+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
10 июля / 23 июля.
Антоний Громоносец, Рясочник
На Рясочника ряску, водяную травку, плавающую по поверхности реки вилами с воды собирали, корзины ей наполняли и несли на скотный двор, кормили ряской домашнюю птицу, использовали в саду в качестве удобрения. А еще девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева, которые так и назывались — рясочниками. Если гром на Антония в постный день (среду или пятницу), будет хороший улов рыбы. Если на Антония глухой гром — к дождю, гулкий — к ливню. Празднование Коневской иконы Божией Матери.
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b522fae97435a00a97c58e8.jpg)
1625 г. Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.
В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе Царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 г. Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633 гг.) и Царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b523080e83ed200aa46585e.jpg)
Положение ризы Господней в Успенском Соборе
1658 г. Никон оставил патриаршую кафедру, удалившись в Воскресенский монастырь. Деятельность Никона по исправлению церковных книг и обрядов навсегда окончилась.
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5231039b38ef00a9d99862.jpg)
Патриарх Никон
1711 г. Письмо Царя Петра I в Сенат во время Прутского похода, когда он чуть не попал в плен к туркам
«Господа Сенат! Извещаю вам, что я со всем своим войском без вины и погрешности нашей, но единственно только по ложным известиям, в семь крат сильнейшею турецкою силою так окружен, что все пути к пресечению провианта пресечены, и что я без особливые Божий помощи ничего иного предвидеть не могу, кроме совершенного поражения или что я впаду в турецкий плен. Если случится сие последнее, то вы должны меня почитать своим царем и государем и ничего не исполнять, что мною, хотя бы то по собственному повелению от нас, было требуемо, покамест я сам не явлюся между вами в лице моем. Но если я погибну и вы верные известия получите о моей смерти, то выберите между собой достойнейшего мне в наследники».
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5231d10fd17e00a8a96ed3.jpg)
Прутский поход
1774 г. Кючук-Кайнарджийский мир
В небольшой болгарской деревне Кючук-Кайнардже на правом берегу Дуная Петром Александровичем Румянцевым и верховным визирем Муссун-заде Мегмет-пашой был подписан мирный договор России и Турции, по которому к России отходили земли от Буга и крепости Кинбурн при устье Днепра до Азова с Прикубаньем и Приазовьем, крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Черное море. Керченский пролив стал российским, что имело большое значение для южной торговли России. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Русские торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданелы наравне с английскими и французскими. Турция выплачивала России контрибуцию в четыре с половиною миллионов рублей. Историческая задача выхода России в Черное море наполовину была решена.
В мирном договоре об этом было сказано так:
«Арт. З. Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе, и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и в возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом...
Арт. 19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове Крымском с их пристаньми и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керченской границе до урочище Бугак и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи».
Давалось прощение всем христианам, восставшим против турок, а русским посланникам предоставлено было право защищать жителей Молдавии и Валахии и всех христиан от притеснений в Турции.
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5232349b6e4000a9e4725e.jpg)
Мемориальная доска на месте подписания договора в 1774 г., село Кайнарджа, Болгария
1775 г. Императрица Екатерина II в день мирного торжества пожаловала графу Петру Александровичу Румянцеву:
«1) наименование Задунайского, для прославления через то опасного перехода его через Дунай;
2) грамоту с прописанием побед его;
3) за разумное полководство: алмазами украшенный фельдмаршальский жезл;
4) за храбрые предприятия: шпагу, алмазами обложенную;
5) за победы: лавровый венок;
6) за заключение мира: масличную ветвь;
7) в знак Монаршего благоволения: крест и звезду ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, осыпанные алмазами;
8) в честь его и для поощрения примером его потомства: медаль с его изображением;
9) для увеселения его: деревню в пять тысяч душ в Белоруссии;
10) на построение дома: сто тысяч рублей из Кабинета;
11) для стола: серебряный сервиз;
12) на убранство дома: картины.
Этого мало: Императрица Екатерина II умела и наградам своим придавать оттенки для возвышения заслуг и самой благодарности. В списках удостоенных 10 июля Монаршего благоволения первое место занимал по старшинству князь Александр Михайлович Голицын, второе Румянцев, но Государыня хотела отличить последнего перед первым и собственною рукой прибавила к его титулу слово Господин, между тем как Голицын наименован просто генерал-фельдмаршалом! Она желала, чтобы Задунайский, по примеру римских полководцев, имел въезд в столицу через триумфальные ворота на колеснице: скромный герой, привыкший к лагерной жизни, отказался от почестей и еще более явил себя великим в глазах соотечественников!
