+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 24.11.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

Все понятно!

День в истории России!
14 мая / 27 мая.

Сидор Огуречник. Сидор Бокогрей. Прилет птиц

Сидор с ветрами. День памяти мученика Исидора (251 г.) и блаж. Исидора Твердислова, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474 г.).

До этого дня по земле еще заморозки ходили, но пришла им пора – отступить. На Сидора холодно – все лето такое. В этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ними приносится тепло. Ранние ласточки - к счастливому году.

Carl Brenders и его птицы

С этого дня прекращаются северные ветры. Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а вот если день холодный да ветреный - огурцов не жди.

1654 г. Явление чудотворной иконы Божией Матери Теребеневской.

Икона Богородицы Теребенская (Теребинская)

1813 г. Кайсаров Андрей Сергеевич

Первый русский профессор из дворян, преподававший на русском языке, первый русский ученый-славист, писатель, общественный деятель, герой Отечественной войны 1812 г. 

Родился 16.11.1782. 

Кайсаров Андрей Сергеевич

В 1804 г. Кайсаров издал на немецком языке книгу «Славянская и российская мифология», написанную в «азбучном порядке», которая затем на русском языке вышла в Москве в 1807 г. и 1810 г. Это был первый в России словарь языческих мифов. Тщательное изучение древнейшей славянской культуры и литературы легло в основу невоплощенного замысла — составления «Сравнительного словаря славянских наречий».

1829 г. Морской бой брига «Меркурия» с турецким флотом.

Бриг «Меркурий» крейсировал у Константинопольского пролива. Неожиданно появился турецкий флот. Произошло трехчасовое сражение с двумя линейными - 110- и 74-пушечными - турецкими судами.

Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями 14 мая 1829 года. Ткаченко М. С.

Командир брига А.И. Казарский (1798-1833) приказал прибить флаг к мачте, чтоб ни в каком случае не могло быть речи о сдаче. По предложению поручика корпуса штурманов Прокофьева, офицеры поклялись, что тот из них, кто останется в живых, воспламенит выстрелом крюйт-камеру с порохом. На шпиль брига положен был заряженный пистолет.

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой (1848)

После длительного боя турки вынуждены были отступить.

На рапорте адмирала Черноморского флота А.С. Грейга

А.С. Грейг. БРИОСКИ В. И.

Государь Николай I написал: «Капитан-лейтенанта Казарского произвести в капитаны 2 ранга, дать Георгия 2-степени, назначить флигель-адъютантом с оставлением при прежней должности и в герб прибавить пистолет.

Портрет флигель-адъютанта капитана I ранга А.И.Казарского. Художник Дементьев И.Н.

Всех офицеров - в следующий чин, и у кого нет Владимира с бантом, то таковой дать. Штурманскому офицеру сверх чина дать Георгия 4-го класса. Всем нижним чинам - знак отличия военного ордена и всем офицерам и нижним чинам - двойное жалование и пожизненный пенсион. На бриг «Меркурий» - Георгиевский флаг.

По приходе брига в ветхость заменить его другим, новым, продолжая сие до времен позднейших, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его имя во флоте никогда не исчезло и, переходя из рода в род, на вечные времена служила примером потомству».

1832 г. Создан законодательный институт присяжных стряпчих в России.

«Комната присяжных поверенных во время перерыва» Д. А. Щербиновский

1896 г. День Священного Коронования Их Величеств Царя Николая II и Царицы Александры Феодоровны. 

Москва. Древний Кремль. Успенский собор – Дом Пресвятой Богородицы. Священное коронование.

Шествие Николая II в Успенский собор во время его коронации

В день коронации, в карауле был Преображенский полк. К 9 ч. утра в Успенском соборе собрались почетные гости. От крыльца Большого дворца к паперти собора были постланы ковры.

Портрет митрополита Сергия Ляпидевского. Работа О.В. Симонова

На паперти Государя встретило духовенство и московский митрополит Сергий обратился к нему со словами:

«Благочестивый Государь! Настоящее твое шествие, соединенное с необыкновенным великолепием, имеет цель необычной важности. Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя Царский венец и восприять священное миропомазание. Твой прародительский венец принадлежит Tебе Единому, как Царю Единодержавному, но миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит Тебе восприять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения. Чрез помазание видимое да подастся Тебе невидимая сила свыше действующая, к возвышению Твоих царских доблестей озаряющая Твою самодержавную деятельность ко благу и счастью Твоих верных подданных».

