менее 10 детей. Орденом «Материнская слава» награждались женщины, родившие и воспитавшие семь, восемь и девять детей, «Медалью материнства» — матери шести и пяти детей.
Первый орден «Мать-героиня» в октябре 1944 года был вручен Анне Савельевне Алексахиной, которая воспитала 12 детей. В период с 1944 по 1980 год «Медалью материнства» были награждены более 10 миллионов женщин, орденом «Материнская слава» — свыше 4 миллионов. Почетное звание «Мать-героиня» было присвоено 324 тысячам женщин.
После распада СССР многодетных матерей награждали орденом Дружбы или медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».
В 2008 году указом Президента РФ был учреждён орден «Родительская слава», которым награждаются родители или усыновители, воспитывающие семь и более детей. В 2010 году — медаль ордена «Родительская слава», которая вручается семьям, воспитывающим четырех и более детей.
1974 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (БАМ)
Идея строительства железной дороги для освоения Дальнего Востока появилась ещё в конце XIX века, однако она вплоть до 1930-х годов не получала практического разрешения.
В 1932 году СНК СССР принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Стройку планировалось завершить к концу 1935 года. Однако строительство магистрали затянулось на годы, неоднократно оно прекращалось по разным причинам (недостаток рабочей силы, Великая Отечественная война, землетрясения в районе строительства в конце 1950-х годов).
Активное строительство БАМа началось в 1974 году после постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве железнодорожной магистрали. Основными участниками «стройки века» были комсомольцы-добровольцы и военные строители. Всего в ней приняли участие более 2 миллионов человек. Кроме железной дороги, они возводили города и поселки со всей инфраструктурой.
Строительство БАМа велось в сложных климатических и геологических условиях: на многих участках глубина вечной мерзлоты достигает сотен метров, все сооружения должны выдерживать сильные землетрясения. 1 октября 1984 года было уложено «золотое звено», которое соединило западную и восточную части железной дороги. 27 октября состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей магистрали.
Сегодня БАМ — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Она пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом России к Тихому океану.