1873 г. Первый опыт освещения улиц электричеством
В Петербурге на Одесской улице впервые произведен опыт освещения улиц электричеством. Два керосиновых фонаря заменены электрическими лампами накаливания, изготовленнными по способу А. Н. Лодыгина. «Массы народа любовались этим освещением, этим огнем с неба».
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5236844f736c00a956a2b1.jpg)
Мастерская изобретателя А. Н. Лодыгина на ул. Одесской в Санкт-Петербурге
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5232e97438af00a9920a9c.jpg)
граф Петр Александрович Румянцев
1899 г. Федосова Ирина Андреевна
Народная сказительница. Родилась в 1831 г. в дер. Сафроново Толвуйской вол. Петрозаводского у. Олонецкой губ. в многодетной семье Юлиных. По ее словам, уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы». Первые фольклорные записи были сделаны от нее в 1867 г. преподавателем Олонецкой духовной семинарии Е.В. Барсовым, ставшим впоследствии знаменитым собирателем и исследователем древнерусской письменности. Федосову называли «народной поэтессой», и в этом не было никакого преувеличения, ее причитания были во многом «авторскими». Она создавала новые, вполне законченные и самостоятельные плачи-поэмы, в которых объединяла в одном произведении целый ряд отдельных действий, длящихся зачастую несколько дней и состоящих из множества отдельных причитаний. Известно, что запись свадебного или похоронного обрядов от одного или даже нескольких исполнителей-участников не дает представления о всей картине, — необходимо восстановить и свести воедино записи всех участников этой народной драмы, народной оперы. Последние годы жизни Федосова провела в Петербурге, в доме Т.И. Филиппова - крупного государственного чиновника и мецената, друга А.Н. Островского, М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского. В 1896 г. ее голос был записан на один из первых фонографических восковых валиков, эта запись сохранилась. Незадолго до смерти Федосова пожелала вернуться на родину.
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5233677166ec00a92ed86d.jpg)
Ирина Андреевна Федосова
1922 г. Открытие Приамурского Земского Собора во Владивостоке.
Земский Собор стал плодом молитв и усилий многих и многих Русских людей Он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой Самодержавной России. В Земском Соборе принимали участие выборные не только от местного, уссурийского и амурского казачества, но и представители Оренбургского, Уральского, Семиреченского, Иркутского, Енисейского и Забайкальского казачьих войск. Земский Собор впервые за пять лет смуты, принял курс на восстановление Русской государственности в ее исконной православно-самодержавной форме.
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b52341086603300a9ccbde7.jpg)
Открытие Приамурского Земского Собора
1923 г. На базе больницы графа Н.П. Шереметьева открыт институт травматологии и неотложной помощи им. Н.В. Склифосовского, который через некоторое время был реорганизован в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b523503f909d900a9c084ba.jpg)
НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
1926 г. Васнецов Виктор Михайлович
Русский художник, участник монархического движения, член редкомиссии «Книги русской скорби». Родился 15 мая 1848 г. в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ. Получил заказ расписать строящийся в Киеве кафедральный Владимирский собор. В 1885-1891 гг. работал в Киеве над росписью собора, по окончании работ в 1893 г. был избран действительным членом Петербургской Императорской Академии художеств. На своей первой персональной выставке в 1898 г. Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современниками. Во время революции 1905 г. Васнецов вышел из Академии, после того как студенты устроили митинг в залах, где размещалась его выставка, т.к. считал, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой». Принимал участие в патриотическом движении. Был членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 г. постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для Съездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была исполнена Васнецовым и иконописцем В.П. Гурьяновым и освящена митр. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 г. в день открытия Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апреля - 1 мая 1907 г. Васнецов был также автором прекрасного памятника на могиле одного из вождей монархического движения В.А. Грингмута. Васнецов продолжал много трудиться, выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Сюжеты его картин отличаются особым русским национальным духом: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5235a17438af00a9920ab8.jpg)
В. М. Васнецов в 1895 году
1941 г. В Ленинграде началось круглосуточное дежурство на крышах и чердаках для тушения зажигательных бомб
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5237510fd17e00a8a96f03.jpg)
1944 г. от фашистов освобожден город Псков
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b5237a0ff632400aa8625ea.jpg)
1994 г. Начало игр Доброй воли в Санкт-Петербурге.
![](/files/uploads/histories/pub_5b522d01d86e5c00a8b3f9ed_5b52386b7438af00a9920ad4.jpg)
Значок игр Доброй воли в Санкт-Петербурге