+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
22 октября / 4 ноября.
Казанская Зимняя
Народное название празднования иконы Казанской Божией Матери, покровительницы Русского государства.
Важный праздник в крестьянском быту. Казанская считалась бабьей заступницей. С праздником было связано много примет; например, считали, кто на Казанскую женится — будет счастлив в семье.
К зимней Казанской производились все расчеты с батраками, каменщиками, плотниками, штукатурами и др. наемными рабочими. Закончив все работы, они ехали в свои деревни. На Казанскую ждали дома мужиков-отходников, которые избы и печи делали по др. деревням.
ок. 250 г. Семь отроков Ефесских: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Дионисий, Антонин, Константин (Ексакустодиан) и Иоанн. Через них Господь нам открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и вечной жизни.
1612 г. Объединённое народное ополчение под предводительством сельского старосты Кузьмы Минина и князей Д.М. Пожарского и Д.Т. Трубецкого освободило Москву от польских интервентов. Именно объединение сил позволило ополчению одержать победу в Кремле и Китай-городе. Это событие было решено отпраздновать религиозным шествием, которое состоялось 25 октября (4 ноября) 1612 г.
В тот день все ворота Кремля открылись навстречу победителям. Сопровождаемые служителями церкви освободители двумя потоками (земское войско из церкви св. Иоанна Милостивого на Арбате, а казаки Д. Т. Трубецкого — из церкви Казанской Божьей матери за Покровскими воротами) направились в Китай-город. На Лобном месте их встретил крестный ход, вышедший из Кремля с иконой Владимирской Божьей матери. Здесь, а затем в самом Кремле были отслужены благодарственные молебны.
Благодаря освобождению столицы в стране создались условия для восстановления государственной власти и развертывания массового освободительного движения против интервентов.
4 ноября — это праздник согласия и примирения, день единения народа, благодаря которому стало возможным изгнание иноземных захватчиков из столицы Российского государства. Участники народного ополчения проявили в сражениях за Москву массовый героизм, а их руководители — высокое полководческое мастерство, личную храбрость и способность идти на взаимные уступки ради спасения Отечества.
16 декабря 2004 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла одновременно в трёх чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Одна из поправок касалась введения нового праздника — Дня народного единства. Праздничным числом было объявлено 4 ноября, которое впервые отмечалось в 2005 г.
1648 г. В день празднования Казанской иконы Богоматери Бог даровал Царю Алексею Михайловичу сына Димитрия. Царь повелел, чтобы этот праздник, ранее праздновавшийся в одной только Москве по случаю освобождения ее от поляков, впредь праздновался всегда во всех городах и во всем царстве.
1721 г. Рождение Российской Империи
Петр I принял титул Императора Всероссийского. После победоносного окончания Северной войны, Царь Петр I провозглашен Сенатом: Императором, Отцом Отечества и Великим.
В Троицком соборе Санкт-Петербурга была проведена обедня, а затем был зачитан текст заключённого со шведами мирного договора. Первый вице-президент Святейшего правительствующего синода Феофан Прокопович выступил с проповедью, описав все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим. Затем канцлер граф Г.И. Головкин обратился к Петру с просьбой принять титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского.
Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул. По словам очевидца, «всё казалось объято пламенем и можно было подумать, что земля и небо готовы разрушиться».
Первыми признали новый титул русского царя Пруссия и Голландия, затем Швеция (1723), Турция (1739), Соединённое Королевство и Австрия (1742), Франция и Испания (1745), Речь Посполитая (1764). Эти признания императорского титула российского монарха означали признание претензий России на роль одного из лидеров мировой политики.
1812 г. Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 г. русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы. Неприятель потерял 7 тысяч человек.
1943 г. Подошла к концу операция по борьбе с минными заграждениями, поставленными немецко-фашистскими захватчиками в Финском заливе. Корабли Балтийского флота получили возможность выхода в открытое море.
1964 г. Скончалась детский писатель и поэт Кудашева Раиса Адамовна
Родилась 3 августа 1878. В 1903 г. она написала стихотворение «Ёлка», часть этого стихотворения была положена на музыку. Так появилась песня «В лесу родилась ёлочка».
Существует легенда, что авторство Кудашевой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР. В кабинет Максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьезных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», — ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может быть вы слышали хоть одно моё стихотворение»? Кудашева прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей.
Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песен, рассказов, сказок и стихотворений: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум». Известность и признание пришли к автору лишь в конце 1950-х годов.
1982 г. Открыта станция метро «Пионерская»
«Пионерская» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина около 67 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. Г. Чехмана. Тема художественного оформления подземного зала посвящена пионерии. Путевые стены станции облицованы красной и белой керамикой. Пол выстлан тёмным полированным гранитом. Торцевую стену подземного зала украшает декоративная композиция с подсветкой, напоминающая солнце. Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, расположен в южном торце станции.