+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
10 июля / 23 июля.
Антоний Громоносец, Рясочник
На Рясочника ряску, водяную травку, плавающую по поверхности реки вилами с воды собирали, корзины ей наполняли и несли на скотный двор, кормили ряской домашнюю птицу, использовали в саду в качестве удобрения. А еще девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева, которые так и назывались — рясочниками. Если гром на Антония в постный день (среду или пятницу), будет хороший улов рыбы. Если на Антония глухой гром — к дождю, гулкий — к ливню. Празднование Коневской иконы Божией Матери.
1625 г. Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.
В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе Царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 г. Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633 гг.) и Царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
Положение ризы Господней в Успенском Соборе
1658 г. Никон оставил патриаршую кафедру, удалившись в Воскресенский монастырь. Деятельность Никона по исправлению церковных книг и обрядов навсегда окончилась.
Патриарх Никон
1711 г. Письмо Царя Петра I в Сенат во время Прутского похода, когда он чуть не попал в плен к туркам
«Господа Сенат! Извещаю вам, что я со всем своим войском без вины и погрешности нашей, но единственно только по ложным известиям, в семь крат сильнейшею турецкою силою так окружен, что все пути к пресечению провианта пресечены, и что я без особливые Божий помощи ничего иного предвидеть не могу, кроме совершенного поражения или что я впаду в турецкий плен. Если случится сие последнее, то вы должны меня почитать своим царем и государем и ничего не исполнять, что мною, хотя бы то по собственному повелению от нас, было требуемо, покамест я сам не явлюся между вами в лице моем. Но если я погибну и вы верные известия получите о моей смерти, то выберите между собой достойнейшего мне в наследники».
Прутский поход
1774 г. Кючук-Кайнарджийский мир
В небольшой болгарской деревне Кючук-Кайнардже на правом берегу Дуная Петром Александровичем Румянцевым и верховным визирем Муссун-заде Мегмет-пашой был подписан мирный договор России и Турции, по которому к России отходили земли от Буга и крепости Кинбурн при устье Днепра до Азова с Прикубаньем и Приазовьем, крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Черное море. Керченский пролив стал российским, что имело большое значение для южной торговли России. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Русские торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданелы наравне с английскими и французскими. Турция выплачивала России контрибуцию в четыре с половиною миллионов рублей. Историческая задача выхода России в Черное море наполовину была решена.
В мирном договоре об этом было сказано так:
«Арт. З. Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе, и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и в возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом...
Арт. 19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове Крымском с их пристаньми и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керченской границе до урочище Бугак и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи».
Давалось прощение всем христианам, восставшим против турок, а русским посланникам предоставлено было право защищать жителей Молдавии и Валахии и всех христиан от притеснений в Турции.
Мемориальная доска на месте подписания договора в 1774 г., село Кайнарджа, Болгария
1775 г. Императрица Екатерина II в день мирного торжества пожаловала графу Петру Александровичу Румянцеву:
«1) наименование Задунайского, для прославления через то опасного перехода его через Дунай;
2) грамоту с прописанием побед его;
3) за разумное полководство: алмазами украшенный фельдмаршальский жезл;
4) за храбрые предприятия: шпагу, алмазами обложенную;
5) за победы: лавровый венок;
6) за заключение мира: масличную ветвь;
7) в знак Монаршего благоволения: крест и звезду ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, осыпанные алмазами;
8) в честь его и для поощрения примером его потомства: медаль с его изображением;
9) для увеселения его: деревню в пять тысяч душ в Белоруссии;
10) на построение дома: сто тысяч рублей из Кабинета;
11) для стола: серебряный сервиз;
12) на убранство дома: картины.
Этого мало: Императрица Екатерина II умела и наградам своим придавать оттенки для возвышения заслуг и самой благодарности. В списках удостоенных 10 июля Монаршего благоволения первое место занимал по старшинству князь Александр Михайлович Голицын, второе Румянцев, но Государыня хотела отличить последнего перед первым и собственною рукой прибавила к его титулу слово Господин, между тем как Голицын наименован просто генерал-фельдмаршалом! Она желала, чтобы Задунайский, по примеру римских полководцев, имел въезд в столицу через триумфальные ворота на колеснице: скромный герой, привыкший к лагерной жизни, отказался от почестей и еще более явил себя великим в глазах соотечественников!