Л. Туксен. «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года».

В соборе Государь и Государыня заняли места на троне под балдахином напротив алтаря; Царь-Мученик выбрал для своего коронования трон Царя Михаила Феодоровича; Царица-Мученица – Великого Князя Иоанна III. Отдельный трон был воздвигнут для Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны.

Митрополит С.-Петербургский Палладий, взойдя на верхнюю площадку трона, предложил Государю прочесть Символ Веры.

Портрет митрополита Палладия. 1893 г. Редковский А.

Император Николай II громким, отчетливым голосом повторил слова Символа Веры. Облачившись в порфиру и венец, взяв в руки державу и скипетр, Он затем прочел коронационную молитву начинающуюся словами: «Боже Отцов и Господи милости, Ты избрал мя еси Царя и Судию людям Твоим»...

После чего первоиерарх, митрополит С.-Петербургский Палладий, после коленопреклоненной, от лица всего народа, «Молитвы за Царя» (когда один Император, в короне и порфире, стоял у престола) сказал: «Святая Церковь Православная видит в лице Твоем Царя по сердцу Божию, Богом просвещенного ревнителя веры и благочестия, высокого своего покровителя и защитника, преемственного исполнителя древнего о ней проречения: и будут цари кормители твои (Ис. 49, 23), а Отечество зрит в Тебе, Избранник Божий, богомудрого Зиждителя народного благоденствия, праведного Судию и благопопечительного Отца своего. Радуйся, Россия, радостию велиею! Божие благословение воссияло над тобою в священной славе Боговенчанного Царя твоего. Ты же, Царь Православный, Богом Венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце Твое: верою и благочестием и цари сильны и царства непоколебимы».

После литургии, которую Государь выслушал стоя, сняв с себя Венец, Он восприял миропомазание.

Миропомазание императора Николая Александровича. Валентин Серов (1865-1911)

В этот миг колокольный звон и салют из 101 выстрела возвестили городу, что таинство совершилось.

Митрополит Палладий ввел Государя в алтарь через царские врата, и там Он приобщился святых Таин «по царскому чину» под обоими видами.

Принятие Государем Императором Святых Таин

1896 г. Учреждение наперсного иерейского креста.

В этот знаменательный день Священного Коронования Император Николай II ввел Государственным указом наперстный священнический крест, возлагаемый при иерейской хиротонии. На лицевой стороне был изображен Распятый Спаситель и помещены следующие Надписи «Господь – Царь Славы» (вверху); «IС ХС» (на концах широкой перекладины); «Ника» (под нижней косой перекладиной). На оборотной стороне креста было написано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4, 12). Лета 1896 г., мая 14 дня».

Крест иерейский наперсный с монограммой императора Николая II и датой его коронации, Российская Империя, Санкт-Петербург, 1896 год, серебро "84", литьё, прочеканка, гравировка, размер креста: 120 мм х 65 мм, длина цепи: 660 мм, вес – 225 гр., клейма: пробирного мастера "А.С.", 84 пробы в овальном щитке с двумя перекрещенными якорями и скипетром", инициалы мастера "ДШ".

Кресты 1896 г. стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 г. так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников.

Крест был по существу заветом Царя Небесного через Своего Помазанника, Царя земного, русскому священству, которому предстояло пасти словесных овец стада Христова, лишенных, по своим грехам, земного Православного Царства.

1905 г. Цусимское сражение

Беспримерный подвиг русских моряков в Цусимском проливе, разделяющем Корею и Японию.

14 мая русская эскадра вошла в Корейский (или Цусимский) пролив. Японцы в тумане чуть ее не пропустили; их разведчики наткнулись только на последние русские суда. Адмирал Того тотчас вышел наперерез русской эскадре.

Адмирал маркиз Того Хэйхатиро

Он отдал приказ: «От этого боя зависит все будущее Японии». На этот раз японцы не стремились беречь свои суда: даже если бы они одержали верх дорогой ценой, — никакая новая эскадра еще несколько лет не могла больше выйти из русских гаваней.

Эпизод Цусимского сражения 14.05.1905 г. С.В.Пен, 1991.

