+7 (812) 577-78-43
День в истории России!
25 марта / 7 апреля.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Праздник Благовещения установлен в память о возвещении Архангелом Гавриилом – благовестником тайн Божиих – Пресвятой Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя мира.
Благовещение, XVIII век, Патмос. Гавриил передаёт Деве Марии свиток со словами приветствия, в вышине виден Бог-Отец и исходящий от него Святой Дух в виде голубя
Когда в последние годы существования Ветхозаветной Церкви приблизилось время вочеловечения Спасителя, нужно было, чтобы нашлась чистейшая, непорочнейшая, святая Дева – сосуд, достойный воплотить Сына Божия. Таковым сосудом была Божиим промыслом подготовлена Мария, отрасль святых праведных Иоакима (из рода Царя Давида) и Анны (сестра Анны Елизавета была матерью Иоанна Предтечи). Жили они в Назарете, однако по обету Своих святых родителей, дотоле бездетных, вымоленная ими у Господа дочь Мария была ими посвящена Богу и с трех лет была отдана жить при Иерусалимском храме.
Икона «Богородица у колодца». Середина XIX века, Мстёра
Соответственно величию этого дня, церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится в Пасху, а пост ради него ослабляется: поэтому еще VI Вселенский Собор постановил совершать в день Благовещения литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров.
Благовещение — один из самых распространенных сюжетов русского иконописания.
Наши предки говорили, что Благовещение — самый большой у Бога праздник. В день этот, как в Пасху, и грешников в аду не мучат. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, — солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на время крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. В древнем русском быту с праздника Благовещенье считали начало года, который от сего нередко назывался у наших предков «благовещенским».
Благовещение считалось также началом весны.
Бялыницкий-Бируля В. К. В начале весны
По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранились нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божия для хорошего роста и плодородия своих нив.
В праздник Благовещения наши предки выражали свою радость, отпуская птиц на волю, надеясь, что создания эти будут благословлять их пред Творцом в благодарность за свою свободу. Нельзя не заметить, что обычай этот довольно соответствует празднику Благовещения как великому дню свободы всего мира.
Кропачева Светлана Юрьевна. Ранней весной (этюд)
В Москве патриарх, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб Государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике своего домового собора в честь Благовещения Богоматери, начатого постройкой в 1397 сыном Димитрия Донского Василием. Патриарх каждому из церковных властей и царских бояр давал по целому хлебу «укругами», т.е. толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же укруги с небольшим количеством вина получал и народ.
Царице и всему царскому семейству с ближним боярином посылал патриарх то же самое: стольники несли хлеб и кубки с вином.
1663 г.
В праздник Благовещения по указу Царя Алексея Михайловича на Аптекарском дворе кормили триста нищих в один прием и триста восемьдесят два человека - во второй. В разных местах угощали нищих калачами, варенцом, по чарке вина и кружке меда каждому. В монастырской богадельне, где находилось сто двадцать три человека, Царь также распорядился выдать еду и питье. За две недели до смерти Алексей Михайлович «в Верху» кормил сто нищих, оделив каждого сверх того деньгами (по двадцать пять копеек). По улицам развозили хлебы, предназначенные в качестве милостыни - иногда это тысячи «двуденежных» хлебов.
Царь Алексей Михайлович Романов
Царь часто ходил по московским богадельням, раздавал деньги и харчи. Таких богаделен действовало несколько: Ильинская, Моисеевская, «на Кулишках», у Боровицкого моста, Покровская и др. Среди них были казенные. Особое внимание обращалось на увечных и больных. Как могли, их лечили за казенный счет.
1799 г.
За одержанные победы 25 марта 1799 г. Федор Ушаков был произведен в полные адмиралы - поздравления по этому случаю прислали такие выдающиеся военачальники, как английский адмирал Горацио Нельсон и фельдмаршал Александр Суворов.
Портрет адмирала Ф.Ф. Ушакова
Ушаков получил бриллиантовые знаки ордена Святого Александра Невского и орден Святого Иоанна Иерусалимского. Король обеих Сицилий Фердинанд IV прислал ленту ордена Святого Януария. Султан Селим III - высшую награду - челенг, алмазное перо из своей чалмы, соболью шубу и тысячу червонцев.
1828 г. Награждение «Азова»
Экипаж 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота «Азов», за доблесть и героизм в Наваринском сражении, где он потопил два турецких фрегата и корвет, сжег 60-пушечный фрегат под флагом Тахир-паши, заставил выброситься на мель и взорвал 80-пушечный корабль, а затем уничтожил 64-пушечный флагманский фрегат Мухарем-бея.
Корабль «Азов» на картине Айвазовского «Сражение при Наварине» (фрагмент, 1848)
Потери «Азова» составили 24 человека убитыми и 67 раненных. На «Азове» получили боевое крещение: лейтенант П.С. Нахимов,
П.С. Нахимов. автор А.Ф. Першаков
мичман В.А. Корнилов,
К. П. Брюллов. В. А. Корнилов борту брига «Фемистокл» (1835)
гардемарин В.И. Истомин.
Россия (2009): почтовая марка к 200-летию со дня рождения Владимира Ивановича Истомина
Впервые в истории Русского флота он был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом, в торжественной обстановке поднятыми во время стоянки на Мальте.
1918 г. Большевики разрушили памятник герою Русско-турецкой войны генералу М.Д. Скобелеву.
Снос памятника М.Д. Скобелеву, апрель 1918г.
1925 г. Патриарх Тихон
В день Благовещения в 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон, волею Божией поставленный – Поместным Собором и жребием – во главе Русской Церкви в беспрецедентное время богоборческих гонений.
По словам очевидца: «…На похороны Святейшего Московского и всея России Патриарха Тихона пришло больше народу, чем на похороны «вождя мирового пролетариата» Ленина.
День и ночь, без перерыва, народ шел проститься с Патриархом. За первый день, по слухам, было подано 60 000 свечей. …Вереница прощающихся растянулась на целую версту…».
1934 г. Шмурло Евгений Францевич
Русский историк. Умер в эмиграции.
Из всех многочисленных трудов Шмурло особо следует отметить его «Курс русской истории» (1931), примечательный научной дотошностью.
Шмурло, Евгений Францевич, профессор. Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
В предисловии автор пишет: «Настоящая книга состоит из двух частей: в первой события русской истории излагаются применительно к тому, как они установлены в науке, и потому могут считаться более или менее бесспорными и общепризнанными; вторая часть посвящена тем «Спорным и невыясненным вопросам русской истории», которые и до сих пор понимаются и толкуются по-разному. Первая часть знакомит с фактами, вторая предлагает читателю свод главнейших мнений по тому или иному спорному вопросу и должна служить материалом для самостоятельной критической работы...».
1975 г. Иванов Валентин Дмитриевич
Писатель.
Иванов Валентин Дмитриевич