1873 г. Первый опыт освещения улиц электричеством
В Петербурге на Одесской улице впервые произведен опыт освещения улиц электричеством. Два керосиновых фонаря заменены электрическими лампами накаливания, изготовленнными по способу А. Н. Лодыгина. «Массы народа любовались этим освещением, этим огнем с неба».
Мастерская изобретателя А. Н. Лодыгина на ул. Одесской в Санкт-Петербурге
граф Петр Александрович Румянцев
1899 г. Федосова Ирина Андреевна
Народная сказительница. Родилась в 1831 г. в дер. Сафроново Толвуйской вол. Петрозаводского у. Олонецкой губ. в многодетной семье Юлиных. По ее словам, уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы». Первые фольклорные записи были сделаны от нее в 1867 г. преподавателем Олонецкой духовной семинарии Е.В. Барсовым, ставшим впоследствии знаменитым собирателем и исследователем древнерусской письменности. Федосову называли «народной поэтессой», и в этом не было никакого преувеличения, ее причитания были во многом «авторскими». Она создавала новые, вполне законченные и самостоятельные плачи-поэмы, в которых объединяла в одном произведении целый ряд отдельных действий, длящихся зачастую несколько дней и состоящих из множества отдельных причитаний. Известно, что запись свадебного или похоронного обрядов от одного или даже нескольких исполнителей-участников не дает представления о всей картине, — необходимо восстановить и свести воедино записи всех участников этой народной драмы, народной оперы. Последние годы жизни Федосова провела в Петербурге, в доме Т.И. Филиппова - крупного государственного чиновника и мецената, друга А.Н. Островского, М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского. В 1896 г. ее голос был записан на один из первых фонографических восковых валиков, эта запись сохранилась. Незадолго до смерти Федосова пожелала вернуться на родину.
Ирина Андреевна Федосова
1922 г. Открытие Приамурского Земского Собора во Владивостоке.
Земский Собор стал плодом молитв и усилий многих и многих Русских людей Он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой Самодержавной России. В Земском Соборе принимали участие выборные не только от местного, уссурийского и амурского казачества, но и представители Оренбургского, Уральского, Семиреченского, Иркутского, Енисейского и Забайкальского казачьих войск. Земский Собор впервые за пять лет смуты, принял курс на восстановление Русской государственности в ее исконной православно-самодержавной форме.
Открытие Приамурского Земского Собора
1923 г. На базе больницы графа Н.П. Шереметьева открыт институт травматологии и неотложной помощи им. Н.В. Склифосовского, который через некоторое время был реорганизован в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
1926 г. Васнецов Виктор Михайлович
Русский художник, участник монархического движения, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился 15 мая 1848 г. в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. Получил заказ расписать строящийся в Киеве кафедральный Владимирский собор. В 1885-1891 гг. работал в Киеве над росписью собора, по окончании работ в 1893 г. был избран действительным членом Петербургской Императорской Академии художеств. На своей первой персональной выставке в 1898 г. Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современниками. Во время революции 1905 г. Васнецов вышел из Академии, после того как студенты устроили митинг в залах, где размещалась его выставка, т.к. считал, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой». Принимал участие в патриотическом движении. Был членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 г. постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для Съездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была исполнена Васнецовым и иконописцем В.П. Гурьяновым и освящена митр. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 г. в день открытия Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апреля - 1 мая 1907 г. Васнецов был также автором прекрасного памятника на могиле одного из вождей монархического движения В.А. Грингмута. Васнецов продолжал много трудиться, выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Сюжеты его картин отличаются особым русским национальным духом: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
В. М. Васнецов в 1895 году
1941 г. В Ленинграде началось круглосуточное дежурство на крышах и чердаках для тушения зажигательных бомб
1944 г. от фашистов освобожден город Псков
1994 г. Начало игр Доброй воли в Санкт-Петербурге.
Значок игр Доброй воли в Санкт-Петербурге