+7 (812) 577-78-43

mostotrest@rambler.ru

ru en zh
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
AAA
Цвет сайта:
AA
Вернуться к обычной версии сайта >

Внимание!

В ночь на 26.04.2024 мосты по Неве, Большой и Малой Неве разводятся по графику.

 

Все понятно!

День в истории России!
14 марта / 27 марта.

Венедиктов день. Федор скотник

Об этом дне говорили: «На Федора Скотника не ленись — скотинке поклонись». В этот день обихаживали домашних животных, выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия. Крестьяне никогда не говорили — «домашние животные», всегда только — «скотина». За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось: Скотину водить — не разиня рот ходить. Семью было трудно прокормить без коровы: «Корова на дворе — харч на столе».

Климентов Михаил Иванович (1889-1969. Крестьянский двор.

Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью: свинья — копилка: что в нее положишь, то и возьмешь. Существовали и особые тайны ухода за свиньями: свиней скликать, глядя в окно, — в огород не полезут, если загонять свиней в хлев есть, то свинья поест поросят. На Федора Скотника мороз — и всю неделю мороз.

Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Древнейшая вариация на тему Феодоровской — Богоматерь Страстная из Дмитриевского монастыря в Кашине (XIII век)

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (1246 г.), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата.

Ярослав II Всеволодович (Феодор).

Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (1238 г.) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 г. торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Великий князь Александр Ярославич Невский. Худ. В. Боровиковский

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Великий Князь Василий Ярославич. В 1274 г. им созван собор епископов для восстановления церковных уставов. В. П. Верещагин — Альбом. История Государства Российского в изображениях державных его правителей

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала ХVII века – прекращением Смутного времени. 

Именно перед Ней пала ниц мать Будущего Царя старица Марфа, и произнесла: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истинный, на благо Себе и отечеству!». В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта.

Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800).
Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит

Однако благословила она сына своего на Царство Тихвинской иконой Божией Матери (26.06.1383 г.), чудесный первообраз которой перешел на Русь (будущий Третий Рим) чудесным образом по воздуху, из Царьграда (Второго Рима), куда, в свою очередь, был перенесен из Иерусалима.

Тихвинской иконой Божией Матери

Царь - Мученик особенно чтил Феодоровский образ Божией Матери, свидетельство чему строительство им в Царском Селе Феодоровского Государева Собора.

1168 г. Благоверный Великий Князь Ростислав

Киевский, Смоленский, великий князь, в крещении Михаил, третий сын св. Мстислава Великого — вел. кн. Киевского.

Ростислав Мстиславич. Изображение из Русского биографического словаря

В молодости отличался доблестью, но только из послушания старшему брату вел. кн. Изяславу II принимал участие в тяжких для него междоусобных войнах. Когда же он сам стал вел. князем, то больше всего заботился о том, чтобы на Земле Русской был мир. При его княжении междоусобицы на Руси не было. Св. князь всей душой стремился к Церкви: он создал в своем Смоленском уделе множество храмов, тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архим. Поликарпом.

Борис Чориков. Ростислав и его племянник Мстислав находят умирающего Изяслава.

Блгв. Ростислав жаждал иноческой жизни, однако прп. Поликарп говорил ему о том, что дело князей — княжить, творить суд и блюсти церковное целование. Но, видя непреклонное и пламенное желание вел. князя, произнес: «Да будет воля Божия». Блгв. Ростислав велел приготовить себе келью в Печерском монастыре. Тяжело заболевшего князя по его приказу повезли в Киев, в Феодоровский монастырь (созданный его отцом), но по дороге св. Ростислав скончался. Перед смертью он сказал своему духовному отцу — прп. Поликарпу: «Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь то, что я не выполнил обета моего». Потом он воззрел на св. иконы и, проливая умиленные слезы, тихо скончался. Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, рядом с отцом, как сам кн. Ростислав и желал.

Смоленский князь Ростислав Мстиславич, отец Рюрика и Давыда.

Ростислав Мстиславович был последним великим князем, получившим под конец своей жизни прежнее значение великого князя Киевского, объединявшего под своею рукой всех остальных князей Русской Земли. При его приемниках значение Киевского стола быстро и окончательно рушится.

Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре. Православная Церковь дала ему наименование Блаженного.

1353 г. Феогност, Митрополит Киевский и Московский

Митрополит, уроженец Константинополя, преемник на Киевской и Владимирской кафедрах митр. Петра.

Был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», т. е. митр. Петра.

Иван Калита приглашает митрополита Петра в Москву. Смолин А.

В то время Русью правил Иоанн Калита, кн. Московский. И тишина настала на Русской земле, а Московское княжество стало расти и крепнуть.

После страшного пожара в Москве митрополит, несмотря на то, что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви.

Свт. Феогност, митр. Московский. Деревянная скульптура XVII в. Репродукция по кн. Русская деревянная скульптура,

Предчувствуя свою кончину, он назначил епископа Владимирского Алексия своим преемником. После продолжительной болезни доблестный первосвятитель скончался от свирепствовавшей тогда язвы, известной под именем черной смерти, и через три дня погребен в московском Успенском соборе неподалеку от своего предшественника — святого Петра.