Как только завязался бой, сразу сказалось превосходство японского флота. Меньше чем через час затонул первый русский броненосец «Ослябя». Эскадры сходились и расходились; бой тянулся до темноты; но к ночи, после геройского сопротивления, погибли еще три (из четырех) новых броненосцев; два из них — со всем экипажем.

Эскадренный броненосец "Ослябя" (12674 тоннъ). Издание П. Апостола 59

Адм. Рожественский был тяжело ранен осколком снаряда и перевезен с «Князя Суворова» на миноносец.

Ночью от минных атак погибло еще несколько русских судов. На заре 15 мая, от эскадры оставались лишь остатки. Отдельные корабли — «Светлана», «Адм. Ушаков» — гибли один за другим в неравных поединках.

Эскадренный миноносец «Бедовый»

Миноносец «Бедовый», на котором находился раненый адм. Рожественский, сдался.

Адмирал Зино́вий Петро́вич Рожественский

Последняя группа судов — два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны — была окружена превосходными силами врага, и адм. Н.И. Небогатов — по его словам, из желания «спасти две тысячи молодых жизней» — сдался японцам с четырьмя судами.

Николай Иванович Небогатов

До Владивостока добрались только небольшой крейсер «Алмаз»

 

и два миноносца; быстроходный «Изумруд» разбился о камни к северу от Владивостока, а три других крейсера, под командой адм. О.А. Энквиста, повернули на юг и укрылись в Маниле на Филиппинских островах.

Оскар Адольфович Энквист

Флот был уничтожен целиком, тогда как японцы потеряли всего несколько миноносцев. Русские моряки показали в этом безнадежном бою большое геройство, но перевес противника оказался слишком велик.

1908 г.

Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадский. Н. Климова

в своей проповеди сказал: 

«Никто не может поставлять на царство ни одного Царя земного, кроме Царя Небесного – Бога. Не сам собой, а Богом Царь царствует. Бог назначил в Россию быть Царям из рода Романовых, и этот род по милости Божией, царствует… А вы друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия – не будет России; заберут власть те, которые сильно ненавидят нас».

1909 г.

Пламенный проповедник и Новомученик Российский протоиерей Иоанн Восторгов вернувшись из поездки по Востоку, произнес свое Слово «Россия и Восток» в Кафедральном соборе Владивостока, в день священного Коронования Императора Николая II, при большом стечении богомольцев.

Сщмч. Иоанн Восторгов. Икона работы Владимира Гука

Вот некоторые места из этого исторического Слова: «В этом городе, который носит громкое и выразительное имя «Влади—восток», в нынешний глубоко знаменательный день памяти Священного Коронования Царя,— события, во всей глубине значения и содержания понятного только христианскому сердцу и особо вдумчивому уму, напоминающего о таинственной, религиозно-мистической связи Царя и народа, освященной Духом Божиим, и получающего высшее объяснение только при мысли о мировом значении и мировых задачах России;

М. Нестеров. Картина "На Руси. Душа народа".

наконец, лично мне, призванному Архипастырем к слову церковного проповедования сегодня, на другой день после того, как я возвратился в Россию, повидав соседние страны Востока: Китай, Японию, Корею,— естественно говорить о значении России и Востока и отсюда уже делать выводы и поучительные уроки в настоящем торжественном собрании градских и воинских чинов, при молитве о Царе и Царстве.

Ю.Анискин. Дальний Восток

Обратимся теперь мысленно к нашему родному русскому народу. Народ христианский, народ единственный в мире, сочетавший начало своего государственного бытия с купелью своего крещения в веру Христову; народ, в своей государственности заключивший церковность и в своей церковности — государственность, народ, определивший себя, как «Святую Русь»,

М. Нестеров. Святая Русь

и опознавший себя в православии («порадейте, православные»); народ-богоносец, по признанию его лучших мыслителей и писателей, — этот народ поистине есть Новый Израиль.

Юрий Редозубов. Заснеженный ЖД вокзал

Как ни бранят его прошлое, его психологию и характер, его государственность, самодержавие его царей, как силу якобы пагубную и разрушительную, однако, факт на лицо: он от берегов Днепра и Ильменя, из малого зерна-племени, при всех невзгодах, вырос в силу мировую и дошел до Великого океана — города, коему дал пророческое и выразительное имя: «Влади — Восток».