Митрополит Петр (икона XV века).

В 1471 г. его св. мощи были обретены нетленными, а к лику святых он был причислен в XIX в.

1583 г. Ермак завоевал столицу Сибирского царства Искер.

Андрей Петрович Лях."Ермак в бою".

Кн. Кучум бежал, русские воины построили новую крепость.

1613 г. Михаил Феодорович Романов согласился стать Царем.

«Тебя убо, превеликий государь, не по человеческому единомышлению, ниже по человеческому угодью предъизбра, но по праведному суду Божию сие царское избрание на тебе, великом государе, возложи... Не мы сей подвиг сотворихом, но Пречистая Богородица с великими чудотворцы возлюби тебе и святую волю Сына своего и Бога нашего изволили исполнити на тебе, государе нашем»,— говорилось в челобитьи, представленном 14 марта 1613 г. в Ипатьевском монастыре царю Михаилу Феодоровичу посольством от Великого Земского Собора: архиепископом Феодоритом, боярином Феодором Шереметевым и другими.

14 марта 1613 года. Михаил Федорович и его мать инокиня Марфа Ивановна принимают от московского посольства челобитные грамоты Земского собора об избрании его на царство у стен Костромского Ипатьевского монастыря

Вечером этого дня Михаил сказал матери: «Они во всем положились на праведныя и непостижимыя судьбы Божии». Марфа благословила сына, Михаил принял от Архиепископа Федорита символ Царской власти - посох, допустив всех к царской руке, и сказал, что поедет в Москву скоро.

Иван Кузнецов (род. 1970). Призвание на царство Михаила Романова. 1996.

С 14 марта 1613 г. Земский Собор и воеводы ополчения, собранного на очищение земли, стали лишь простыми исполнителями Царской власти до полного установления всех старых порядков Московского государства, так как Пожарский и Минин, шли с последними людьми от земли, «не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а напротив, шли с одной мыслью и одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды…»

1720 г. Указ Царя Петра I

В указе говорилось, что все раскольники могут чистосердечно придерживаться раскола, только платя двойной оклад, и затем не должны страшиться какого-либо другого наказания.

1721 г. Указ Царя Петра I

Указом дозволялось всем людям заводить шелковые фабрики. Учредители пользовались привилегиями на 50 лет, а вступавшие к ним в компанию - от 10 до 15 лет со времени своего вступления.

Ткацкий станок и пресс на бумажном клейме Большой Ярославской мануфактуры. Сер. XVIII в.

1851 г. Открыт памятник Ивану Сусанину в Костроме

По повелению Императора Николая I торжественное открытие памятника было назначено на день Феодоровской иконы Божией Матери – главной святыни Костромского края, с 1613 г. считавшийся покровительницей династии Романовых. Снесен в 1918 г.  

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину

Когда памятник был уже разрушен, большевики, обсуждая коленопреклоненную позу Сусанина, подчеркивали, что царизм принизил народного героя, поставив его на колени! Бесспорно одно: сусанинский монумент очень быстро вписался в замечательный архитектурный ансамбль центра города, став одним из символов Костромы, подобно медному всаднику – символу Петербурга или памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади – символу Москвы. Автор памятника – В.И. Демут-Малиновский.

1920 г. Терская Голгофа

27 марта 1920 г. терские казаки — жители станиц Аки-Юртовской, Тарской и Сунженской вооруженными большевистскими отрядами были изгнаны из своих домов и построены в колонны. Никакое имущество казакам брать не разрешали, только семьям казаков-красноармейцев разрешили брать имущество, но не более одной телеги. Колонны пеших казаков-выселенцев под вооруженным конвоем двигались несколько десятков километров к железнодорожному разъезду Далаково, ныне город Беслан.

Путь к Беслану стал «маршем смерти». Всех пытавшихся бежать и тех, кто уже не мог идти, в первую очередь детей и стариков, конвоиры убивали. Вдоль дорог также стояли заранее собравшиеся чеченцы и ингуши, как писали тогда в документах — «группы возмущенных горцев», которые, не трогая конвоиров, убивали идущих в колоннах казаков. По словам современников, вся дорога до самого Беслана была покрыта телами убитых. Но и на конечном пункте — станции Далаково мучения выселяемых не закончились. Несколько сотен, а, возможно, и тысяч казаков — ввиду отсутствия вагонов, — были расстреляны из пулеметов и изрублены шашками на лугу в нескольких километрах от станции. Тела убитых были захоронены в заранее вырытых огромных ямах.

Истребление терских казаков продолжалось в течении всей весны 1920 г. Впоследствии были полностью выселены еще несколько станиц — Ермоловская, Закан-Юртовская (Романовская), Самашкинская, Михайловская, многие станицы были выселены частично. Точное число погибших во время мартовско-апрельской резни 1920 г. неизвестно. Современными исследователями называются цифры от 4 000 до 35-38 000 человек.

Этот день и сегодня считается Днем поминовения терских казаков, репрессированных преступным большевицким режимом.

1958 г. Председателем Совета министров СССР назначен Н.С. Хрущев.

Н.С. Хрущев

1968 г. Погиб космонавт Юрий Гагарин.